Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная
К003

Содержание | Читать | Скачать


"Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи.

В настоящий сборник включены проповеди и доклады, произнесенные и прочитанные в течении последних двадцати лет с 1988 по 2008 гг. в разных храмах России, от Белгорода до Москвы. Теперь они облечены в печатную форму и послужат нашему общему делу - прославлению имени Божия. При этом я старался сохранить принцип их расположения в порядке годичного церковного цикла, начиная с сентября.

Автор: Протоиерей Леонид Константинов, Белгород, 2008 год.






Вознесение Господне

E-mail Печать PDF

Икона Вознесение Господне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вчера, в среду, Святая Церковь совершила Отдание Пасхи. Сорокадневное пасхальное празднование закончилось.

В течение этих сорока дней Воскресший Спаситель являлся ученикам Своим и «говорил о Царствии Божием». О чём конкретно, Писание не сообщает, но это передавалось между первыми христианами устно, как предание, и впоследствии навсегда осталось в жизни Церкви.

Наконец, настал сороковой, последний день Его пребывания на земле в прославленном теле. В этот день Господь привёл учеников на вершину Елеонской горы и обещал, что вскоре пошлёт им благодать Святого Духа, которая станет основной силой в духовном обновлении человека.

После этого Спаситель, как сказано в Евангелии, «подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо». И далее Писание говорит, что Господь по Вознесении Своём «воссел одесную Отца», то есть по правую сторону Бога. А это значит, что в образе Пресвятой Троицы Иисус Христос участвует теперь в Божественном достоинстве не только Своим Божеством, но и человечеством — душой и телом.

Когда-то, на заре истории, жалкий человечек, по внушению дьявола, захотел сравняться с Богом, но с Ним совсем не сравнялся и Богом не стал, а из чистого и невинного сделался непотребным и грешным. Но Господь не оставил Своё творение.

Человек захотел быть Богом, но Им не сделался, зато Бог сделался Человеком, явившись на земле в образе Иисуса Христа. Не постыдился соединиться с нами, принял на Себя нашу человеческую природу, во всём уподобился нам, кроме греха, и теперь на всю беспредельную вечность не будет уже иного Сына Божия, кроме Иисуса Христа.

С небес на землю Господь пришёл как Бог, а с земли на небо вознёсся уже как Богочеловек, понёс туда человеческое тело, то есть нашу человеческую природу, которую искупил, освятил, очистил от греха и посадил рядом с Отцом. И теперь превыше всех ангелов, архангелов, херувимов и серафимов восседает на Божественном престоле в образе человека Господь, во всём подобный нам, но имеющий раны на Своём теле, которые нанесли Ему не птицы и не звери — бессловесные твари, — а люди. И на Страшном суде эти раны будут свидетельствовать против грешников и, глядя на них, если не раскаялся здесь, на земле, сгоришь со стыда.

Ещё за 800 лет до Рождества Христова и пророк Илия был взят на небо на огненной колеснице. А чтобы утешить своего ученика Елисея, оставил ему свою одежду. Подобным образом и вознесшийся Господь оставил нам одеяние Своего Божества, в которое облёкся при вочеловечении, то есть Свою Божественную плоть в Таинстве Евхаристии — Божественной литургии, чтобы всегда быть неразлучным с нами. Недаром Он сказал: «Я с вами во вся дни, до скончания века».

Поэтому преподобный Серафим Саровский и говорил, что «все, кто причащается, спасутся, а кто не причащается — не мню», то есть «не знаю». А мы, за каждой Божественной литургией исповедуем это событие словами: «И восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца...»

Знаменательно, что Господь Иисус Христос вознёсся с простёртыми в благословении руками. А это значит, что и по сей день благословение Спасителя пребывает со всеми верующими в Него. Об этом за каждым богослужением напоминает нам Святая Церковь словами: «Благословение Господне на вас». Вот почему ученики Иисуса, попрощавшись с Ним, как сказано в Писании, «с великой радостью возвратились в Иерусалим».

А ведь разлука всегда печальна. Первая разлука была у креста, когда «все, оставивши Его, бежали». Вторая — это Вознесение Господне. Но неодинаково переживалась эта вторая разлука по сравнению с первой. Первая была в печали — вторая в радости. Потому что Господь обещал, что всегда будет пребывать с ними в благодати Святого Духа. Вот почему Церковь именно в этот день поёт замечательную молитву: «Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа...»

Поэтому теперь, когда мы славим Спасителя, «вознесшагося и седящаго одесную Бога Отца», то мы славим в Нём не только Божество, но и нашу человеческую природу. Но и этого мало. Он не только с нами во Святом Причащении, но ещё и говорит: «Побеждающему дам сесть со Мной на Престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим».

Какие дивные слова. А ведь об этом и подумать страшно, не то что сказать. Но это слова Самого Спасителя, Который никогда не говорил неправды или каких-то преувеличений, но если Он так сказал, то значит так оно всё и будет, а не иначе.

«Здесь, на земле, — говорит апостол, — видим Его гадательно, как бы сквозь мутное стекло, там же увидим лицом к лицу». А за ним, твёрдо знаем, не останется без благодарения ни одно доброе дело.

Какую радость в вечности уготовал верующим Господь — об этом ни одна человеческая душа не знает, потому что если бы и узнала, то вместить не смогла. «Уши человеческие того не слышали, глаза человеческие того не видели, на сердце человеку то не восходило, что уготовал Господь любящим Его», — так говорит Писание.

«Лучше для вас, чтобы Я пошёл. Я иду приготовить место вам. В доме Отца Моего обителей много».

И когда ночью смотришь на бездонное звёздное небо и видишь миллионы планет больших и малых, то думаешь: «дивны дела Твои, Господи, вся премудростию сотворил еси». Но бесконечные космические миры — это всего лишь творение Божие, а каково же тогда Его Царство? А ведь Он обещает верующим: «Приидите и наследуйте Царство Божие, уготованное вам от века».

А это значит, что ещё тогда, когда не было ни нас, ни наших родителей, ни дедов и прадедов, ни даже самой земли и времени — то Царство Божие для нас уже было. Вот как любит нас Господь.

Поэтому сегодня, в день Его преславного Вознесения поблагодарим Его за этот великий дар и от всего сердца произнесём: «Боже милосердный, восшедший на небеса, и седящий одесную Отца, возниспосли и нам сокровенный залог Твоей любви — обетование Святаго Духа, дабы и мы стали причастниками Твоего Царства через вкушение пречистого Тела и Крови Твоея, а значит вечными участниками Божественной славы в созерцании сладчайшего лика Пресвятой Троицы!»

Аминь.

проверено//7.03.2013//tess

 

В день святых новомучеников Белгородских

E-mail Печать PDF

Икона святых новомучеников Белгородских

«Радуйтесь, праведники, о Господе,
правым подобает похвала»
(Пс. 32, 1)

Сегодня, в первый день лета, Святая Церковь отмечает память Белгородских святых новомучеников. Поэтому сегодня в нашей епархии и в нашей Белгородской области день Ангела. И этот день мы теперь отмечаем ежегодно: в позапрошлом году — в Старом Осколе, в прошлом году — в Борисовке, а ныне — здесь, в Строителе.

Господь наш Иисус Христос, незадолго до Своего распятия и смерти сказал Своим последователям: «В мире будете иметь скорбь. Меня гнали, будут гнать и вас. Но мужайтесь. Я победил мир».

И на протяжении всей двухтысячелетней истории христианства мы видим постоянные гонения на Церковь Божию как хранительницу спасительного Христова учения.

В истории этих гонений Москва явилась действительно Третьим Римом, и страдания Русской Церкви получили вселенское значение и по своему масштабу, и по внутреннему смыслу.

Первый Рим — императорский, времён апостольского Православия, претерпел страшные гонения от язычества. История до сих пор сохраняет имена императоров-гонителей Святой Церкви в первые три века её существования. Это Нерон, Домициан, Траян, Адриан, Марк Аврелий, Септимий Север, Декий, Максимин, Валериан и Диоклетиан.

Второй Рим — греческий православный Константинополь пережил удары католицизма от потерявшего рассудок Запада и тяжкое мусульманское нашествие ислама.

А на Третий Рим, на Святую Русь, на Москву обрушились страшные удары безбожия, ещё неслыханного доселе врага всякой веры и особенно христианства.

Таким образом, все гонения на христианство в разные эпохи истории происходили только на Православную Вселенскую Церковь (в Риме, Константинополе и Москве). И это было прежде всего столкновение Христа и антихриста. И заметьте, ни католичество, ни протестантизм, ни англиканство гонениям не подвергались. Только Православие — сперва язычество, затем ереси и, наконец, безбожие.

И сегодня гонения не прекращаются, но только видоизменяются. В орбиту безбожного разрушительного влияния в данный момент вовлечены все православные страны и народности, то есть географические части Вселенской Церкви. Гонения эти с каждым годом возрастают по своей хитрости, силе и тонкости, а враги Церкви — по своему духу заблуждения и зла.

Наша Русская Православная Церковь, в составе мировой Вселенской Церкви, сравнительно молодая и она не знает в своей истории массового гонения от язычества и ересей. Но зато в её лице Вселенское христианство претерпело страшные удары от безбожия. И Русская Церковь не только заполнила пробел своей истории, в конце тысячелетнего своего существования восприняв великое мученичество, которого ей не хватало, но и завершает общий подвиг Вселенской Церкви, начатый Древним Римом и продолженный византийским Константинополем.

Кто же они, новомученики Российские? являющие для нас великий пример в стойкости своей веры и достигшие ныне Царства Божия? А это представители всех сословий нашего российского общества — и духовенство, и армия, и купечество, и особенно крестьянство.

Из миллионов русских людей, раскулаченных, замученных и убитых в тюрьмах и лагерях, сотни тысяч умирали с верою, молитвою и покаянием на устах и в сердце. И они прощены, ибо покрыли свои грехи мученичеством и, подобно разбойнику на кресте, в день своей смерти получили от Христа Царство Божие. А возглавил этот великий сонм российских новомучеников святой Царь Николай Второй со своей многострадальной Семьёй. «За веру, Царя и Отечество», — вспоминается замечательное русское воззвание, но прежде всего «за веру».

И вот здесь-то и хотелось бы сместить внимание, то есть акцент на тему нашего нынешнего положения в этой вере и нашего поведения в лоне Православной Церкви. Ведь мы — потомки русских новомучеников, плоть от плоти их, продолжатели и преемники их спасительного делания. Что же мы делаем для своего спасения, как бережём этот бесценный дар — Святое Православие, как ведём своих детей к православной вере, ведь многие из недавно пришедших в Церковь людей называют себя «верующими» и сразу же, едва переступив порог храма, не зная ничего, стараются учить, принуждать, заставлять. Им всё видится не так, и всё хочется в одночасье изменить; «Я верующий», — кричит такой человек на других, первый раз зашедших в храм.

Но что такое «верующий» или «неверующий»? В сущности, если вдуматься, какие это всё-таки отвлечённые слова. Как будто верующий всегда, всё время верит. И как будто неверующий всю жизнь живёт своим неверием.

Взять хотя бы Иуду, три года был в обществе Христа, видел чудеса, которые творил Господь, да что там говорить, сам обладал силой исцелять болезни и воскрешать мёртвых. Это мы, не видя, верим, а он видел, а значит знал — и что же в конце? — предал и продал Христа.

А вот разбойник, никогда не верил, профессия у него такая была, грабить и убивать, какая уж тут вера. Но в последние минуты своей жизни, невыразимо страдая, он, глядя на умирающего Христа, покаялся и получил прощение.

Вот апостол Пётр, не просто верующий, «камень веры», клянётся умереть за Христа, но вскоре трижды отрекается. А неверующий отец больного ребёнка с плачем бросается ко Христу и слёзно просит: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». И в этих словах больше глубокой правды, подлинной, человеческой, чем во всех отвлечённых спорах о вере и неверии.

Как в наше время всё-таки можно узнать человека — верующий он или неверующий? Да очень просто. Осуждение и неосуждение. Если человек осуждает других, сплетничает, судит, то есть предвосхищает суд Божий, пусть даже он ходит в церковь — это неверующий. Верующий человек, если он правдив перед собою, знает, что он слишком часто живёт так, как если бы Бога никогда не было. Верующий человек скорбит о своих грехах, а не других осуждает за их грехи. «Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Ведь лицо каждого человека, каждый человек — это живая икона, созданная по образу и подобию Божию. Как же мне его осуждать, это творение Божие?

Но, к сожалению, всё очень часто бывает совсем наоборот. А ведь достаточно всего лишь не делать зла и благо тебе будет. Это добро трудно делать, потому что надо трудиться, себя принуждать. А зло достаточно просто не делать и всё. И трудиться-то не надо. Так нет же, человек сам себя отравляет ядом зла, языком и завистью. А Василий Великий когда-то говорил, что «зависть — это печаль о чужом благополучии», то есть завидующий, осуждающий сперва самого себя мучает злом, которое растекается в его сердце, а значит, сокращает свою и без того короткую жизнь.

Потому-то Господь и сказал про таких: «Что ты смотришь на сучок в глазах брата твоего, а бревна в своём глазу не видишь».

Поэтому истинным христианином, верующим человеком становится тот, кто видит прежде всего свои грехи, своё больное существо, а значит нужду во Враче, в Спасителе: «Иисусе, Сыне Божий, Врачу душ и телес, помилуй меня, грешнаго».

Как-то в Петербурге батюшку Иоанна Кронштадтского пригласили на воскресный вечер в дворянский клуб. Пел Шаляпин. Затем хорошо и много пела известная певица — столичная дива. Все восхищались, рукоплескали, дарили цветы и комплименты — она упивалась признанием и славой. Уже когда стали расходиться, батюшка подошёл к ней и сказал: «Сударыня, Господь дал вам замечательный дар. Как было бы хорошо, если бы только 2-3 раза в год, по самым большим праздникам вы пели у нас в соборе. Это была бы ваша благодарность Богу за подаренный вам талант». Певица вспыхнула: «Я не желаю тратить своё время в обществе каких-то грешников». Тогда батюшка сказал: «Сударыня, поверьте, вы такая же грешница, как последняя уличная девка».

К сожалению, подобная психология у большинства из нас — «я не такой, как все». А святые? Они видели саму поражённость души человеческой, следили за собой, за своими тайными мыслями, поступками, желаниями, они боролись с грехами, и в этой борьбе часто оступались, падали, тонули, как и апостол Пётр, страдая от маловерия и плача о грехах своих. Но, веруя во Христа, снова вставали и устремлялись к Нему, помня Его слова «не праведников пришёл Я призвать, но грешников на покаяние». Потому что здесь, на земле, мы все одинаковы. Это уже после телесной смерти Господь определяет, каким был человек. А здесь, в Церкви земной, воинствующей, постоянно идёт борьба с грехом. И Господь помилует не за праведность, а за борьбу. Как на Афоне говорят: «Не смотри, как он живёт, посмотрим, как он будет умирать». «Царство Божие внутри вас есть», — сказал Господь. Вот значит в чём суть, в очищении нашего сердца, мыслей, желаний. Преподобный Пётр Дамаскин говорил: «Признаком начинающегося здоровья души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».

Обратите внимание, «бесчисленных, как песок морской». А у нас есть сейчас такие «верующие», которые даже на исповеди говорят: «А у меня нет никаких грехов». А этот святой, очевидно, ничего не понимает, ибо говорит со слезами: «...бесчисленных, как песок морской».

Этот критерий действительно замечательный. Чем равнодушнее человек к своему внутреннему духовному состоянию, чем меньше он видит своих грехов, тем дальше он от Бога. Чем больше человек осознаёт свою греховность, сокрушается, видя свою внутреннюю немощь, тем больше он смиряется, тем ближе он к Богу. А слёзное покаяние — это, может быть, и есть единственно истинная молитва.

В чистой воде видны на донышке все камни, и большие и малые. В грязном омуте ничего не видно. Поэтому кающийся человек, очищающий своё сердце исповедью, непременно узнает Бога. Господь даст ему в какой-то мере ощутить Себя. Такой человек непременно встретит в своей душе Бога и поймёт всю силу Христовых слов «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Именно этим путём и шли все православные святые — наши духовные поводыри.

В какой степени нужен внешний подвиг? Ну конечно нужен. Посещение церковных служб, пост, молитвенное правило, поклоны — всё это необходимо, но это только средство, а не цель. А у нас очень часто превращают это в самоцель. «Я уже 20 годив сюды проходыла, а ты тилькы зайшла». Ну и что из того, что 20 лет? Вот именно «только проходила», а так ничего и не поняла. Ибо в самом, порою, нехристианском и наглом отношении к людям мы стараемся самым тщательным образом исполнять внешнюю сторону — бить поклоны и поститься до изнеможения. Старец Варсонофий говорил: «Знавал я таких верующих, которые в день съедают по одной просфорочке... и по одному человеку».

Господь перед Своей крестной смертью завещал нам: «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете любить друг друга». Ведь жизнь порою бывает жестока, часто преподносит нам непредвиденные сюрпризы, поэтому надо не осуждать, а помогать друг другу. Вот наш путь. Им следовали святые. Им будем следовать и мы. Апостол Павел учит нас: «Братие, по возможности имейте мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа».

И если ты действительно верующий, «покажи мне веру от дел твоих», — учит нас другой апостол.

Господь даровал людям христианство не для того, чтобы нам гордиться принадлежностью к нему (а именно так порою и происходит), а для того, чтобы стыдиться себя в нём. Потому что основатель христианства — безгрешный Христос принял на Себя всю нашу греховность, понёс её на Себе, пригвоздив ко Кресту «и нас ради человек и нашего ради спасения» стал Самым великим грешником, «взявшим на Себя грехи всего мира».

Поэтому в день, когда мы традиционно отмечаем память наших святых земляков, соотечественников, которые проходили этот путь с гораздо большими скорбями и увенчали свою жизнь мученичеством за Христа, помолимся им, чтобы и они помолились за нас и помогли нам своим бессмертным примером стать действительно верующими людьми и достигнуть Царства Божия.

Аминь.

проверено//7.03.2013//tess

 

Апостолы славянства Кирилл и Мефодий

E-mail Печать PDF

Икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

«Во всю землю изыде вещание их
и в концы вселенный глаголы их»
Из тропаря

«Наш церковно-славянский язык,
богатый от природы,
ещё более обогатился с греческого.
В нём находим греческое изобилие,
и оттуда умножаем довольства российского слова,
которое и собственным своим достатком велико,
и к принятию греческих красот
посредством славянского — сродно»

М.В.Ломоносов «О пользе чтения славянских книг»

Память святых солунских братьев Кирилла и Мефодия, почитаемая всеми славянами с давних пор, особенно торжественно стала отмечаться в эпоху их национального освобождения от иноземного владычества. В Сербии, Румынии, Чехии, Македонии, Черногории, Болгарии, а теперь и у нас, в России, этот день, 24 мая, был и остаётся великим всенародным праздником. Почему столь многие народы отдают им такие почести? Прежде всего потому, что они самые первые распространили между славянскими племенами учение Христово на понятном для славян языке. Все источники и гипотезы, касающиеся просветительской деятельности первоучителей славянства, а также благоприятного исторического момента, которым они блистательно и гениально воспользовались, разделяются сегодня на 3 части: церковно-славянские, греческие, и западные.

Следует особо заметить, что церковно-славянские источники (или т.н. «Паннонские») почти для всех русских исследователей являются эталоном, то есть мерой, по которой проверяются все другие сказания. Это всегда особенно подчёркивал и ярко, самобытно и убедительно защищал наш академик Е.Е.Голубинский.

Как мы знаем, от народов Византийской империи к западным славянам проникло и быстро распространилось христианство. Но слушая богослужение на непонятном для них языке, славяне не могли вполне усвоить истины нового для них учения. Так было до IX века, когда святые братья Кирилл и Мефодий были призваны дать славянам понимание христианского богослужения и перевести для них книги Священного Писания с греческого на славянский. Отечеством Кирилла и Мефодия была Македонская область Византийской империи, а именно город Фессалоника, или Солунь. По происхождению они принадлежали к высшей византийской знати. Есть предположение, что их мать была славянкой. Все источники говорят, что отец святых братьев носил имя Лев и был военным человеком. Он имел 7 сыновей. Известно, что Кирилл (в миру Константин) был самым младшим. Которым в числе этих детей был Мефодий, неизвестно. По данным (впрочем, недостоверных источников), якобы старшим. Нам также неизвестно его имя до принятия монашества. Все сохранившиеся документы единодушно говорят, что вначале Мефодий занимал военную должность и управлял от имени византийского императора болгарским княжеством. Возможно, на военной карьере настоял отец. Будучи воеводой фракийско-македонских славян, Мефодий впервые знакомится с языком этого народа. Вскоре он неожиданно оставляет мир и, приняв монашество, поселяется на горе Олимп в небольшом греческом монастыре. Здесь он проводит свои дни в молитве и изучении Священного Писания. Исследователи этой темы говорят, что на военной должности Мефодий пробыл от восьми до десяти лет. Вдруг из военного человека он становится монахом. Как и отчего последовал такой резкий переворот в его жизни? Этого, к сожалению, пока никто сказать не может. Славянский биограф говорит только, что «остави он княжение и подстргся в монахи, ибо многое узре безчиние в житии сим».

Младший брат Кирилл обладал от природы необыкновенным умом, редкими способностями, прекрасным знанием Библии, а также греческого и латинского языков. Ещё на пятом году его жизни, родители, к величайшей своей радости, заметили, что ребёнок показывал необыкновенные умственные способности. Впоследствии у знаменитого учёного Фотия, будущего Константинопольского Патриарха, Кирилл изучал античную литературу, философию, риторику, математику, астрономию, и музыку. Для своего времени это был человек с предельно высшим образованием, и его ожидала блестящая карьера при дворе. Его любимым духовным писателем был Григорий Богослов, великий учитель и отец Церкви IV века. Отечественные источники (жития святых) говорят, что уже в 24 года император послал Кирилла в Багдад для защиты христианских догматов от нападения мусульманских книжников. Молодой учёный блестяще справился с этой задачей — в многочисленных спорах и диспутах, часто даже подвергая саму свою жизнь смертельной опасности (были попытки его отравления). Кирилл совершенно обезоружил магометан и благополучно возвратился в Константинополь. Здесь он был встречен Патриархом и народом с большой торжественностью как защитник Православия. В это время он, очевидно, и получает заслуженное прозвище Философ. И вдруг он удаляется в монастырь. Он оставляет суету мира и уходит к своему брату на Олимп. Но недолго братья пребывали в монастыре. В 857 году к греческому императору пришли послы от хазар, и просили прислать им наставников, которые научили бы их правилам христианской веры. Выбор царя и Патриарха пал на святых братьев. Они вынуждены были покинуть монастырь и отправиться к хазарам для евангельской проповеди. И Господь благословил их апостольские труды. Многие из кочевников приняли христианство и крестились. Хазарский князь письменно благодарил императора за проповедь солунских братьев. Известно, что хазары перешли из Азии в Европу в середине VIII века. Это был народ тюркского или турецко-татарского племени. Местом их поселения стали степи между низовьями Волги и Дона, а также правым берегом Кубани, в нынешних Ставропольской и Астраханской областях. Также известно, что в Европу они пришли язычниками, но через полтора столетия, у них вели своё учение иудеи и мусульмане. Остаётся загадкой, почему они попросили прислать к ним христианских проповедников? Этот вопрос остаётся пока неразрешённым. Есть предположение, что с христианством хазары познакомились от проживающих у них греческих пленников. Между главенствующими у них верами — иудейством и исламом, из которых ни одна не имела решительного перевеса, естественно, могла завязаться самая жаркая борьба. Наблюдая религиозные споры, хазарские князья видели, что не все спорящие стороны имеют одинаково сильных представителей. У магометан были учёные имамы, у евреев — вооружённые талмудическими книгами раввины, а малочисленные христиане не находили в своей среде достаточно искусных и сильных ответчиков за свою веру. Поэтому очень естественно, что хазары желали быть свидетелями такого богословского боя, где силы всех противников были бы совершенно равны. Очевидно, это желание и привело их к мысли, обратиться с просьбой к грекам. Хазары благоговели перед византийской цивилизацией. И греческие источники утверждают, что миссионерское путешествие Кирилла и Мефодия к хазарам блестяще оправдалось. Кстати, во время этого путешествия, проезжая через Крым, святые братья оказали большую услугу Христианской Церкви, открыв мощи святителя Климента, епископа Римского, замученного ещё при Траяне в I веке в Тавриде.

После возвращения из хазарских степей, братья на время расстались. Мефодий снова ушёл на Олимп, а Кирилл проживал в столице и углублял свои знания, пользуясь императорской библиотекой. В это время к греческому дворцу прибыло посольство от моравского князя Ростислава и почти одновременно от болгарского царя Бориса. Оба желали принятия христианства. Их примеру последовали моравы и другие славянские племена. Этим знаменитым в славянских летописях посольствам и суждено было вызвать святых братьев на их истинно апостольское и навеки незабвенное служение славянским народам. По желанию императора и Патриарха, братья опять приняли на себя великий миссионерский подвиг. Сохранился диалог между императором Михаилом и Кириллом, записанный в древнерусской летописи под названием «Житие Константина-Кирилла».

Царь: «Я знаю, Философ, что ты утомлён, но подобает тебе пойти, ибо дела этого, кроме тебя, никто совершить не может».

Кирилл: «Тело моё утомлено, и я болен, но пойду с радостью, если у них есть азбука, ибо учить без неё и без книг, всё равно, что записывать беседу на воде».

Царь: «Если захочешь, то может тебе дать Бог, что даёт всем, кто просит без сомнения и открывает стучащим».

Действительно, прибыв в славянские земли, братья столкнулись с необычным явлением — у многочисленных славянских племён был родственный язык, но не было письменности. В некоторых славянских городах римо-католическое духовенство уже совершало богослужение на латыни. Но этот язык был совершенно непонятен и чужд славянским народам. Кроме того, моравы постоянно враждовали с германцами, отстаивая свою независимость. Мефодий, будучи воеводой в Болгарии, достаточно хорошо знал славянский язык. Теперь перед братьями стояла необычайно трудная задача — для полного понимания славянами Священного Писания, самим составить славянскую азбуку, взяв за образец греческую и дополнив её недостающими буквами в точности передающими смысл славянской речи. Прежде всего Кирилл позаботился о том, чтобы найти себе в спутники людей, знающих славянский язык. Летопись сохранила имена некоторых из них: Климент, Горазд, Наум, Ангеляр, Савва... О Клименте известно, что он был болгарин. Усердно помолившись Богу, Кирилл начал составлять такую славянскую азбуку. Несколько месяцев ушло на этот уникальный в истории человечества труд. Через полгода, с Божией помощью, славянская азбука была составлена. Она вошла в историю под названием Кириллица. Благодаря ей Кирилл тут же положил начало к первому переводу. Свой первый перевод он начал с Евангелия от Иоанна. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Такими были первые слова Священного Писания, написанные на церковнославянском языке. В житии Кирилла создание им славянской азбуки описывается как чудо и откровение Божие. И здесь для учёных-исследователей кроется ещё одна, пока не разрешимая загадка. Дело в том, что во второй половине IX века, уже после ухода Кирилла и Мефодия, у западных славян появилось две азбуки. Одна из них получила название глаголица, а другая — кириллица. Они отличаются друг от друга. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Поэтому возникает вопрос: какая азбука была изобретена Кириллом? Этого мы, очевидно, никогда не узнаем. Но именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Само слово азбука происходит от двух первых букв кириллицы — Аз и Буки. Таким образом, алфавит и азбука — это одно и то же. Только алфавит происходит от греческих букв Альфа и Витта. Поэтому само слово алфавит древнее слова азбука на полторы тысячи лет.

Около четырёх лет Кирилл и Мефодий провели в Паннонии (современная Венгрия) и за это время перевели Апостол, Псалтирь, часослов, служебник и другие книги, без которых не могло совершаться богослужение. Они закончили перевод в 863 году, за 125 лет до Крещения Руси. Таким образом, эти два «славянских ангела» создали уникальную азбуку, специально приспособленную для передачи всех звуков славянской речи. Это их изобретение совпало с благоприятным историческим моментом, и они умело воспользовались этим. Их гений дал миру действительно нечто новое. Изобретение специальной письменности, быстрое обучение хорошо отобранных учеников из славян, способных стать учителями народа, своевременный перевод необходимых книг и, прежде всего, Библии — это были события огромного культурного значения для всего славянства. Таким образом, ещё на заре своего государственного образования и своей христианской жизни, славяне уже имели перевод Библии на родном языке, тогда как её переводы на немецкий, английский и французский появились только в XVI веке, то есть семьсот лет спустя. О том, что письменность проникла к нам на Русь задолго до принятия христианства, свидетельствуют договоры первых русских князей Олега и Игоря с греками.

Однако этот великий подвиг святых братьев встретил упорное сопротивление со стороны германского духовенства, которое доказывало, что проповедовать и служить нужно только на латыни. Дело дошло до папы римского, и братья вынуждены были отправиться в Рим для защиты своего апостольского благовестил. Справедливости ради, надо признать, что папа Адриан II ласково принял Кирилла и Мефодия и, выслушав всё дело, оправдал их, сказав: «Да исполнятся слова Писания: «Пусть восхвалят Бога все народы».

По всей вероятности папа думал, что перевод богослужебных книг на славянский язык не кончится ничем серьёзным для Рима. Совершаемое на славянском языке богослужение в немногих местностях несколько раз в году недолго продержится в борьбе с латинством, — так мог рассуждать папа. (Кстати, одного из братьев — Мефодия — он рукоположил во епископа). Но совсем не так рассуждали славянские народы и святые братья. Сочувствие римского первосвященника обрадовало проповедников, но младший брат Кирилл здоровье которого уже было подорвано колоссальными трудами, серьёзно заболел. Чувствуя приближение кончины, он принял монашество и, предвидя будущие гонения на Церковь, обратился к Мефодию с такими словами: «Брат мой, доселе мы были с тобою парой волов и вместе пахали на ниве Божией. И вот я падаю на борозде. Ты остаёшься один. Я знаю, как ты любишь монашеское уединение и молитву. Но не в этом твоё призвание. Ты должен продолжать дело, которое мы вместе начали. Не оставляй славян. Они нуждаются в учителях о Христе. Это я завещаю тебе. А славянским народам завещаю не отступать от православной веры, проповеданной нам учениками Христа. Не поддаваться лжеучителям, беречь и хранить Православие как зеницу ока и передавать его своим детям и внукам во веки веков».

Спустя 50 дней после этого завещания Кирилл умер. Это произошло 14 февраля 869 года. Он скончался в расцвете сил и оставил этот мир без сожаления, но с надеждой и упованием на милость Божию. Кирилла отпевали в Риме на четырёх языках, и сразу после кончины была написана его икона — случай уникальный. А Мефодий, теперь уже один, снова пошёл в славянские земли для проповеди Евангелия. В Венгрии он крестил славянского князя Коцела и его семью. Однако оклеветанный латинянами святой Мефодий был сослан в заточение, где провёл более двух лет. После освобождения он снова начал проповедь, но опять претерпел гонения и был оклеветан перед императором и патриархом. Оправданный ими Мефодий в третий раз пошёл к славянам и перевёл с греческого те библейские книги, которые не успел перевести святой Кирилл. Благодаря этому третьему миссионерскому путешествию, христианство широко распространилось в Хорватии, Далмации, Чехии и на юге современной России — в Крыму. Точно известно, что наша славянская письменность ведёт своё начало от 863 года. Продолжая проповедь среди славян, Мефодий крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу, а также многих польских князей. Чувствуя, что силы изменяют ему, он избрал двоих учеников и повелел им продолжать начатое дело. Таким образом, святой Мефодий остался верным завещанию своего равноапостольного брата. В качестве епископа он управлял славянской паствой 16 лет, и отошёл к Богу 6 апреля 885 года в славянском городе Велеграде. Его отпевали на трёх языках — греческом, латинском и славянском.

А теперь зададимся вопросом: почему святые братья Кирилл и Мефодий имели такой успех?

Прежде всего потому, что славяне сами жаждали слышать Христово учение на понятном для них языке. Везде, где бы не появлялись святые братья, их проповедь вызывала всенародный восторг и полное одобрение. Наш Святейший Патриарх Сергий (Страгородский) сказал по этому поводу замечательные слова: «Нельзя достаточно оценить их творение — церковно-славянскую азбуку. Это творение не человеческое. Дух Святой осенял кирилло-мефодиевское начинание, которое трудно назвать переводом — в такой мере было оно одновременно и созданием языка, на котором воспроизводилось в совершенной точности греческое Слово Божие. Язык, созданный святыми братьями и воспринятый их учениками, по самой природе своей стал церковным».

А митрополит Филарет (Дроздов) ещё в XIX веке сказал, что «это единственное в мире явление, когда язык возник, специально создаваемый для того, чтобы быть словесным одеянием, выражением и плотию богомыслия, молитвы и богослужебного славословия».

Итак, нашу славянскую азбуку можно назвать дочерью греческого алфавита. Греческий литературный язык имел к тому времени более чем 1000-летнюю традицию. На нём писали Гомер и Софокл. На нём говорили Платон и Сократ. И создать такой инструмент славянской письменности, который бы передавал все литературные тонкости греческих оригиналов, словарное богатство, разнообразие стилей, — это задача воистину была не для одного человека, и не на одно столетие. А древнерусская летопись между тем свидетельствует: «Мефодий же посадил двух скорописцев и перевёл все книги полностью с греческого на славянский в шесть месяцев...».

И сегодня мы все легко можем прочитать по-гречески без перевода такие знакомые греческие слова, как «программа», «каталог», «метафора», «грамота», «параграф», «хроника», «космос», «лампа».

Сходство греческого алфавита и славянской азбуки можно заметить в написании многих привычных нам слов, например, «грамматика», «практика», «диалог». Многие буквы и слова в греческом и русском языке очень похожи по написанию. Мы так привыкли к греческим словам в нашем языке, что даже не замечаем их иностранного происхождения — «педагог», «школа», «эпоха», «ангел», «апостол», «икона», «герой», «политика», «археология», «морфология», «синтаксис», «фонетика», «фантазия» и сотни других. Все эти слова заимствованы из греческого языка. Есть очень интересное исследование по этому поводу. Оно называется «Греческий вокруг нас». В этой работе показана генетическая связь между греческой и славянской письменностью, а также много примеров заимствования из греческого языка, благодаря которым в течение столетий обогащался русский язык, и «сам очень богатый», по выражению Ломоносова.

Но есть ещё одна крупнейшая фигура в истории русской духовной культуры — это Пушкин. Его по праву называют основоположником современного русского литературного языка. Но при этом упускается, что огромной была его роль и в развитии церковно-славянского языка, ибо Пушкин первым нашел формулу соотношения русского литературного и церковно-славянского языков в новых условиях. Именно Пушкиным была восстановлена связь церковно-славянского и русского языков. Благодаря этому русский литературный язык долгое время легко справлялся с нашествием иностранных слов из европейских стран. Это соотношение держалось вплоть до середины XX столетия. Следует добавить, что кириллица просуществовала практически без изменений до времён Петра Первого, при котором были внесены исправления в написание некоторых букв, а 11 из них были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее, но проще, и получил название — «гражданский». После Октябрьского переворота, в 1918 году, была проповедана новая реформа алфавита, и кириллица потеряла ещё 4 буквы (ять, и, ижицу, фиту). А мы в результате этого утратили богатство красок славянской письменности, подаренной нам святыми братьями Кириллом и Мефодием — апостолами славянства.

С тех пор прошло одиннадцать с половиной веков. Но все славянские народы, у которых не убито чувство национального достоинства, с глубокой благодарностью вспоминают своих блаженных учителей, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, так много для них потрудившихся. Проходят века, но слава святых братьев не умирает. И в Словакии в их честь назван главнейший город — Братислава.

Россия также обязана им своим просвещением. Главная их заслуга состоит в проповеди учения Иисуса Христа на живом, народном языке. Этот язык уже много лет является средством общения человека с Богом. Упразднить его из своего сознания — значит оторваться от многовековой русской культуры, для которой этот язык был литературным. Церковно-славянская письменность — это язык Церкви и молитвы, а значит Православия и Святой Руси. А современный литературный язык покоится на неизменном церковно-славянском, который является его корнем. Отрыв от этого корня обрекает на гибель в былом его качестве и великий русский язык. Потому что он вырос и окреп на благодатной почве церковно-славянского, постоянно питаясь его соками, что очень сильно видно на примерах наших классиков.

Вот уже более тысячи лет славянский язык несёт слово Божие Православной Руси, являясь для неё языком богослужения и молитвы. И надо признать великим благом то, что Господь благословил наших предков принять христианство тогда, когда только складывались черты их национального самоопределения, когда прогремели Вселенские Соборы, и утверждено было в чистоте Апостольское Православие.

Сегодня, слава Богу, мы снова видим расцвет нашей церковной жизни. Строятся храмы, открываются монастыри и духовные школы. Это замечательно. Но надо помнить, что фундаментом для этой работы является восстановление культуры церковно-славянского языка, потому что это бесценное сокровище мистических знаний, огромный потенциал духовных сил и энергии, который мы должны сохранить не только для себя, но и для будущих поколений. Быстро летит отпущенное нам время. Промчатся годы, и мы уйдём. Пройдёт век и наших детей, не станет когда-то и внуков. А храмы православные всегда будут стоять, и будет слышаться в них славянская речь. И верующий народ будет стекаться туда, ища на своём жизненном пути утешения и поддержки от Бога, Его Пречистой Матери, и святых угодников, среди которых неизменным светом сияют имена солунских братьев Кирилла и Мефодия, апостолов славянства.

проверено//7.03.2013//tess

 

Святитель Николай Мирликийский

E-mail Печать PDF

Икона святителя Николая Мирликийского

Во дни Своей земной жизни Господь Иисус Христос говорил: «Верующий в Меня, чудеса, которые Я делаю, сделает. И больше сих сделает». И вот в конце III века в Малой Азии вдруг появляется человек, который именем Христа начинает творить совершенно удивительные вещи, невиданные на земле. Он тайно помогает бедным, исцеляет больных, спасает обречённых на смерть. Он действует почти так же, как Господь Иисус Христос. И в нём, может быть, впервые люди увидели образ и подобие Божие так сильно, что тысячи христиан во время земной жизни святого Николая и миллионы людей после его кончины пошли за ним, а значит и за Христом. Потому что смысл жизни Святителя Николая был только один — Господь Иисус Христос. А от Христа, через святого Николая, на людей изливалась удивительная и непознанная, к несчастью, нами любовь — мужественная и сильная. Когда за каждой литургией мы все вместе поём «Верую», то даже не представляем, а ценой каких усилий и какой борьбы создавалось, выковывалось это исповедание, полученное нами в наследство от Святых Отцов, одним из которых является святой Николай Мирликийский.

Когда в первые три века существования Церкви тысячи мучеников шли ради Христа на смерть, отдавая ради Него и покой, и благополучие, и даже саму свою жизнь, то им некогда было рассуждать о тонкостях своего вероисповедания. Достаточно было, что они искренне верили в Сына Божия и не отрекались от Него перед лицом гонителей — римских императоров. Но вот прошло время гонений. И сами римские императоры, владыки вселенной, склонили свою главу к подножию креста. И из среды самих цезарей Промысл Божий избрал такого человека, который не только прекратил гонения, но и необычайно возвысил, возвеличил Церковь. Это был святой равноапостольный Константин Великий. При нём империя становится христианской и эллинский мир воцерковляется. Но именно из этого благополучного мира, из этой теперь уже христианской империи вдруг начинается бегство. Тысячи людей начинают бежать от этого благополучия и достатка в пустыню. И один из Святых Отцов тех времён говорит об этой опасности благополучия, сытости и довольства как участи, худшей для христианина, чем всякое гонение. Так зарождается монашество, то есть «царство не от мира сего». Но враг рода человеческого, не смогший одолеть Церковь извне, начал наносить ей удары изнутри. Некто Арий, ливиец по происхождению, стал учить, что Сын Божий не совечен и не равен Отцу, но является всего лишь сотворённой силой. Это была страшная ересь, подкоп под всё домостроительство Церкви и под наше спасение, ибо спасти человечество от греха, проклятия и смерти суждено было только Сыну Божию, а не какой-то сотворённой силе. И чтобы низложить и уничтожить эту ересь, которая заполонила уже пол-империи, собрался первый в истории Церкви Вселенский Собор, который на веки вечные постановил исповедовать Сына Божия как «рожденна и несотворенна, единосущна Отцу». И когда шли эти горячие споры, а еретик Арий упорствовал в своём лжеучении и продолжал хулить Спасителя, то один из Святых Отцов встал и ударил Ария по щеке. Это был Николай Мирликийский.

Когда-то ещё за триста лет до этого драматического события апостол Павел писал: «Надлежит и разногласиям быть между вами, дабы выявились искусные».

Но тогда, на соборе, этот случай шокировал многих епископов и Николай Угодник был арестован. И он стал гонимым за Христа, но не от язычников, а от христиан. До сих пор в Никее, на азиатском берегу Босфора, сохраняется древняя башня, внутри которой ещё и сегодня можно разглядеть остатки мозаики, изображающей святого Николая в оковах на руках и на ногах. «Взбранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, поборник православной веры... равна бо Отцу Сына исповедал еси... Ария же безумнаго обличил еси... радуйся, яко тобою вера утверждается; радуйся, яко тобою ересь низлагается».

Суровым было заключение Святителя Николая, но к радости Церкви длилось недолго. Ибо Святые Отцы после явления им Спасителя и Матери Божией поняли, что только великая любовь к Богу может подвигнуть человека на такой поступок по отношению к нечестивцу. И они сняли со святого Николая запрещение, ибо смысл его жизни был только один — подражать Христу, Который тоже выгонял нечестивцев из храма.

«Радуйся, твердое Православия укрепление». «Радуйся, страшный наказателю обидящих». Вот какой великий пример самопожертвования в защите своей веры показал нам Угодник Божий Николай. Когда мы порой в общественном месте, в троллейбусе или на остановке слышим, как ругают Церковь — «понастроили тут храмов на каждом шагу», — то мы не только не защищаем свою веру, но смущённо прячемся и молчим, стыдимся признать себя христианами. Но молчанием предаётся Бог. А Господь сказал: «Если кто постыдится Меня или слов Моих в роде сем, прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь перед Отцом Моим». Поэтому Святитель Николай должен быть для нас всегда наглядным примером.

«Радуйся, щите, защищаяй благочестие; радуйся, мечу, посекаяй злочестие. Радуйся, яко учением твоим сокрушаются еретические главы; радуйся, яко тобою вернии сподобляются славы». Чем же стяжал себе такое дерзновение и такую великую благодать пред Богом Святитель Николай?

Он заработал это своим смирением.

«Стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая», — поётся в его тропаре.

Причём отцы Церкви говорят: «невелика заслуга иметь первоначальное смирение, то есть сознавать свои грехи. Надо утратить всякий стыд и потерять всякую совесть, чтобы не видеть своих грехов — слишком они очевидны. Но велика заслуга в очах Божиих, если мы все свои добрые дела будем приписывать не себе, но Богу, и при этом стремиться совершать их тайно, как это всегда делал Святитель Николай. Чтобы слава этих добрых дел приписывалась не нам, а одному только Богу, как и сказано в Писании, «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Пс. 113, 9).

Поэтому, празднуя память Святителя Николая, будем прежде всего подражать его смирению и не только потому, что оно является высшей добродетелью, но и потому, что смирение уничтожает тщеславие — эту ужасающую страсть, которая губит даже достигших совершенства.

«И за премногие откровения да не превозношуся», — пишет нам святой апостол Павел.

Вот какой пример своей веры преподаёт нам Угодник Божий Николай. Вся его жизнь была соткана из дел любви, а вера его была простая и безыскусная. Всегда добрый и доступный для простого народа, он был предан этому народу всей душой. Его житие говорит, что он много раз являлся на помощь, когда уже был произнесён несправедливый приговор. Достиг высокого сана, был архиепископом, но сохранил истинное смирение и доступность для всех — и греков, и сирийцев, и евреев. И это не унижало, а возвышало его в глазах людей. А двери его дома всегда были открыты для всех. И надо сказать, что люди есть люди, и все привыкли к его доброте, к его молитве, доступности и щедрости и думали, что так оно всё всегда и будет, но однажды Святителя не стало. Он умер. И тогда дошло до всех — кого они потеряли. И всем стала ясна высота и чистота его жизни, и все поняли, что ушёл из их города, ушёл из мира великий Угодник Божий. И с чувством глубокой скорби и горькими слезами они похоронили святое тело.

Но вот здесь и открылось вдруг то, чего никто не мог ожидать. Открылось, что и после своей кончины Святитель Николай не оставил христиан, но слышит и оказывает свою ещё более сильную помощь всем, с верою его призывающим. И тогда память о нём пронеслась по всей земле, стала известна всему христианскому миру, пережила века и дошла до нас, так далеко отстоящих от него и по духовной чистоте, и по месту жительства, и по времени жизни.

Вот почему в любом православном храме так жарко горят свечи перед иконами Святителя Николая. Вот почему имя его прославляется на всех языках и среди всех народов. Потому, что он осуществил все главнейшие обязанности в своей жизни по отношению и к Богу, и к ближнему, и к самому себе. Ибо насколько он смирил себя, настолько Бог, унижающий гордых и возвышающий смиренных, возвысил его.

«Радуйся, телес наших здравие и душ спасение!» Поэтому, имея перед собой такой дивный образ христианской жизни, будем, братья и сёстры, как вечного огня, бояться гордыни и тщеславия, но стремиться к тайному доброделанию с его истинным стремлением к Богу.

В этом да помогут нам святые молитвы дивного Угодника Божия. Потому что не только на наш храм, но и на всю область и на всю Россию простирается великая милость Святителя Николая Чудотворца, его же святыми молитвами да сохранит нас всех в мире Господь Иисус Христос!

Аминь.

проверено//7.03.2013//tess

 

Слово о женщине. В неделю святых жён-мироносиц

E-mail Печать PDF

Икона святых жён-мироносиц

В Неделю святых жён-мироносиц

«Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь, ибо любящий свою жену любит себя самого». Этими бессмертными апостольскими словами я хочу начать сегодня своё слово о женщине.

Русская женщина... Женщина-мать... Мама. Сколько прекраснейших страниц посвящено ей в нашей отечественной литературе. Сколько величественных и многогранных образов, созданных Пушкиным и Достоевским, Тургеневым и Толстым, Чеховым и Некрасовым, пленяют нас своей проникновенностью и красотой. Жёны декабристов и Наташа Ростова, Татьяна Ларина и крестьянка Дарья — все эти классические образы ценны именно тем, что в них правдиво, глубоко и тонко раскрывается душевное богатство русской женщины.

Священное Писание преподаёт нам самые высокие понятия о личном достоинстве женщины, о её правах и обязанностях в доме и в Церкви. Женщина так же, как и мужчина, создана по образу Божию и одарена всеми способностями, которые, с одной стороны, делают её властелином над вещественной природой, а с другой — приближают к духовному миру.

В нашей стремительной современной жизни нет ни одной такой области искусства и науки, где бы женщины ни проявили себя с самой лучшей стороны. Мы знаем женщин — учителей и врачей, художников и профессоров, поэтесс и даже космонавтов. Но не об их заслугах и подвигах я хочу сейчас сказать, а о том, что большинство этих женщин являются ещё и матерями, выполняют особую, присущую только им обязанность материнства.

Женщина-мать. Велико и священно значение матери. Материнская любовь к ребенку — это не просто физиологическое ощущение, это прежде всего радость о новом человеке, любовь к человеку. Та именно радость и любовь, о которой Христос сказал: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир». И апостол Павел высшим призванием женщины считает материнство и говорит, что «женщина спасается чадородием».

В семейной жизни верующая женщина творит великое дело, ибо привлекает благословение Божие на всю семью. Однако замужество приносит женщине не только радость, но и массу забот. Ведь женщины в наше время могут делать всё, что делают мужчины, и делать зачастую даже лучше. Но ведь мужчины не могут делать того, что делают женщины в силу своей природы. И суть здесь не только в рождении и воспитании детей, а в самой женщине, как лучшем друге и помощнике мужчины.

Глубоко знаменательно то, что воскресший Христос впервые явился не мужчинам, но женщинам. Это произошло потому, что когда Он, пригвождённый ко кресту, был оставлен учениками, только слабые женщины, презирая опасность и насмешки толпы, своим присутствием стремились облегчить Его мучения. Они приняли и последний вздох Божественного Страдальца. С замиранием сердца и слезами они взирали на крестные страдания Христа и стали затем свидетельницами Его погребения. А спустя сутки, поздней ночью, не побоялись выйти одни и бежать по пустынным улицам Иерусалима, мимо домов распинателей Христа, чтобы только помазать ароматами тело Христа. И как бы в благодарность за их преданное служение Господь явился им по воскресении из мёртвых самым первым.

Вера свойственна сердцу женщины. У Бога все люди равны, и нет предпочтения ни тому, ни другому полу. Он одинаково призвал ко спасению всех. Подтверждение этому мы видим в сонме святых, где не только мужчины, но и женщины. Таковы святая царица Елена, великомученица Екатерина, благоверная княгиня Ольга, равноапостольная Нина, мученица Татиана и многие другие.

Женщины-христианки могут иметь для себя великое утешение уже в том, что среди врагов и распинателей Христа не было ни одной женщины. Чуткое сердце женщины сильнее откликается на евангельскую проповедь. Даже жена Пилата, осудившего Христа на смерть, ходатайствовала перед своим мужем и говорила, что она «во сне много пострадала за этого Праведника». Поэтому в Международный женский день мне хочется пропеть гимн всем женщинам нашей планеты.

В заключение скажу, что христианство возвело женщину на необычайную нравственную высоту. Это мы видим на примере Божией Матери. В Её лице Бог возвеличил женщину над всем миром, видимым и невидимым. Она являет нам высочайший идеал внутренней духовной красоты, которой радуется весь человеческий род. Её немеркнущий образ побуждает нас хотя бы в малом подражать Ей и творить добро. Своими святыми иконами Она призывает нас прощать друг друга и любить всех людей — и друзей, и врагов. Поэтому, руководствуясь великим принципом христианской любви, давайте всем миром помолимся Ей, чтобы ненужные слезы горя и мук никогда не орошали прекрасных глаз наших женщин.

Здоровья и счастья вам, дорогие женщины, на многая лета!

проверено//7.03.2013//tess

 

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135


Страница 9 из 21

Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама