Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная
К003

Содержание | Читать | Скачать


"Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи.

В настоящий сборник включены проповеди и доклады, произнесенные и прочитанные в течении последних двадцати лет с 1988 по 2008 гг. в разных храмах России, от Белгорода до Москвы. Теперь они облечены в печатную форму и послужат нашему общему делу - прославлению имени Божия. При этом я старался сохранить принцип их расположения в порядке годичного церковного цикла, начиная с сентября.

Автор: Протоиерей Леонид Константинов, Белгород, 2008 год.






О блудном сыне

E-mail Печать PDF

Братья и сёстры!

Если в прошлое воскресенье притчей о мытаре и фарисее Церковь указала нам, как надо молиться и как молиться не следует, то сегодняшнее евангельское чтение учит согрешившего человека оставить грех и возвратиться к своему Небесному Отцу. Это одна из самых трогательных страниц Евангелия, где говорится о том, что Отец Небесный готов принять любого покаявшегося грешника, как блудного сына, лишь бы человек с покаянным чувством к Нему обратился.

Так порою и мы, как этот младший сын, ведём себя по отношению к Богу — не так грубо, не так прямо, но так жестоко. Всё принимаем от Бога — и здоровье, и красоту, и ум, и силы — и всё это уносим в «страну далеча», чтобы растратить, прожигать, прокутить, потому что нам трудно жить с Богом, а без Бога легче, но... проходит время, душа пустеет, друзья покидают, родственники отворачиваются, и человек начинает чувствовать духовный голод и одиночество. И тогда в душе своей он слышит голос совести, зовущий его покаяться, возвратиться домой, вернуться к Богу. Этот голос говорит в сердце человека со скорбью и сожалением о загубленных годах, этот голос совести будит в нём сознание своей греховности и страх пред Богом. В душе просыпается тоска о счастливых днях детства и юности, когда он жил, как любимый сын своего отца, когда так радостно и спокойно было у него на сердце. И человек обращается к Богу, приходит в себя, как после тяжкой болезни, сопровождавшейся потерей сознания.

Таков путь обращения к Богу каждого грешника. Первый шаг на этом пути означает пробуждение человека от греховного сна, сопровождаемое глубоким сознанием опасности пребывания во грехе. А второй, самый главный шаг есть решимость оставить грех и жить по воле Божией. Он самый важный потому, что в момент покаяния у человека совершается перелом его воли, после которого он уже не хочет греха, а хочет любить и делать одно лишь добро. Только этого и ждала любовь отца. Движимый неизречённой любовью отец, как сказано, «побежал» навстречу сыну и, «пав на шею, целовал его». Так Господь ежегодно принимает тысячи кающихся грешников. Между тем сознание своей безмерной греховности и вины пронизывает всё существо сына, и он, несмотря на все признаки всепрощающей любви отца, приносит покаянную исповедь перед ним и говорит: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим». Что же отец? Устраивает ли он ему разнос и головомойку, укоряет за падения, перечисляет грехи? Нет. Но, прерывая его, даёт распоряжение слугам устроить пир, облачает его в лучшие одежды, дарит перстень на руку, на ноги надевает обувь, велит заклать откормленного телёнка и говорит: «Сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Так и Человеколюбец Господь, как только грешник воззовёт к Нему о прощении, прощает его, принимает, как Своего сына, возвращая ему Свою любовь. При этом вместо утраченных благ Он наделяет его новыми духовными дарами: лучшая одежда, в которую отец одевает блудного сына, означает святость, даруемую Господом грешному после его покаяния и прощения ему грехов. «Иисусе, одеждо светлая, украси мя». Перстень в древности означал дар Святого Духа, через который душа человека обручается с Господом Иисусом Христом, её Небесным Женихом и Спасителем. Новая обувь есть образ духовного могущества, помогающая человеку шествовать по пути добродетели и совершенства. А заколотый в честь возвращения блудного сына телёнок есть образ закланного за нас, грешных, на Голгофе Господа Иисуса Христа, принимая Тело и Кровь Которого мы соединяемся с Богом в Таинстве Причащения. Вот какие великие блага Милосердный Господь дарует кающимся грешникам. Недаром покаяние грешника Слово Божие представляет как воскресение его из мёртвых. А Спаситель говорит, что «великая радость бывает на небесах об одном кающемся грешнике больше, нежели о ста праведниках».

Но вот здесь-то у очищенного от грехов и прощённого человека может последовать и искушение. Это искушение может произойти от другого сына, так сказать, от «праведника», который так и не понял того, что было между ним и его отцом. Имеются в виду люди, постоянно посещающие храм и уже привыкшие к этому и утратившие страх перед святыней. Именно от них порою исходит соблазн грубости и непонимания для новых, обращённых людей. Как же! — эти мнимые «христиане» считают, что если они посещают храм несколько больше, чем остальные, то у них уже есть какие-то свои, особые привилегии и это даёт им возможность и даже право свысока смотреть на вновь прибывших, которых Отец встречает с такой же любовью.

Какой замечательный урок и укор для всех нас! Вот и посмотрим теперь на себя, на кого мы похожи — на блудного или на «праведного». И есть ли у нас хотя бы даже такая эгоистическая праведность или доверчивое сыновство младшего? Поэтому Церковь, обращаясь к кающимся грешникам, говорит: «Не думайте о том, что скажут о вас люди, то есть ваши старшие братья, а радуйтесь о том, что отец ваш принимает вас к себе и даёт вам жизнь». «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас». Откликнемся же на этот призыв. Ведь это Отец! Но как жутко, что рядом с ним очень часто стоит каменный, чёрствый, завистливый и как будто умерший душой старший брат, который всегда был в доме отца, а прощать так и не научился. Подумаем над этим. Ведь скоро Прощёное воскресенье и как бы не оказалось, что и мы не умеем прощать тех, кого за покаяние, страдание и слёзы уже давно простил и принял Господь.

Аминь.

 

В неделю о мытаре и фарисее

E-mail Печать PDF

Сегодня сразу три события воскресают в нашем уме и сердце. Вчера вечером впервые в этом году прозвучал призыв Церкви к покаянию. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» И сразу же повеяло на нас тихим покаянным временем Великого поста. Сегодняшнее евангельское чтение о мытаре и фарисее заставило нас заглянуть в глубину своего сердца и увидеть в нём или фарисейское лицемерие «я не такой, как все прочие, я лучше», или, узрев там бездну греха, склониться перед Богом с мытарёвым смирением и сказать: «Боже, помилуй меня, грешного». А память трёх вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которая пережила шестнадцать столетий, и которые умерли, гонимые от врагов своих, не напоминает ли нам о том, что и нам однажды предстоит умереть. Этот всем знакомый, но никому не известный, всеми ожидаемый, но никому не желанный час смерти, рано или поздно заглянет к каждому. И чем тогда оправдается наша лукавая совесть перед Небесным Судиёй? Что мы тогда скажем Спасителю, когда увидим Его раны, за нас полученные? И когда мы сравним свою жизнь с жизнью этих трёх святителей и свою веру с их верой, тогда вырвется из нашего сердца вздох мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Притчей о мытаре и фарисее Церковь указала нам, как надо молиться и как молиться не следует. Когда мытарь пришёл в церковь, он ничего туда, кроме своих грехов, не принёс, а ушёл оправданным. Вот что может сделать смиренная, со слезами молитва. Но и фарисея мы не должны осуждать. Ведь он говорил правду, когда перечислял свои добрые дела: «Боже, я два раза в неделю пощусь, а что заработаю, то десятую часть отдаю на храм». Так жить — это большой подвиг! Жаль только, что эти добрые дела дали ему повод для гордости. И молитву свою он начал хорошо. Мы ведь, когда приходим в храм, сразу просим, а он начал благодарить: «Боже, благодарю Тебя». Но потом всё испортил своим превозношением и вместо того, чтобы продолжать благодарность за то, что даёт ему Бог здоровья и возможность зарабатывать и творить добро, фарисей встал впереди, прямо перед алтарём и начал хвастаться своими добрыми делами. Не остановился в притворе, у самого входа, как мытарь, а пошёл, не останавливаясь, твёрдым шагом прямо к святая святых и занял своё обычное место, как будто он его купил и как будто имел на это право.

Разве это не страшно так думать о себе в храме, и разве это не похоже на нас? Ведь и мы часто думаем: «Моё место тут, я уже несколько лет здесь стою, а его — там». А там стоял человек, который по нашему людскому суду действительно не имел права пойти вперёд, в ряды праведников. Потому что он был сборщик налогов, прислужник оккупантов-римлян, которые поработили этот народ, всячески его угнетали и притесняли, да ещё искали среди этого народа таких людей, которые бы собирали для них дань. И, конечно же, такие сборщики налогов — мытари — были всеми ненавидимы. И мытарь сознавал это и сильно мучился своей совестью. Поэтому он и не пошёл к центру храма, а стоя у входа, бил себя в грудь, зная, что никакого милосердия купить или заслужить у Бога нельзя, а его можно только вымолить. Поэтому в Евангелии и сказано, что он вышел более оправданным, чем фарисей. А это значит, что и фарисей не был осуждён. Ведь у него были и пост, и труды, и добрые дела. У нас же бывает, что и этого нет. Да и пришли они оба не куда-нибудь, а в храм Божий для молитвы. И Господь не отверг добрые дела фарисея, принял их, но только сказал, что нужно подражать смирению мытаря. Ибо добрые дела у фарисея были, но он обесценил их своей гордостью и превозношением. Жизнь многих из нас уже склонилась к закату, а мы ещё не начали делать ничего из того, что повелел нам Бог делать на земле. И что же нам сказать? «Я хороший, безгрешный, никого не трогаю, почти ангел» или «Боже, милостив буди мне, грешному»?

Вот приближается Великий пост — время покаянной молитвы. Поэтому каждый пускай подумает, а является ли он хотя бы фарисеем и есть ли у него за душой вообще что-то доброе?

А потом, после этого и поставим перед собой вопрос — лишённые даже праведности фарисея, не являемся ли мы такими же, как и он, бессердечными и мёртвыми душой? И как мы смотрим на других людей в храме, на работе, на улице... и как мы их судим?

Поэтому в преддверии Великого поста вспомним, что Господь ждёт от нас не перечисления наших добрых дел, потому что они ничтожны, а смирения, осознания своей греховности и раскаяния. Ибо Господь, как сказало нам сегодняшнее евангельское чтение, «гордым противится, а смиренным даёт благодать».

Аминь.

проверено//22.02.2013//Tess

 

Сретение Господне

E-mail Печать PDF

Сретение Господне

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,
по глаголу Твоему с миром» (Лк. 2, 29)

Через 40 дней после Рождества Христова Святая Вселенская Церковь торжественно празднует Сретение Господне. Славянское слово «сретение» в переводе на русский язык означает встречу. Это название указывает на событие встречи Богомладенца Христа с праведным Симеоном. История возникновения этого праздника уходит своими корнями в глубину веков. После смерти Александра Македонского ещё за 230 лет до Рождества Христова египетский царь Птолемей Филадельф прочитал Священное Писание — библейские книги Ветхого Завета. И прочитав, он понял, что настанет время, когда в мир придёт Сын Божий. Ведь все пророки в Писании говорили об этом. И тогда царь Птолемей решил перевести эти книги с еврейского языка на свой, греческий, и пополнить ими знаменитую Александрийскую библиотеку. Для этого он написал в Иерусалим письмо с просьбой прислать к нему опытных переводчиков. На ту пору в Иерусалиме был первосвященником праведный Елеазар. Получив письмо, он избрал из двенадцати Израилевых колен по шести переводчиков и отправил их с караваном в Египет, к царю Птолемею. Всех их было 72 человека и в историю Церкви они вошли как 70 толковников. Радостно встретил их в Египте Птолемей Филадельф. Дал им отдохнуть, преподнёс подарки, а затем, чтобы оградить переводчиков от городского шума, царь предоставил им для работы свой дворец на острове Фарос. Весь остров утопал в апельсиновых рощах и виноградниках. Сюда не долетал крик базарной толпы и здесь, в тени садов, 70 толковников начали работу над переводом священных книг.

Среди этих семидесяти толковников был ещё не старый, но уже мудрый и опытный переводчик по имени Симеон. Ему для перевода с еврейского на греческий досталась книга пророка Исаии. Спокойно, день за днём, работал он над переводом текста у себя в келье пока, наконец, не дошёл до того места в книге Исаии, где пророк пишет: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил», — что значит «с нами Бог». Прочитал эти слова Симеон и усомнился. Как же Дева может родить Сына? И взял Симеон перо, чтобы зачеркнуть слово «Дева» и написать «женщина», как вдруг невидимая сила остановила его и услышал он голос: «Усомнился Симеон в священных словах. Знай же, что не умрёшь ты до тех пор, пока сам не увидишь эту Деву, и не примешь на руки рождённое от Неё».

На этом всё окончилось, а изумлённый Симеон долго ещё не мог опомниться и до времени никому не сказал об этом событии.

Несколько лет продолжался перевод священных книг, а когда закончился, то обрадованный царь Птолемей с богатыми дарами отпустил на родину переводчиков и дал им на дорогу большую охрану. Благополучно добрались они до Иерусалима к своим семьям. И конечно, как все люди, жили, трудились, растили детей и внуков, старились и, наконец, умирали. И только один Симеон из всех семидесяти почему-то не умирал. «Не умрёшь ты, пока своими глазами не увидишь Божественного Младенца». И сперва Симеон не обращал на это внимания, но когда перевалило ему за 100, а затем и за 150 лет, стал он часто со скорбью вспоминать определение Божие. Дряхлел, много раз просил у Господа смерти, умолял отпустить его с миром, но годы шли, силы его слабели, а он всё жил, смерть как бы забывала про него. И только святая вера в то, что он на земле встретит Бога, укрепляла его телесную немощь. И прошло ещё много лет, когда, наконец, этот радостный день для Симеона настал. Ранним утром, ведомый каким-то необыкновенным предчувствием, спешил обрадованный старец в храм. И когда переступил порог, то увидел Того, о Ком болела душа Его. Недалеко от входа стояло Святое Семейство и на руках у Девы лежал чудный Богомладенец. И по вдохновению свыше, в порыве необычайной радости, подошёл Симеон к Деве Марии, принял от Неё на свои старческие руки Младенца Христа, прижал Его к своему сердцу и, зная, что пробил час, что уже сегодня отпустит его Господь на небеса, праведный старец прославил Бога и, заплакав, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое».

Так в сороковой день от Рождества Христова произошло это сретение, эта встреча лучших представителей Ветхого Завета с Основателем Нового Завета Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью. Какая замечательная встреча! Какой великий праздник! Принял Симеон на руки Богомладенца и Святая Церковь назвала его Богоприимцем. Великая радость для святого старца. Ибо Симеон терпеливо ждал многие годы, верил с чистым сердцем и узрел Бога, и принял Его. «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят».

Поблагодарив Господа и возвращая Младенца Матери, Симеон сказал Ей: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле, и в предмет пререканий, да откроются помышления многих сердец и Тебе Самой душу пройдёт оружие».

Так праведный Симеон пророчески определил жизнь Иисуса Христа. Он есть камень, о который споткнутся многие злые сердца. Он есть сладостный голос, за которым пойдут многие простые души и образуют Христову Церковь.

Такое пророчество не обрадовало Деву Марию, но ещё больше смирило Её. Предназначенная быть Матерью Сына Божия, предопределённая к беспримерному величию и славе, Она, подобно Своему Сыну, не имела на земле, где главу приклонить, а страдала до тех пор, пока не нашла упокоение на небесах. И с тех пор, как Богоматерь была призвана на небо, стремление к Ней сердец человеческих не уменьшилось. Только сейчас не нужно посещать Иерусалим, чтобы войти в общение с Ней. Потому что перед Своим Успением Она сказала плакавшим перед Ней христианам, что теперь, всегда видя Своего Сына, Ей будет легче помогать людям. Уходя на небо, Она обещала посещать весь мир и заботиться о нём.

И это обещание сбывается до сего дня в явлении Её святых икон. Тот, кто однажды доверил Ей свою жизнь, приобрёл в Ней неизменную Заступницу. Если жизнь человеческая представляется порою страшным полем, где в безумной борьбе гибнут мечты и надежды, где столько скорби и стонов, то над этим житейским морем царит отрадное видение Матери Божией. Чудная Небесная Дева с безграничной скорбью и любовью во взоре, с лицом, по которому стекают жемчужины слёз, стоит над миром людского страдания, спускаясь туда, где оно особенно жестоко.

Она не в силах изменить этот мир и водворить покой на земле. Но, приникая к страдающей и отчаявшейся душе человеческой, как некогда к Своему Божественному Младенцу, она шепчет ей радостную весть о лучших днях. Как Мать Она знает подходы к человеческому сердцу, и под Её безмолвную речь ослабевшая вера становится живым и ясным предчувствием. Скорби жизни меркнут перед сиянием дивных картин, навеваемых душе Её благодатною силою. И вместо земного раздора, зависти и обмана восхищённому взору открываются райские дали, сонмы светлых небожителей, сверкание лучей славы Престола Божия. Потому что во все века Она была и остаётся той таинственной лестницей, через которую стосковавшееся на земле человечество восходило и восходит на небо. Она была и остаётся живой связью между Богом и людьми — благоволением Бога к людям и дерзновением людей к Богу.

Уже со времён глубокой древности христиане празднуют этот знаменательный праздник Сретения, встречи. У нас в народе говорят, что в этот день «зима с летом встретились». И хотя на дворе ещё снег и морозы, но народная мудрость уловила здесь самую сокровенную сущность праздника: ведь и тогда в Иерусалиме царила зима духовная и лишь несколько верующих сердец, как, например, Симеон и Анна-пророчица, уже предвидели лето благоприятное в восходящем над миром Солнце Правды. С тех пор у Господа было много встреч с народом. Он всегда был с людьми. Мы помним, какая встреча была у моря, когда Господь накормил пять тысяч пятью хлебами. Была встреча и при входе во Иерусалим, когда народ радостно кричал Ему: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». А сколько раз мы встречаемся с Господом на протяжении своей жизни. Когда мы стоим на молитве, плачем и вкладываем в эту молитву всю свою веру, мы знаем, что Господь рядом с нами. Он слышит эту молитву и видит эти слёзы, ибо Он Сам обещал: «Воззовёт ко Мне и услышу его». «Я с вами во вся дни, до скончания века».

Каждый Господский праздник напоминает нам о жизни Спасителя и приглашает нас следовать за ним. Праздник Рождества Христова призывает нас к духовному рождению. Праздник Преображения заставляет нас духовно преобразиться, а праздник Сретения зовёт нас к радостной встрече с Господом нашим Иисусом Христом.

Что это такое, — встреча с Господом? Как это понимать? А понимать это надо так. Когда мы ждём в гости близких людей, то приготовляем свой дом, делаем его чистым и праздничным. Точно так же надо поступать и в отношении своей души — очищать её покаянием и молитвой, чтобы принять в своё сердце Христа. Ведь Господь ни к кому не входит насильно, но терпеливо ждёт обращения человека и говорит: «Се стою у двери и стучу (стучу в человеческие сердца) и если кто откроет Мне, войду к нему и буду вечерять с ним».

Где ещё можно встретить Господа? А Его можно встретить при созерцании природы. Когда мы любуемся ковром цветущих лугов, зеленеющих полей, видим шумящий лес, восторгаемся красотой безбрежного моря, восхищаемся видом гор с их снежными вершинами, смотрим ночью на купол тёмного звёздного неба — во всём этом мы видим Бога. Своим верующим сердцем мы чувствуем, что ко всему этому приложил руки Великий Творец — Небесный Архитектор, Божественный Художник. И тогда мы начинаем понимать, что никакие слепые силы природы никогда не смогли бы создать этого прекрасного мира, если бы он не вышел таким из рук своего Небесного Создателя. В такие блаженные минуты наша душа встречается с Богом и хочется сказать: «Дивны дела Твои, Господи! Вся премудростию сотворил еси».

Но Священное Писание говорит нам и о последнем сретении, о последней встрече с Богом, которая произойдёт у каждого из нас на Страшном суде. Вот как об этой последней встрече пишет апостол Павел: «И мертвии о Христе воскреснут первые. Потом и мы с ними восстанем в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господом будем». Но будем ли по грехам своим? Спаситель говорит: «Не каждый говорящий Мне «Господи, Господи» войдёт в Царство Небесное». А святой апостол добавляет: «Вера без дел мертва есть. Покажи мне веру от дел твоих». Поэтому пока ещё есть время, пока бьётся в груди сердце, будем же и мы своими добрыми делами и своею верою всегда стараться встретить Господа и угодить Ему, чтобы в конце своей жизни каждому из нас не посрамиться, но услышать от Христа такие радостные слова: «Приидите, благословеннии, и наследуйте Царство Небесное, уготованное вам от века!»

Аминь.

проверено//22.02.2013//tess

 

К 10-летию Спасо-Преображенского собора в г. Губкине

E-mail Печать PDF

Спасо-Преображенского собор в г. Губкине

Прошло 10 лет с того времени, когда Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II освятил этот величественный храм, и он стал жить, действовать и приносить людям спасительную радость.

Каждый освящённый православный храм — это живой организм. В нём сосредоточены два фактора — Божественный и человеческий. Таинства и освящающие действия в нём — от Бога. А объектом этого освящения являются люди.

Таким образом, православный храм — это Царство Божие на земле. Это духовный оазис, отданный Богу людской верой в полное владение, где Он Господин и Хозяин.

Всё в храме — и архитектура, и живопись, и музыка, и поэзия — несёт печать не мира, а Церкви, печать надмирности. Поэтому здесь все они перестают быть самостоятельными искусствами, идущими каждое своим путём, но становятся частями единого целого — богослужения.

Однако святость православного храма заключается даже и не в его внутренней или внешней красоте — он никогда не создавался по побуждениям эстетическим, — но святость его заключается прежде всего в присутствии Божием — таинственном и непостижимом. «Господь во храме святом Своём», — сказано в Писании. Да, именно здесь, среди нас, живых людей, присутствует Спаситель Своим Божественным Телом и Своей Животворящей Кровию. «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я среди них». Церковь знает это и любит Христа, живущего в ней, так же, как и Он любит Свою Церковь. Поэтому здесь, во святом храме, место и нашего духовного рождения, и нашего нравственного воспитания, и нашего приготовления к будущей вечной жизни.

Очень давно у каждого из нас был день, когда наши родители принесли нас младенцами в храм Божий, и Святая Церковь, как любящая мать, приняла нас в свои материнские объятия и крестила нас; силою Духа Святого смыла с нас печать первородного греха, нарекла святым христианским именем, воцерковила и сделала детьми нашего Небесного Отца. Итак, свою духовную жизнь со Христом мы начали здесь, во святом храме.

Мы знаем, что наша земная, телесная жизнь требует постоянного питания, нуждается в подкреплении себя пищей. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», — молимся мы в ежедневной молитве. Однако Господь сказал и то, что «не хлебом единым будет жив человек, но и всяким словом, исходящим из уст Божиих». Поэтому, как тело человеческое нуждается в хлебе насущном, так и душа нуждается в пище духовной. Что же это такое — духовная пища и где мы её получаем? А это, во-первых, Святое Причастие Тела и Крови Христовых. Господь сказал: «Я есть Хлеб, сшедший с небес. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нём. Я воскрешу его в последний день. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не будете иметь в себе жизни». Какие таинственные слова. В устах любого другого, сказавшего их, они имели бы кощунственный и преступный характер. Только Он, Сын Божий и Сам Бог, имел право сказать их. Где же мы причащаемся Тела и Крови Христовых? Здесь, во святом храме, за каждой Божественной литургией мы делаемся причастниками жизни вечной. Вот и сегодня, в этот воскресный день, как тысячи зёрен едины в одном хлебе, так и мы с вами, причастившись из одной Чаши, едины во Христе.

Далее: пища духовная есть Слово Божие, чтение Священного Писания, проповедь священников, благословения Церкви — всё это составляет духовную пищу, необходимую каждой христианской душе для её спасения. Где же мы слышим это Слово Божие? Опять же здесь — во святом храме.

Тело наше подвержено многим болезням и поэтому мы обращаемся к врачам. «Не здравые имеют нужду во враче, но больные», — сказал Господь и тем самым благословил нелёгкий труд врачей. Но ещё великий Платон сказал, что «тело и душа человека составляют единое целое, и заблуждаются те, кто пытается лечить только тело, забывая о душе». Потому что и душа подвержена болезням, когда её давят тяжкие грехи, когда в ней подымается обличающий голос совести — и мы знаем, что муки совести — это самая страшная болезнь человеческого духа. Излечить от такой болезни врачи земные не в силах. Лекарство от этой болезни только здесь, во святом храме, у Врача Небесного. «Иисусе, Врачу душ и телес наших», — молимся мы Спасителю. Здесь, в храме, постоянно, изо дня в день принимается исповедь кающихся. Здесь на самом видном месте помещается Голгофа с распятым Страдальцем. Делается это для того, чтобы каждый человек, входящий в храм, сразу видел, где источник исцелений от всех его душевных мук. Сегодня человечество хоть и достигло больших успехов в медицине, но от страданий не избавилось. Всё новые и новые болезни, одна страшнее другой, появляются на нашей планете. И человеку бывает порою непонятен смысл этих болезней. Часто здесь во времени говорят: «и за что я так страдаю?» Но всё откроется и станет понятно в перспективе вечности. И то, что Господь, став Человеком, став одним из нас, приобщился к этим страданиям, является для каждого верующего великим утешением и имеет свои далеко идущие цели.

Наконец, рано или поздно в жизни каждого человека наступает такая минута, никем не желанная и ни для кого неизбежная, когда уже ни богатство и слава, ни знания и мудрость, ни врачи и друзья — никто становится не нужен, ибо все они не в состоянии остановить дыхание надвигающейся смерти. И тогда взор свой человек обращает только к храму Божию, зовёт священника — служителя Церкви, чтобы в этот последний час принести Таинство Исповеди и причаститься Святых Христовых Тайн, чтобы душу свою подготовить святою надеждою и помочь ей мирно, по-христиански расстаться с бренным телом.

Но вот умер человек, переступил порог потустороннего бытия, ушёл в вечность. Здесь-то уже, кажется, всё. Однако нет. Ведь Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых. Поэтому и усопших не оставляет Церковь своею заботой. Несут гроб с бездыханным телом в храм Божий, и здесь, в своих тёплых умилительных молитвах Святая Церковь по-матерински ходатайствует перед Богом за душу человека и просит упокоить её, и упокоить не просто в каком-либо месте, но «идеже вси праведнии упокояются». А это значит, что смерть не прерывает существование человека, а только видоизменяет его. Таким образом, Церковь освящает два важнейших момента в человеческой жизни — рождение и смерть.

Вот почему так дорог верующему человеку святой храм. С ним связана вся наша жизнь — от начала и до конца.

«Храмы Божии, — пишет Иннокентий Херсонский, — существуют для того, чтобы человек, входя в храм, научался обновлять храм своей собственной души».

А великий учитель Церкви Иоанн Златоуст говорит: «Дома ты не будешь так услышан Богом, как услышан в храме, с братьями своими в единомыслии, в союзе любви, а самое главное — в молитвах священников».

А это значит, что церковная, общественная молитва в храме имеет по преимуществу священный характер. Вот почему каждый священник, обращаясь к Богу во время литургии, произносит: «И даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твоё, Отца и Сына и Святаго Духа!»

Будем же, дорогие братья и сёстры, всегда помнить, что «дела наши пойдут вслед за нами», а значит, до конца своих дней хранить любовь к Церкви Христовой и с благоговением относиться к храмам Божиим, этим живым, немеркнущим свечкам, как духовные маяки, светящим во тьме нашей суетной жизни.

Да благословит Господь всех строителей, благоукрасителей и жертвователей святого храма сего миром, здоровьем и благополучием на многие и благие лета!

И дай Бог, чтобы этот замечательный храм служил ещё многие годы и радовал не только нас, но и наших детей, внуков и правнуков!

Аминь.

проверено//22.02.2013//Tess

 

Молитва

E-mail Печать PDF

«Не знаете, чего просите»
(Мк. 10, 38)

Великий подвижник XX столетия, старец Силуан Афонский говорил: «Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память о Боге рождает молитву».

Молитвенное настроение — это своего рода термометр душевного состояния человека. Отсутствие молитвы или нежелание молиться означает духовную спячку у человека, и даже больше — духовную смерть.

Молитва — это основа успеха в любой благой деятельности. Молитвенный подъём был и остаётся единственным импульсом, двигающим человечество навстречу его благу. Все завоевания человеческого гения, в чём бы они ни выражались — на поле брани или в тиши кабинета, — связывались с возношением духа к небу. Всё получало начало из того источника, который отрывал в эти моменты человека от земли и уносил его в заоблачную сферу, в ту самую область, какую самонадеянные и гордые люди окрестили именем «мистицизм», забывая, что вне этого «мистицизма» только пошлость, только плотские пристрастия и нет ни науки, ни поэзии, ни музыки, ни всего того, что возвышает и облагораживает человека и так неразрывно связывается с религией...

Господь Иисус Христос оставил людям только одну молитву, которая поэтому и называется «Молитвой Господней». Когда ученики сказали Ему: «Научи нас молиться», Он в ответ дал им молитву «Отче наш». И эта молитва Господня безостановочно повторяется вот уже две тысячи лет. Не было минуты и даже секунды, чтобы в какой-нибудь точке земного шара десятки или даже сотни людей не произносили её, то есть не повторяли те самые слова, которые когда-то произнёс Сам Христос. Смысл этой молитвы неисчерпаем, и поэтому невозможно дать ей одно окончательное и исчерпывающее объяснение. И первое, что открывает нам Христос в этой молитве и что составляет для человека бесценный дар, утешение, радость и вдохновение, — это возможность называть Бога своим Отцом. Каким только именем ни называл человек Бога и каких только теорий не создавал! Он называл Его — Абсолют, Первопричина, Мировой Разум, Космический Творец и т.д. Конечно, во всех этих определениях есть доля истины и глубина созерцания. Но только одно слово «Отец» и прибавленное к нему — «наш» включает в себя всё это и одновременно раскрывает это как близость, как любовь, как единственную неповторимую и радостную связь. И после этих двух слов, человеку становится сразу легче, потому что он обращается к своему Отцу, Который так любит Своё дитя, что всегда готов простить его. В этих двух словах — и знания о любви, и ответ на любовь. Здесь и опыт близости, и радость этого опыта. Здесь уже зависимость превращается в свободу, а близость раскрывается как радость. Это уже не какие-то там домыслы или догадки о Боге. Это уже знание Бога и общение с Ним в любви, единстве и доверии. Поэтому эти первые два слова, это обращение есть уже не только начало, но и основа всей молитвы. Это делает возможными все другие прошения в ней и наполняет их смыслом. Поэтому Православие — это религия отцовства. И основана она не на выдумках разума и не на доказательствах философии, а на опыте любви, которую мы ощущаем изливающейся на нашу жизнь, а значит, на опыте любви личной.

И далее наша молитва, а в ней и вся наша жизнь устремляется к небу, потому что мы произносим «Иже еси на небесех» — то есть «Который на небе». И с этого момента все наши мысли обращены ввысь, в то вертикальное измерение жизни, в ту обращённость человека к горнему и духовному, которую так страстно ненавидят атеисты, и над которой так плоско издеваются все сторонники сведения человека к одному животному и материальному состоянию.

Но это не физическое или астрономическое небо, как стараются всегда сказать казённые пропагандисты безбожия. Это небо как высший полюс человеческой жизни, где находится Небесный Отец. Это вера человека в распростёртую над ним лично и над всем миром пронизывающую Божественную любовь. Это вера человека в небо как его будущий вечный дом.

Поэтому молитва — это путь к Богу, это встреча с Богом и разговор с Ним.

К сожалению, мы редко ощущаем присутствие Божие и почти всегда очень смутно. А чаще всего совершенно не чувствуем Его рядом с собой. Это бывает оттого, что, становясь на молитву, мы предварительно не прощаем врагов своих. И тогда слова «Якоже и мы оставляем должником нашим» являются в наших устах обманом. Кроме того, тщеславие, зависть, гордость и злоба в нашем сердце являются преградой, которая закрывает нам путь к Богу. И делает нашу молитву бесплодной.

Однако есть удивительный способ, который сразу открывает дорогу к Господу. Этот путь называется смирением. Это тот самый путь, который сейчас, в наше время, выбирает только один из тысячи. Но апостол Павел сказал не одному, а всем: «Непрестанно молитесь».

«Сыне, отдай Мне сердце твое», — учит нас Священное Писание. Редко, но всё же бывают минуты, когда молитва льётся легко и свободно, со слезами. После такой молитвы всегда чувствуешь огромное облегчение, чувствуешь, что ты принят, но чаще всего слышишь в душе, что источник молитвы высох, иссяк. Появляется страшная лень и нерасположение к молитве. Хочется полежать. На сердце приходят мысли настолько нелепые и нечестивые, что их невозможно и выразить. Даже тело поражается при этом крайним изнеможением, расслаблением и, кажется, болезнями. Что это?

А это действие врага рода человеческого. В такое время наша молитва должна стать двойным актом веры — не только в Бога, но и в самих себя. Такая трудная молитва ценится у Господа очень и очень высоко. Это и есть наша постоянная борьба с самим собой. Если же этого нет и молитва наша холодная и поспешная, становится дежурным повторением одних и тех же слов, если земные наслаждения приносят нам удовольствия больше, чем духовная радость, то мы не имеем права говорить: «Господи, я Тебя люблю». Нам лучше было бы честно сказать: «Где-то в глубине души я Тебя всё же немножко люблю, но себя я люблю больше. И земные удовольствия и наслаждения я люблю больше. Поэтому Ты прости меня ради моей немощи, а я прощу тех, кто меня обидел. Потому что я гораздо хуже и грешнее их. Ибо, если бы я видел свои грехи и недостатки, то радовался бы, когда меня осуждают. А так я слеп».

Вот хотя бы с такими мерками мы и должны подходить к своим грехам и к любви Божией, прежде чем стать на молитву.

Как готовиться к молитве? Например, вечером, перед отходом ко сну?

Первое: очень полезно прочитать хотя бы одну или две странички Евангелия.

Затем, после прочтения, немного отдохнуть, помолчать и мысленно вспомнить прочитанное. Это безмолвие Святые Отцы называли венцом, началом молитвы, когда все силы души и тела пребывают в состоянии мира и спокойствия.

И, наконец, последнее и самое важное — это честность и правдивость. Ведь мы стоим перед своим Отцом. Вот-вот наши уста произнесут эти таинственные слова: «Отче наш». Он — Отец, мы — дети. И Он всегда готов нас понять и простить. Поэтому честно и правдиво необходимо рассказать Ему всё, что томит и волнует душу и что сделали такого, от чего смущается сердце. И если честно расскажешь, то сразу же получишь облегчение, то есть лекарство для своей больной души. И не надо ставить себя в позицию постоянного просителя, а Бога делать нашим постоянным и обязательным должником. Прежде всего — «Да будет воля Твоя!»

А то ведь каждый из нас думает, что Бог должен исполнить только его личную просьбу. Предположим, что Бог во всём, о чём просят Его люди, поступит по их желанию. Один хочет одного, другой хочет другого — совершенно обратного и даже противного. Генерал хочет войны, а дипломат — мира. Моряк — морского ветра, но один — западного, а другой — восточного. Фермер хочет тихой погоды, но непременно с дождём, а в краю, где наводнение, люди хотят засухи.

Короче говоря, сколько голов, столько и умов, и каждый хочет по-своему. И если Бог пожелает исполнить желание каждого, то во что же тогда превратится наш мир, наша жизнь и общество? В смешение, бездну и хаос. Поэтому пусть Бог делает как знает по Своей беспредельной премудрости, а не по мнению нашей головы. Бог поэтому и создал человека позже всех, чтобы тот, увидев уже всё созданным, успокоился и не требовал одного в таком виде, а другого — в другом, сам не зная, о чём говорит и чего хочет. Потому что человек часто не знает, чего хочет и не понимает, о чём просит. И по большей части он хочет худшего и просит вредного. Иоанн Златоуст говорит: «Не зная многого из полезного нам, мы просим бесполезного».

Также и апостол Павел пишет: «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться». (Рим. 8, 26).

Рахиль просила у Бога детей, но, получив просимое, умерла от родов. Ты просишь здоровья, но с течением времени умножатся и грехи твои. Просишь богатства, но оно может послужить причиной твоей гибели. Просишь мирских благ, но в них-то и найдёшь смерть для своей души. Успокойся, человек. Твоё желание ошибочно. Ты не знаешь, о чём просишь.

Поэтому если желание человеческое так ошибочно, а воля Божия так неуклонна, то что же остаётся делать, как не подчинить свою волю воле Божией? «Отче Мой, не якоже Аз хощу, но якоже Ты, да будет воля Твоя». (Мф. 26, 39-42).

Сейчас в церковь часто приходят молодые люди. Иногда они стесняются и говорят: «Мы не умеем молиться, мы начинающие и ничего не знаем».

На это можно сказать, что мы все начинающие. Этого никогда не надо смущаться. И не нужно думать, что человек, посещающий храм двадцать лет, может молиться лучше. Чаще бывает совсем наоборот. Первое и самое главное условие для правильной молитвы — это вера в Бога и Его вездеприсутствие. А для тех, кто недавно посещает храм, следует сказать, что в начале духовного пути лучше помолиться немного, но от всего сердца, чем прочитать целые акафисты и каноны без рассуждения. «Лучше пять слов сердцем, чем тысячу языком», — говорит апостол. Ибо без должного внимания и напряжения с нашей стороны, молитва становится холодной и мёртвой. Нужно исправить такую молитву. Вот мы за каждым вечерним богослужением поём: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою».

Представьте, если священник идёт по храму с кадилом, а оно потухло и стало холодным, тогда нет ни запаха ладана, ни торжества — но всё мёртвое. Необходимо исправить такое положение. Нужно зажечь кадило, положить в него фимиам, и тогда всё будет живо, реально и всё наполнится ароматом, также и молитва. Она не должна быть автоматическим и холодным повторением изо дня в день одних и тех же слов, но живым, реальным, правдивым разговором с нашим Небесным Отцом.

«Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою».

В этой жизни мы часто стараемся обмануть самих себя, и показаться перед другими людьми не теми, кем являемся на самом деле. Например, с вышестоящим начальством ведём себя предельно внимательно и подобострастно, а приходим домой и всё уже становится по-другому. Встретили друзей на улице, снова меняемся, а услышав дерзкое слово в свой адрес, переполняемся гневом и не узнаём самих себя. И так без конца. Кто же мы на самом деле? И где же я настоящий?

Горе и радость — вот два великих дара Божия, когда мы становимся сами собой, то есть, оставляем свои уловки и становимся неуязвимыми для всякой жизненной лжи. Но слишком много факторов в окружающей нас обстановке заставляют нас забывать о Боге и приспосабливаться к жизненным обстоятельствам. Как мы внимательны в беседе с теми высокопоставленными лицами, от которых, как нам кажется, зависит вся наша судьба и материальное благополучие. В разговоре с ними мы боимся пропустить хоть одно слово. Даже нелепо подумать, что в это время мы будем рассеянно глядеть в окно, ковыряться в ушах или рассматривать какие-то вещи.

Тем более мы должны быть внимательны на молитве, в разговоре с Богом — Владыкою нашей жизни и нашей смерти, нашего здоровья и наших болезней. Ведь нам здесь ничто не принадлежит. Но всё это принадлежит Ему и находится в Его власти.

В заключение хочется сказать, что и окружающая обстановка во время молитвы должна быть такой, чтобы внимание молящегося человека не рассеивалось на окружающие предметы. Для этого необходимы правильно написанные иконы, перед которыми возжигается лампада, православные иконы помогают полнее ощущать близость Бога и Его святых, а огонёк лампады согревает душу и содействует внутреннему горению молящегося.

Как-то раз один молодой священник смотрел на рабочих, которые прокладывали дорогу на горном перевале.

«О, как бы я хотел разбивать молитвой окаменевшие человеческие сердца, как вы разбиваете эти твердые камни!» — сказал батюшка.

Тогда один рабочий встал, вытер пот и ответил: «В таком случае Вам бы пришлось работать на коленях».

Так и на молитве. Хочешь проложить дорогу к Господу — трудись на коленях!

Аминь.

проверено//22.02.2013//Tess

 

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135


Страница 13 из 21

Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама