Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: Книги :: К007 :: Глава I. Сергий.

Глава I. Сергий.

E-mail Печать PDF

<<< Назад | Содержание | Вперёд >>>


Чтобы понять Россию, надо понять Лавру.
А чтобы понять Лавру, нужно внимательным взором
всмотреться в её основателя, Преподобного отца
нашего Сергия, ибо он есть воистину избранник Божий.
о. Павел Флоренский

Велика тайна Преподобного Сергия. Для русской интеллигенции XIX века жизненный путь «великого старца», как его называли современники, выглядит парадоксальным. В поисках Бога он уходил от общества людей, а в результате стал их духовным предводителем. Он никогда не брал в руки меча — но одно его слово на весах победы стоило тысячи мечей. Он отказался от святительской власти, но стал властителем миллионов человеческих сердец. Удивительна и сама тайна, окружающая имя Сергия. Почти во всех великих событиях последующих времён мы чувствуем его незримое присутствие. Изначально он получил наставление не от людей. Прочие святые учились у святых — святители у святителей, преподобные от преподобных. Он же ещё во чреве матери явился освящённым сосудом Святой Троицы и троекратным возгласом прославил Бога в Троице во время Божественной литургии. И книжную грамоту он постиг благодаря не людям, но Ангелу Божию. И монашествовать пришёл не к кому-нибудь другому под начало, но, Богом наставляемый, сам себе уготовил пустынное место и устроил Троичную церковь. И если есть у России народный богатырь, который лучше всего выражает дух родной Отчизны, то, конечно, это Преподобный Сергий. Основанная им много веков назад обитель Живоначальной Троицы всегда воспринималась духовным самосознанием народа как сердце России. А сам Преподобный Сергий Радонежский — как особый покровитель и вождь русского народа, Всероссийский Игумен — или, лучше сказать словами о. Павла Флоренского, — «Ангел Хранитель России».






















Преподобный Сергий Радонежский

И, конечно, дело тут не в сравнительных с другими святыми размерах исторического величия, а в особой творческой связанности Преподобного Сергия с самой душой русского народа. И в стремлении понять и познать душу России мы не можем не собрать своей мысли на этом Ангеле земли Русской — Преподобном и Богоносном отце нашем Сергии. Поэтому слова Пресвятой Богородицы: «Сей от рода нашего», обращённые к преподобному Серафиму, в такой же степени относятся и к Преподобному Сергию, и к великому сонму других русских и не русских святых. «Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля» (Пс. 23, 6). Эти слова обращены и к православному народу, «ревностному к добрым делам» (Тит. 2, 14), почему и Матерь Божия при неоднократном явлении Своим избранникам говорила, что «Господь наиболее прославится в русском народе».

Образ Преподобного Сергия — один из самых светлых и поэтических в русской истории. Он так нам близок, что мы радуемся при одном упоминании его имени. Он был небесным человеком и земным ангелом. Как небесного человека его посетила Сама Матерь Божия. А как земному ангелу ему видимо сослужили ангелы небесные, когда он совершал Божественную литургию. Бог обогатил его такими дарами чудес, и их так много, что нет конца их описанию. По свидетельству верующего народа, он как светильник, ярко горящий и освещающий путь ночью, как огонь, согревающий замерзающих в зимней стуже, и как источник чистой воды, напояющий путников в пустыне. Таким он был и остаётся для всех русских православных людей.

Что влечёт миллионы людей на протяжении столетий именно к этому святому? Разве мало у нас других святых? «Нет, — скажет верующий русский человек, — их очень и очень много». Но сердце влечётся к Преподобному Сергию потому, что он есть самый великий святой нашей земли. И многие черты духовности Преподобного Сергия раскрывают его как Вселенского святого.

Немного дошло до нас подробных сведений о благочестивой жизни блаженной четы — схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Зато мы можем вместе со святителем Платоном сказать, что «...самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!»

Свидетельства церковного предания о святости жизни родителей Преподобного восходят ещё к XIV веку. Уже в лицевом Житии Преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. А на их гробницах, находящихся в Хотьковском Покровском монастыре, засвидетельствованы многие исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой.

Первый составитель Сергиева Жития, преподобный Епи-фаний Премудрый, сопоставляет рождение Сергия с рождением таких библейских святых, как пророки Иеремия, Исайя, Илия и Иоанн Предтеча. А в лике преподобных отцов святой Сергий сравнивается в терпении бесовских восстаний с преподобным Антонием Великим; в окормлении множества учеников — с преподобным Саввой Освященным; в блаженстве нетленного тела — с преподобным Макарием Египетским; в пустынножительстве — с преподобным Онуфрием; в святости — с преподобным Паисием; в незлобии — с Павлом Препростым; в бессмертии — с преподобным Афанасием; в духовном веселии — с преподобным Евфимием. А по своим благодатным чудодействиям святой Сергий сопоставляется даже с ангельским миром и с такими ветхозаветными святыми, как Иов и Елисей.






















Родители Преподобного Сергия -
преподобные Кирилл и Мария Радонежские

Неудивительно поэтому, что личность Преподобного Сергия и вся его земная жизнь приковывали к себе неослабевающее внимание не только церковных историков, но и светских писателей, публицистов и вообще людей, размышляющих о судьбах России и о ее месте в мире: слишком велик масштаб этой личности и слишком очевидно влияние Преподобного на всё, что происходило в русской истории и при нём, и после него.

Но всё же все эти сопоставления указывают лишь на высоту и мощь его духовности, но не открывают тайны его души. И если бы Преподобный Сергий был только велик, как ветхозаветный пророк и как вождь, перед которым люди с почтением и благоговейным страхом склоняют голову, то оставалось бы непонятным, почему русский народ обращается к нему и в самых тяжких житейских скорбях, и в повседневных нуждах? И почему он является одним из самых горячо почитаемых и любимых русским народом святых?

Поэтому просто необходимо сказать о том, что есть ещё один вселенский святой, к которому Преподобный Сергий близок не какими-либо отдельными чертами, но самой сущностью своей духовности. Это Святитель Николай Мирликийский — великий Чудотворец, которого русский народ неслучайно почитает как своего родного святого. Духовная близость Святителя Николая и Преподобного Сергия столь велика, что отразилась и на событиях жизни Радонежского святого и даже на его внешнем сходстве со Святителем Николаем. Вот несколько сравнений: Святитель Николай, будучи ещё младенцем, простоял на ногах в крещенской купели три часа, наглядно воздавая этим честь Пресвятой Троице. Преподобный же Сергий троекратным криком ещё во чреве материнском провозгласил Троице хвалу во время богослужения.

Святитель Николай принимал во младенчестве молоко матери по средам и пятницам лишь один раз, после вечерних молитв своих родителей. А Преподобный Сергий по средам и пятницам вообще не принимал материнского молока. Оба они, и Святитель Николай, и Преподобный Сергий, с детских лет возрастали как особо призванные служители Божии. И оба Промыслом Божиим были поставлены на общественное служение народу, хотя стремились к пустынножительству. Оба отличались при жизни милосердием и заступничеством за обиженных людей, и их духовная связь стала ещё более явной из последующей истории Троицкой обители и посмертных чудес. Вот ещё один пример: 8 ноября 1608 года во время польско-литовской осады одно из ядер пробило железные двери Троицкого собора и попало в местный образ Святителя Николая, который находился тогда на северной стороне храма, у иконостаса. Но Святитель Николай сохранил собор и молящихся людей от погибели, и даже ядро не обнаружили за его иконой. Ныне эта святительская икона помещается на столпе напротив раки Преподобного Сергия и молчаливо свидетельствует о духовной близости двух святых. Поэтому ещё во время осады Лавры, 9 мая 1609 года, во имя Святителя Николая был освящён северный придел Успенского собора, как обетная церковь для прекращения свирепствовавшей с 17 ноября 1608 года цинги. После освящения придела цинга в осаждённой обители прекратилась.

Из посмертных же чудес Преподобного Сергия необходимо обратить внимание на то, что многие из них очень близки чудесам Святителя Николая: это и сохранение чистоты Православия, и освобождение пленных и неправедно осуждённых, и спасение утопающих на море.






















Святитель Николай Чудотворец

Кстати, до сих пор одной из замечательных лаврских традиций является глубокая живая связь Троице Сергиевой Лавры с покровительством Святителя Николая Чудотворца. Русский народ не случайно считает его своим небесным покровителем. Едва ли есть святой, который был бы так непосредственно близок и так любим на Руси, как Святитель Николай. Его живое участие в жизни нашей Церкви засвидетельствовано бесчисленным множеством его явлений и чудотворных икон. И ни одна Церковь в мире не имеет столько Никольских храмов, сколько их есть в России. О духовной близости Святителя Николая и Преподобного Сергия свидетельствует одна из двух келейных икон святого. А накануне Куликовской битвы князю Димитрию Донскому было явление чудотворной иконы Святителя Николая («Никола Угрешский»), предвозвещавшее грядущую победу над Мамаем и освобождение Руси.

Что же касается великого сонма учеников Преподобного, то под его пастырским руководством они не только не утрачивали своих личных качеств, но каждый оставался самим собой, приумножив впоследствии собственные таланты по образу своего наставника. Кроткий и смиренный Сергий явился носителем высокой духовной культуры и по его благословению получили начало и развились целые направления просвещения на Руси. Изучение «Школы Преподобного Сергия» служит ключом к пониманию многих культурно-исторических явлений нашей Родины. В восприятии опыта мастеров, прибывших из Византии в Московскую землю, каллиграфов, певцов, иконописцев, зодчих, несомненно, выразилось глубокое понимание Преподобным Сергием византийской истории и его давнее желание наследовать ее культурно-исторические богатства. Ещё в юности встречи и беседы с греческими монахами оставили в душе будущего строителя Дома Живоначальной Троицы то лучшее, что они принесли с собой из уже угасающей Византии. Детство — это неповторимый и ни с чем не сравнимый период человеческой жизни, когда чистая душа доверчиво открыта благодатным воздействиям духовного мира и непосредственно воспринимает красоту и любовь. Впечатления и воспоминания детства часто предопределяют будущие направления и содержание всей человеческой жизни. Это особенно типично для глубоких и незаурядных натур.






















Монастырь Святой Екатерины

В подворье греческого монастыря Григорьев Затвор Ростовского кремля, где Преподобный бывал ещё в молодые годы, богослужение с XII века совершалось так же, как и во многих византийских монастырях. В этой обители обучался и будущий просветитель Пермского края святитель Стефан. Позднее епископ Ростовский Феодор, ученик и племянник Преподобного Сергия, ещё более скрепил узы духовного родства обители Живоначальной Троицы с родиной Преподобного Сергия — Ростовом Великим, а через него и с Православным Востоком.

Что же мы видим в тех духовных книгах, которые приходили в Троице-Сергиев монастырь из Синая, Афона, Иерусалима и Константинополя? О чём говорят сами тексты, которые так любил переписывать Преподобный и его ученики?

«Иное суть страсти, а иное — грехи. Страсти — это гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть. А грехи — это действия этих страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле и совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо имея страсти, можно и не действовать по ним». «Если ты любишь ближнего, то не осуждай и не осмеивай его, а втайне молись о нём». «Чист тот, кто плотскую любовь отражает любовью Божественной». «Боязливость и суеверие — это уклонение от веры в ожидании несчастных бед». «Вооружайся молитвой и бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнее оружия против бесов ни на небе, ни на земле». «Если хочешь что-то сказать, говори не в виде учащего, а в виде ученика — больше будет почтения словам твоим». «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». «Смрадное море между нами и мысленным раем можно перейти только на ладье покаяния, в которой есть гребцы страха».


<<< Назад | Содержание | Вперёд >>>

 

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Ваш отзыв о книге протоиерея Леонида Константинова: "Неугасимая свеча"
 

Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама