Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: Книги :: К007 :: Пролог

Пролог

E-mail Печать PDF

<<< Назад | Содержание | Вперёд >>>


Полюби святого Сергия;
он был и есть Русский в душе;
полюби его искренно, от всего сердца,
и он тебя полюбит.

На протяжении вот уже двух тысячелетий Святая Соборная и Апостольская Церковь преследует неземные цели и не зависит от мира. «Царство Мое не от мира сего», — сказал Господь. Именно поэтому Церковь всегда идёт против течения мира. Это особенно выражается в церковных крестных ходах, всегда идущих против солнца, т.е. против часовой стрелки. А значит, и против земного времени. В нашей Русской Православной Церкви так было установлено ещё при патриархе Никоне. А впервые подобные крестные ходы благословил совершать ещё в IV веке константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст. Этот обычай приняла и Древняя Русь после крещения в Днепровской купели. Но во время многовекового монголотатарского ига, когда духовенство стало малообразованным, в устав богослужения, при переписке, постепенно вкрались многочисленные изменения и ошибки, в том числе касательно и крестных ходов. («Чтобы ходить по солнцу»). Поэтому, когда патриарх Никон, исправляя богослужебные книги, увидел отступления от древнего устава, он ввёл прежний (греческий) обычай, чтобы крестный ход шёл навстречу солнцу, как это и было когда-то в Византии. С тех пор в Православной Церкви направление крестного хода совершается по кругу, противоположно солнечному кругообращению (т.е. навстречу вечному Солнцу Правды — Иисусу Христу) — а значит, назад по времени, свидетельствуя этим, что Спаситель в земном времени уже пришёл на землю и совершил Своё великое предназначение, в противоположность ветхозаветному человечеству, которое жило ожиданием Иисуса Христа. Как писал ещё в XIV веке первый составитель Сергиева Жития Епифаний Премудрый: «Предняя назади, а задняя напреди». Последуем и мы этому примеру и пойдём против часовой стрелки в нашем повествовании о Божием человеке, имя которому Преподобный Сергий.


Указав направление движения, невозможно, конечно, как бы взяв за руку, подвести читателя к Преподобному Сергию. Путь этот каждый должен пройти самостоятельно, заставив себя прочитать написанное, ибо учение Радонежского Игумена может быть вполне осознано только через собственный духовный опыт. Но даже добравшись до последней страницы этого повествования, нужно быть далёким от мысли, что и автор, и читатели до конца поняли мотивы поступков святого Сергия и проникли в глубину его замыслов. Для нас, жителей XXI века, непостижимы его мистические откровения и восторженный трепет его молитвенных часов. Поэтому, не пытаясь бесплодно умствовать о природе Сергеевых чудес да и других подобных явлений, отмеченных многочисленными источниками, мы рассматриваем их как исторические факты постольку, поскольку они были фактами для людей той грозной эпохи. Для нас же важно найти ответ на вопрос: что несли они помимо мистического содержания? Ведь сегодня, в компьютерный век, заставить себя прочитать хотя бы одну книгу о Преподобном Сергии, т.е. пробиться к нему через толщу прошедших веков и предрассудки нашего времени, — задача воистину не из лёгких. Вспомним нашу интеллигенцию, которая так радостно и восторженно устремилась к Церкви после долгих лет запрета и вынужденного воздержания, но тут же быстро отхлынула назад. Оно и понятно. Ведь истинная вера — это не сектантское краснобайство, а, прежде всего, постоянный, ежедневный труд ума и души. Поэтому, принимаясь за рассказ о Преподобном Сергии, невольно вспоминаешь, какое сомнение испытывали средневековые летописцы, когда начинали жизнеописание святого, и какую ношу ощущали они на своих плечах. Очевидно, это была не только тяжесть огромной ответственности перед современниками и потомками, но и вполне понятный страх, который испытывал бы всякий человек, очутившись вдруг на ладони великана.






















"Видение отроку Варфоломею"
(худ. М.В.Нестеров, 1889-1890 гг.)

Сегодня, кроме Жития, в распоряжении исследователей есть двенадцать упоминаний о Сергии в летописях и семь документов, где прямо или косвенно называется имя Троицкого Игумена. Кроме того, в книгохранилищах Москвы, Петербурга, Киева и Вильнюса обнаружено около четырёхсот рукописей, содержащих жизнеописание Сергия Радонежского. Главный биограф Сергия, крупный русский средневековый писатель Епифаний Премудрый, начал собирать о нём сведения в 1393-1394 годах, т.е. сразу после кончины Преподобного. В течение двадцати последующих лет Епифаний Премудрый написал некоторые разделы Сергиева Жития, но не в хронологическом порядке. Более или менее окончательную отделку своему труду он придал лишь в 1418 году, и в настоящее время труд Епифания Премудрого считается одним из самых достоверных источников. Кроме того, биографией Преподобного Сергия занимались митрополит Филарет (Дроздов), о. Павел Флоренский, о. Сергий Булгаков и другие церковные исследователи.

Великий русский художник М.В. Нестеров (1862-1942 гг.), которого называют «певцом Преподобного Сергия», одно из своих многочисленных полотен, посвящённых Радонежскому чудотворцу, назвал «Видение отроку Варфоломею». Едва закончив полотно, художник понял, что это — главный труд всей его жизни, поэтому впоследствии столь спокойно и относился к нападкам «правых передвижников». После написания этой картины он не раз повторял: «Жить буду не я, жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через 30, через 50 лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

Современный лаврский иконописец архиепископ Новгородский Сергий (Голубцов) работал в конце сороковых годов XX столетия по восстановлению настенной живописи в Лавре. Его мечтой было узнать, как выглядел Преподобный Сергий в своей земной жизни. Об этом он часто молился святому, и однажды увидел сон, как Преподобный, показавшись ему, говорит: «Смотри и запоминай». Увиденное владыка воплотил в своих иконах.


<<< Назад | Содержание | Вперёд >>>

 

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Ваш отзыв о книге протоиерея Леонида Константинова: "Неугасимая свеча"
 

Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама