Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: Книги :: K008 :: 10-й член Символа Веры

10-й член Символа Веры

E-mail Печать PDF


ИСПОВЕДУЮ ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ.


Дух святой, о котором мы говорили при изъяснении 8-го члена Символа Веры, изливается на человека через Церковь и святые таинства. Таинства эти как бы потоки живой воды, без которой человек не может жить духовно, не может жить по-христиански. Таинство — это священное, Богом установленное действие, через которое верующим подается особая сила Божия, благодать Святого Духа. В таинствах видимые действия соединяются с невидимыми, благодатными, таинственными действиями Святого Духа, поэтому они и называются таинствами. Совершать таинства могут только лица особо посвященные — епископы, как преемники апостолов, на которых сошел Святой Дух, и священники, как сотрудники епископов. Они совершают таинства от лица Церкви и при общей молитве Церкви. Но епископы и священники совершают только видимые действия в таинствах, невидимая же сила спасительной благодати дается этим действиям от Бога. Есть семь основных таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение. В крещении человек освобождается от всех грехов и рождается в жизнь духовную и святую. В миропомазании он получает благодать, которая возращает и укрепляет его для духовной жизни и дает ему способность бороться с врагами своего спасения и преуспевать в вере и жизни христианской. В причащении христианину дается истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа в оставление грехов и в жизнь вечную. В покаянии человек врачуется от болезней духовных, т. е. от грехов, в которые он впадает после крещения. В браке он получает благодать, освящающую супружество, рождение и воспитание детей. В елеосвящении христианин через исцеление от болезней духовных, исцеляется от болезней телесных. В священстве он получает благодать совершать богослужения и духовно возрождать и воспитывать других через учение и совершение таинств. Таковы те благодатные дары, которые получает человек через таинства. Вся жизнь человека освящается ими, они его укрепляют, очищают, делают святым.

О таинствах говорится в десятом члене символа веры. Правда, там названо только одно основное, первое таинство — крещение, но под ним разумеются и прочие таинства, так как через таинство крещения для христианина открывается возможность принимать и другие таинства. Первое таинство, которое совершается над человеком, вступающим в Церковь Христову, есть таинство крещения. В таинстве крещения человек умирает для греховной жизни и духовно возрождается, входит в Божию семью, становится членом Церкви. Без крещения нельзя быть христианином: «Кто не родится водою и духом, не может войти в Царствие Божие» — говорит Господь Иисус Христос (Ио. 3, 5), предуказывая на таинство крещения. А в словах: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28, 19) Он прямо устанавливает это таинство.

Слово крестить значит «очистить, омыть». В таинстве крещения человек очищается, омывается, избавляется от грехов, становится новым, чистым душою человеком. Для того, чтобы принять это таинство, надо иметь веру и раскаяться во всех своих грехах, надо отречься от сатаны и всех дел его и захотеть соединиться со Христом. С момента крещения человек получает ангела хранителя и становится воином Христовым. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, — говорит Господь, — а кто не будет веровать, осужден будет». Таинство крещения совершается только однажды; оно, как духовное рождение, не повторяется. «Один Господь, одна вера, одно крещение», говорит апостол (Ефес. 4, 5). Так и в символе веры сказано: «исповедую едино крещение во оставление грехов». Крещение необходимо для всех людей с самого начала их жизни, поэтому человека крестят еще в младенческом возрасте. Господь Иисус Христос говорил: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мф. 19, 14). Так и поступали святые апостолы и принимали детей в Христову Церковь. Вспомним для примера апостола Петра, который в Яффе крестил первого из язычников, римского сотника Корнилия, со всем его домом от мала до велика. Вера крещающего священника, родителей и восприемников (крестных родителей) восполняет недостаток сознания в младенце; благодать Божия действует при этом вне зависимости от возраста. Однако, восприемники (крестные) принимают на себя обязательство научить истинам веры своего крестника или крестницу.

Крещение совершается так: приступающему к крещению дается имя в честь какого-либо святого: затем читаются молитвы об отогнании злого духа от крещаемого. Крещаемый (за младенца его восприемники) отрекается от сатаны и обещает веровать и служить Христу и читает Символ веры. Потом освящается вода и крещаемый трижды погружается в воду со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». Это самый главный момент: на крещаемого в это время невидимо сходит Святой Дух, очищает его от грехов и возраждает к новой христианской жизни. После этого крещаемому дается белая одежда, в знак чистоты его души, и крест. Не крещенный человек не может принять ни таинства миропомазания, ни какого-либо другого таинства. В случае смертельной опасности для младенца, и если нет поблизости священника, крещение может быть совершено не священником, а всяким христианином, даже крещеным ребенком. В таких случаях надо только взять чистую воду и окунуть в нее трижды или окропить ею трижды некрещеного младенца со словами: «Крещается раб Божий (дать имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь». Если после этого ребенок выживает, то крещение уже не повторяется, и священник лишь восполняет пропущенные молитвы и совершает таинство миропомазания.

Таинство миропомазания обычно совершается сразу после крещения. В крещении, как уже сказано, мы рождаемся в жизнь духовную, освобождаемся от всех грехов и чистыми, невинными вступаем в царство Христово. Но как при телесном рождении новорожденный ребенок нуждается для продолжения своей жизни в свете, воздухе, питании и движении, так же точно и тотчас по возрождении человека в жизнь духовную, ему необходима благодатная сила, которая служила бы для него и духовным воздухом и светом, и при помощи которой он мог бы и поддерживать свою духовную жизнь и постоянно в ней укрепляться и возрастать. Вот эта-то особая благодатная сила и дается нам через таинство миропомазания. В нем верующему, при помазании священным миром частей тела во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие его в жизни духовной, нисходит сам Дух Святой со всеми Его благодатными дарами. Благодаря этим дарам разум человека просвещается к познанию истины, а воля укрепляется к деланию добра. Видимая сторона таинства состоит в крестообразном помазании частей тела освященным миром с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Печать, налагаемая на какую-нибудь вещь, является знаком того, что вещь принадлежит владельцу печати. Печать Святого Духа показывает, что человек, получивший эту печать, освящен Святым Духом. Помазуются или получают печать дара Святого Духа следующие члены тела человека: чело (лоб), что означает освящение ума и мыслей человека; грудь, что означает освящение сердца и желаний; очи (глаза), уши, ноздри и уста — что означает освящение чувств; руки и ноги, что означает освящение дел и всего поведения человека. Таким образом весь человек освящается Духом Святым, делается храмом Божиим и жилищем Святого Духа. И как нам надо беречь себя от всякого зла и греха, чтобы не осквернить свою душу и тело, и не потерять благодать дара Духа Святого! Первоначально апостолы вместо помазания святым миром возлагали на человека, принимающего таинство, руки. Это для них было удобнее. Но когда число верующих в Иисуса Христа стало увеличиваться во всех странах, то ни сами апостолы, ни их преемники, епископы, не могли являться повсюду, чтобы тотчас по крещении низводить на всех крестившихся Духа Святого через возложение рук. И это было заменено помазанием миром, которое могли совершать по поручению апостолов, а потом епископов, и священники. Миро же освящали сами апостолы, а потом их преемники, епископы. Первоначально оно освящалось во всякое время, смотря по нужде. Потом св. миро стали освящать на Страстной неделе перед Пасхой*.

О таинстве миропомазания упоминается уже в первом послании св. апостола Иоанна, где сказано: «Вы имеете помазание от Святого... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает и помазание сие учит вас всему, и оно истинно и неложно». (I Ио. 11, 20, 27).Величайшее таинство христианской Церкви таинство причащения. В нем верующим под видом хлеба и вина подается истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную. Таинство причащения установлено Господом в Великий Четверг на Тайной Вечери, когда Иисус Христос впервые причастил Своих учеников. Это было так: «Когда они ели, говорится в Евангелии, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». И взяв чашу и благословив, подал им и сказал: «Пийте от нея вси, сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, еже за многие изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28; I Кор. 11, 28-25). И еще до этого сказал Господь апо-столам: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ио. 6,55-56). Каким образом хлеб и вино претворяются в истинное Тело и истинную Кровь Христа Спасителя непостижимо не только для человеческого ума, но и для ангелов. Это чудо всемогущества Божия. Причащение теснейшим образом соединяет нас с Иисусом Христом, служит источником вечной жизни, очищает нас от грехов и укрепляет для духовной жизни, поэтому мы должны стараться, как можно чаще приступать к этому таинству. Древние христиане причащались каждый воскресный день. Нам следует причащаться непременно каждый год, а по возможности и чаще. Но нужно помнить, что причащение не всегда бывает для нас спасительно; само по себе оно не может нас спасти и привести к вечной жизни. При известном состоянии нашем оно даже служит к нашему осуждению. Чтобы достойно приступить к св. Причащению, нужно предварительно испытать свою совесть пред Богом, раскаявшись на исповеди во всех своих грехах, и примириться со всеми ближними. Кто недостойно причащается, того ожидают здесь на земле болезни, даже смерть, а на небе — суд и осуждение, как предупреждает нас об этом св. апостол Павел в I послании к Коринфянам (I Кор. 11, 29-30). Причащение мирян совершается за Божественной литургией, когда выносится из алтаря святая чаша, и диакон (пли священник) возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите»! Все молящиеся, вспоминая в это время воскресение Господа Иисуса Христа и Его явление ученикам после воскресения, преклоняются перед Святой Чашей, как перед Самим воскресшим Господом. Затем, приготовившиеся к св. Причащению, читают про себя, вслед за священником, молитву перед причащением: «Верую, Господи, и исповедую...» и, по окончании молитвы, с благоговением подходят к Св. Чаше, крестообразно сложив руки на груди, и принимают с лжицы (ложечки) св. Дары.

Тяжело больным священник в особой «дароносице» приносит св. Дары на дом и там, после исповеди и молитвы их причащает. Св. Игнатий Богоносец, ученик св. апостола Иоанна Богослова, говорит «Святое причащение есть путь к бессмертию и верное средство против смерти, чтобы жить вечно во Христе». И, действительно, причащение св. Христовых Тайн часто бывает источником не только духовного укрепления и очищения, но и источником облегчающим, а иногда и исцеляющим и телесные болезни. Велика милость Божия, которая дала нам такое великое таинство.

В таинстве покаяния (исповеди) Господь очищает христиан от грехов, совершаемых после крещения. В этом таинстве, исповедующий свои грехи в присутствии священника, перед св. крестом и Евангелием, стоит перед Самим Господом Иисусом Христом и получает невидимо от Него, а видимо от священника, разрешение от грехов. Покаяние установлено Господом Иисусом Христом, сказавшим святым апостолам: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18) и в другой раз: «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ио. 20, 23). Это право прощать и разрешать (отпускать) грехи от апостолов перешло к епископам и священникам. Прощение грехов совершается после исповеди, когда священник произносит слова разрешения: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя, и аз (я) недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Священник здесь, как преемник святых апостолов, разрешает кающегося от грехов именем Самого Господа Иисуса Христа, который невидимо предстоит и принимает исповедь. На исповеди христианин раскрывает священнику все свои грехи. Исповедь должна быть полной, без сокрытия чего-либо от священника. Исповедоваться надо с искренним сердечным раскаянием, с желанием и твердым решением исправить свою жизнь, с верой во Христа и с надеждой на Его милосердие. Слово Божие дает нам примеры истинного, угодного Богу раскаяния в притчах о мытаре и фарисее и о блудном сыне, в раскаянии благоразумного разбойника и апостола Петра, который после того, как отрекся от Господа «и вышедши вон, горько заплакал», а также и другие. Искреннее раскаяние должно быть подтверждено «плодами покаяния», т. е. исправлением греховной жизни. К исповеди готовятся говением, во время которого стараются особенно усердно молиться, постятся и размышляют о своих грехах. Священник может наложить на грешника особую эпитимию, особые благочестивые упражнения и некоторые лишения, помогающие победить греховные привычки. Иногда священник не разрешает грехов упорного грешника и не допускает его до причащения. Чем чаще исповедоваться, тем лучше, но исповедоваться надо искренне, с твердым намерением исправиться, стать лучше. Чувство покаяния у христианина должно было бы быть не только при исповеди, но и всегда. Потому очень хорошо поступают те, кто ежедневно вечером на молитве задумываются о проведенном дне, просят у Господа прощения в сделанных за день грехах и помощи стать лучше. Кто не привыкнет ежедневно следить за собою, тому бывает труднее разбираться в своих грехах на исповеди.

В таинствах крещения, миропомазания, причащения и покаяния даруется нам благодать Божия, необходимая для спасения каждого из нас; поэтому эти таинства нужны всем и без них нельзя спастись. Но, кроме этих необходимых для всех таинств, Господь дал Своей Церкви еще три особых таинства, которые необходимы только для некоторых лиц. Это — таинства священства, брака и елесвящения.

Таинство священства необходимо для лиц, посвящающих себя пастырскому служению. В христианской Церкви есть особо избранные лица, обязанные совершать богослужения, учить и наставлять в вере и благочестии. Это — священство, священнослужители. В таинстве священства, через рукоположение епископа, дается этим людям благодать для совершения таинств, и священнослужения вообще. Еще во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос избрал и приготовил двенадцать учеников для особого служения в Церкви. Оки должны были совершать некоторые священнодействия и распространять истинную веру. По вознесении Иисуса Христа на небо, Он ниспослал на них Духа Святого для выполнения этой их великой обязанности. Апостолы же, со своей стороны, по внушению Святого Духа, избрали достойных лиц для пастырского служения и передали им благодать священства, через возложение рук. Так возникло в Церкви Христовой таинство священства. Апостол Павел в Милите, сказал пастырям Ефесской Церкви: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Д. А. 20, 17; 28; 6, 6; 14, 21-23; I Тим. 5, 22). Из этих слов св. апостола видно, что не человек, а Святой Дух поставляет в Церкви пастырей.

В священстве различают три степени: епископов, священников или пресвитеров и диаконов. Диакон служит при таинствах, помогая священникам и епископам при их совершении; священник совершает все таинства, кроме рукоположения и зависит от епископа; епископ же совершает все таинства и является ближайшим преемником святых апостолов. Таинство священства от апостолов и до наших дней совершается через возложение рук, «рукоположение», соединяемое с молитвой. Его совершают только епископы и всегда в алтаре, у престола, во время литургии. Чин таинства священства имеется в трех видах, в зависимости от того, кто рукополагается: — диакон, священник или епископ.

Таинство брака, необходимо только для лиц, вступающих в супружество. В таинстве брака преподается благодать Божия, соединяющая и освящающая супружеский союз, наподобие союза Христа с Церковью. В браке рождается новая христианская семья, в семье же рождаются и воспитываются дети; семья, как бы малая церковь и школа духовной жизни. Добрый христианский брак нерасторжим; по слову Господа «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Таинство брака совершается посредине храма, перед аналоем, на котором лежит крест и Евангелие; жених и невеста свидетельствуют перед священником, что они вступают в брак по добровольному согласию. Священник сначала благословляет их в знак радости зажженными свечами, затем с молитвой обручает их кольцами, возлагает на их головы венцы и благословляя, трижды произносит слова, совершающие таинство: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (т. е. их)». После этого читается Апостол о значении таинства брака и об обязанностях мужа и жены (Еф. 5, 20-35) и Евангелие о чуде Иисуса Христа на браке в Кане Галилейской (Ио. 2, 1-11). В это время приносится чаша с виноградным вином, священник благословляет ее и дает пить новобрачным в знак новой общей жизни. Вслед за этим священник соединяет их правые руки и, при пении молитв, трижды обводит вокруг аналоя с крестом и Евангелием. Вступать в брак разрешается, в случае смерти одного из супругов, до трех раз.

Таинство елеосвящения или соборования, предназначено для тяжело больных. В нем больной помазуется елеем и получает от Бога благодать исцеления душевных и телесных страстей. Его совершает собор (собрание) из семи священников, но может совершать и один священник. О таинстве елеосвящения говорит св. апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он сделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Таинство видимо состоит в помазании больного освященным елеем и в молитве веры. Помазание определенных членов больного совершается семь раз, при этом семь раз читаются различные отрывки из Апостола и Евангелия и особые молитвы. Невидимо же в таинстве действует благодать Божия, исцеляющая болезни и дающая прощение грехов и успокоение совести. Чаще всего, благодаря этому таинству, больной получает временное облегчение от болезни и подкрепление к перенесению ее, но иногда бывает после елеосвящения и полное исцеление, и больной мало-помалу выздоравливает и встает с постели. Великим постом, на страстной неделе, это таинство иногда совершается в храме и для всех ищущих исцеления от телесных и душевных недугов.

Десятый член символа веры раскрывает нам духовное богатство таинств. Это целая сокровищница Божией благодати, предназначенная для духовной жизни человека. Надо только верить и желать пользоваться этими богатствами, и тогда никакой враг не помешает человеку жить на земле по-христиански, а после смерти оказаться с Господом Иисусом Христом в Царствии небесном.

Вопросы:

  1. В каких словах символа веры мы исповедуем веру в св. таинства?
  2. Что называется таинством?
  3. Кто имеет право совершать таинства?
  4. Сколько всех таинств?
  5. В чем значение таинства крещения и как оно совершается?
  6. Когда и как может совершить крещение мирянин?
  7. Повторяется ли таинство крещения?
  8. Когда и как совершается таинство миропомазания?
  9. Какое значение для человека имеет это таинство?
  10. В чем состоит таинство причащения?
  11. Как часто надо причащаться?
  12. Как готовиться к причащению?
  13. Как причащаются тяжело больные?
  14. В чем состоит покаяние?
  15. Каково его значение?
  16. Что требуется от приступающего к этому таинству?
  17. В чем состоит таинство священства?
  18. Сколько степеней священства?
  19. Какие между ними различия?
  20. В чем состоит таинство брака?
  21. В чем состоит елеосвящение?
  22. Над кем оно совершается?
  23. Кто и когда его установил?
  24. Во время какого богослужения совершается это таинство?
  25. Какие таинства необходимы для всех и какие только для некоторых из нас?


*) В России оно освящалось в Москве и в Киеве так: в первые три дня Страстной недели — понедельник, вторник и среду — производилось мироварение. Состав мира приготовлялся по особому чину из разных веществ, в знак многоразличных даров Святого Духа. Последнее время в него входили следующие вещества: елей, белое виноградное вино, стиракса, разные сорта ладана, мастика, сандарак, розовый цвет, трава базилика, разные корни (фиалковый, имбирный, кардамоновый и друг.). мускатное масло, перувианский бальзам, терпентин, разные благовонные масла (бергамотовое, лимонное, гвоздичное, розовое и друг.). Весь состав мира окроплялся св. водой, освященною самим архиереем. Затем приготовленное вещество влагалось в мироваренные сосуды, под которыми зажигал огонь сам архиерей. Во все время мироварения священники читали, непрерывно Евангелие, а диаконы, в облачении, мешали в котлах положенные туда вещества. Приготовленное таким образом миро в Великую среду, разливалось в двенадцать сосудов, по числу двенадцати апостолов, которые, как уже было сказано, одни имели право низводить на крещаемых благодать Святого Духа через возложение рук, замененное потом миропомазанием. В Великий четверг, перед чтением часов, эти сосуды священнослужители вносили в храм, поставляли на жертвенник и во время литургии, при великом входе, переносились священниками перед Св. Дарами через царские врата и ставились на престол. После освящения Св. Даров архиерей освящал миро крестным благословением каждого сосуда и особою молитвою, в которой просил у Господа наития Святого Духа на миро, к освящению душ и телес миропомазуемых. Освященное таким образом миро, после литургии, переносилось в особое хранилище с пением 44-го псалма, и затем, по мере надобности, передавалось приходским священникам для совершения таинства миропомазания. Это св. миро надо отличать от елея, освящаемого на всенощной под большие праздники, которым верующие помазуются после целования иконы.

Обновлено 15.03.2016 14:09  

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Ваш отзыв о книге протоиерея Леонида Константинова: "Неугасимая свеча"
 

Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама