Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: Книги :: К007 :: Глава IV. Собиратель Руси.

Глава IV. Собиратель Руси.

E-mail Печать PDF

<<< Назад | Содержание | Вперёд >>>


Для вас — века, для нас — единый час,
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы.

Александр Блок

К середине XIII века Киев после разорения монголотатарами, утратил значение общерусского центра. Южная Русь надолго увяла, завещав Северной, Верхневолжской Руси продолжать дело державного строительства. Проезжавший через Киев в 1246 году католический монах Плано Карпини, посол римского папы к монголам, насчитал в этом прежде великолепном городе не более двухсот домов. А полвека спустя киевский митрополит — грек Максим, «не терпя насилия татарского», вынужден был навсегда покинуть город и перебраться в более спокойный и благополучный Владимир. Таков был печальный конец недавней столицы Руси, «матери городов русских», как называли Киев с конца IX века. Гибель этого города в декабре 1240 года, как и гибель бесчисленных русских городов несколькими годами или месяцами раньше, знаменовала завершение блестящей истории Киевской Руси — некогда могущественного государства, державы Рюриковичей, прямым наследником которых был великий князь Димитрий Донской.

А XIV столетие для Византии и всего православного Востока — это время медленного политического умирания, но вместе с тем и век нового духовного подъёма и обновления; возрождения монашества и созерцательной жизни, связанной с движением исихазма. Его основоположник св. Григорий Палама пишет, что «до Пятидесятницы подходят к концу чудесные земные деяния Сына Божия, а после неё начинают уже совершаться деяния Святого Духа, дабы мы уразумели великую тайну Святой Троицы». В день Пятидесятницы совершается сошествие Святого Духа и в огне благодати рождается Церковь Божия, когда Бог-Троица уже в полноте открывает Себя миру. И Преподобный Сергий становится носителем этого благодатного огня, о котором свидетельствовал св. Григорий Палама и другие исихасты XIV века. По свидетельству Сергиева Жития, его часто видели как бы всего объятого огнём, который осиял алтарь и опускался в евхаристическую чашу.

XIV век, на который пришлась жизнь Преподобного Сергия Радонежского (1314-1392 гг.), насыщен историческими событиями. Полчища «железного хромца» — Тамерлана, разгромив Иран, Армению, Грузию и даже Золотую Орду, подходят к русскому городу Ельцу. Но явление Божией Матери заставляет грозного завоевателя уйти с Русской земли в Малую Азию. В результате этого турецкий султан Баязет вынужден снять осаду православного Константинополя вследствие неожиданного вторжения Тамерлана в пределы его государства.

На крайнем западе христианского мира, в Испании, близится к завершению Реконкиста — многовековая освободительная война христиан Пиренейского полуострова против мусульман — мавров. Разрастается борьба французского короля Филиппа IV Красивого с орденом тамплиеров и светскими притязаниями римских пап, что приводит их к «авиньонскому пленению».

Король Англии Эдуард I Плантагенет получает поддержку своего парламента против папской дипломатии в борьбе за Шотландию.

В Германии принят «Золотой документ», в котором говорится, что папский престол не должен принимать участие в выборах императора.

В 1350 году между Францией и Англией начинается Столетняя война.

А в угасающей православной Византии и на Афоне развивается богословие исихастов, и святители Григорий Палама, Филофей и Каллист утверждают основы православного вероучения в борьбе с ересями.






















Храм Святой Софии
(Константинополь)

В эту эпоху торжества православного богословия молодая Русь становится преемницей умирающей Византии, а Сергиева обитель — домом Живоначальной Троицы. Обитель Живоначальной Троицы явилась центром излучения благодатной силы и духовного обновления огромной, вернее колоссальной мощи. Созданные трудами Преподобного Сергия и его многочисленными учениками монастыри становятся источниками этой силы, через которые «живая духовная преемственность Радонежского чудотворца сохранялась и сохраняется в русской святости». Если в бедственный первый век монголотатарского ига на Руси было образовано только 30 монастырей, то в следующем столетии (1340-1440 гг.) — их уже около ста пятидесяти. И если до середины XIV века монастыри возникали только в городах или под их стенами, то со времени Преподобного Сергия наступает коренной перелом в направлении жизни и структуре монашеских общин. Численный перевес получают монастыри в лесной глуши. И многие из учеников святого Сергия становятся основателями других монастырей. Благодатные ученики великого аввы Сергия такие, как Савва Сторожевский и десятки других, разлетевшись, подобно птенцам из родного гнезда в разные стороны, основали новые иноческие обители, из которых вышли другие богоугодные подвижники и основатели новых монастырей. По данным нашего историка, митрополита Макария (Булгакова), за короткое время после Преподобного Сергия на Руси появилось 180 вновь построенных и восстановленных монастырей. Из этого числа 90 монастырей (т.е. половина) были основаны трудами и благословением Преподобного Сергия, а также его учеников, собеседников и их сотрудников. Бесчисленные поколения русских святых, бывших духовными детьми Преподобного Сергия, его внуками и правнуками разносили с собой в самые дальние уголки Отечества русское просвещение, государственность, культуру, хозяйственность, а точнее сказать — русскую идею в её целом. Поэтому, если кратким словом попытаться выразить суть патриотического служения Преподобного Сергия, то этим словом будет «собирание», вытекающее из внутреннего созерцательного подвига «непрестанного взирания на Живоначальную Троицу». В Ней, как Единосущной и Нераздельной, отрицались всякие междоусобицы и разделённость, но утверждалось собирание воедино. В Ней отрицалось всякое насилие, подавление и угнетение, но утверждалась свобода, открывающаяся во взаимной любви, ибо «Бог есть Любовь». И Преподобный Сергий вначале собирает в молитве воедино силы своей собственной души, а затем уже, став светозарным и богоподобным, изливает лучи приобретённой им благодати мира и любви на окружающий его мир и собирает вокруг себя сначала братию монастыря, а затем постепенно и всю Русь.

Замечательный факт из жизни Преподобного Сергия сообщают древние летописцы — он никогда не пользовался передвижением на лошадях, но всегда ходил только пешком.

Что представлял тогда собою этот одинокий путник? — Странник в залатанной рясе, всё богатство которого — черёмуховый посох да десяток сухарей в котомке за плечами. Но в пути Преподобный всегда мысленно повторял совет Иоанна Лествичника, так помогавший ему в первые годы его жизни в лесу: «Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если ты хоть немного уступишь этой младенческой и достойной смеха страсти, то она состарится с тобою. Пустой боязнью тёмных сил не унижай детской преданности Господу и своей на Него надежды. Когда же будешь проходить глухие места, вооружайся молитвою и бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия против бесов ни на земле, ни на небе».

Именно такое значение имели знаменитые хождения Преподобного Сергия: в Ростов (1358 и 1363 гг.); миротворческий поход в Нижний Новгород (1365 г.); хождение и участие в княжеском съезде в Переяславле-Залесском (1374 г.); а также хождение в Тверь (1382 г.) и в Рязань (1385 г.). Современники скоро осознали цель великих хождений Преподобного Сергия по Руси и уже первый его жизнеописатель, Епифаний Премудрый, писал, что Троицкий Игумен никогда не уходил «с места своего в другие земли, за исключением особой нужды».

Он собирал христиан Руси воедино, даже не для того, чтобы сплотить их вокруг Москвы, но чтобы восстановить между ними мир и евангельскую любовь и убедить их, что, если брат от брата будет укрепляем, то станет непобедим никакой вражеской силой. И постепенно народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и на Куликовом поле нанёс врагу удар такой колоссальной силы, какой на вечные времена был зафиксирован в мировой истории.






















"Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Димитрия Донского на Куликовскую битву"
(худ. А. Кившенко, 1879 г.)

Ведь одно присутствие в войсках Димитрия Донского двух любимых учеников Преподобного — Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) — вливало уверенность в сердца русских воинов, ибо они воочию видели, что им сопутствует благословение Святого Старца. В конце концов, победа даётся не только физической силой и умением, но и силой духа. И от того, чем именно наполнена душа воина, зависит его поведение в бою. Если люди твёрдо знают, что на их стороне сражается сам Преподобный, то проклятые язычники им уже нипочём, сколько бы их ни было! В этом состоял великий подвиг Преподобного и его патриотическое подвижничество. Напомним, что перед самой Куликовской битвой, когда при виде многочисленности татарского полчища дрогнуло сердце князя Димитрия и поколебалась его уверенность в ратном деле, ему на помощь вновь пришло твёрдое слово Преподобного Сергия с обещанием победы русских под всесильным покровом Богоматери.

Куликовская битва

Весной 1380 г. Мамай в качестве устрашающей меры сжёг несколько русских городов, а к лету имел уже трёхсоттысячное войско, невиданное со времени Чингисхана, и заключил союз с литовским князем Ягайло. У князя Димитрия была 150-тысячная армия, которая в начале сентября подошла к Дону. Мамай этого ещё не знал. После совета с воеводами Димитрий, не теряя времени, переправился через Дон, чтобы заранее расположиться на Куликовом поле. При этом русские уничтожили все следы переправы, и теперь враг не мог обойти их с тыла, да и самим отступать было некуда. С трёх сторон поля протекали реки — Дон, Непрядва и Смолка. Поэтому Мамаю оставался путь только с юга, со стороны Красного холма, который возвышался в середине поля. Но и оно, из-за ручьёв, кустарников и оврагов становилось недостаточным для широкого манёвра татарской конницы.

Чтобы оценить военный талант князя Димитрия, представим себе расстановку его сил. В его боевомстрою определились пять линий, а также впереди, на значительном удалении от основных сил, сторожевой полк, выполнявший роль авангарда. За ним — передовой, состоявший из пеших ратей с длинными копьями, первым принимавший на себя мощный удар вражеской конницы. Почти все ратники этого полка погибли, но сдержали натиск татар, и это дало возможность русским воеводам оценить действия врага, определить силу и направление удара и перестраивать ряды для манёвра. Далее выступали главные силы русских, состоявшие из трёх полков и занимавшие полосу шириной в 4 километра. В центре, под княжеским стягом, стоял самый многочисленный полк русских вместе с княжеским двором. Кроме того, позади главных сил, стояла в частном резерве рать воеводы Димитрия Ольгердовича, а ещё дальше, за левым флангом, в дубраве, — спрятанный засадный полк воеводы Боброка. Этим опытнейшим воинам надлежало вступить в бой в самый последний, решающий момент. Так ещё до самой битвы князь Димитрий предусмотрел тактику боя и во многом предрешил его исход. Немаловажным был и личный пример князя Димитрия. Он переоделся в доспехи простого ратника и стал в первые ряды сторожевого полка, чтобы «испить общую смертную чашу за землю Русскую». Его место под знаменем в княжеских одеждах занял боярин Михаил Бренк.






















"Поединок Пересвета и Челубея"
(худ. А.И. Авилов, 1943 г.)

Наступило утро 8 сентября (по старому стилю) 1380 года. В тающем тумане тихо и спокойно стояли в боевом порядке русские ратники. Татары приближались шумно, и летописи описывают их войско похожим на тучу. Хан Мамай наблюдал поле битвы с Красного холма. В 11 часов противники начали сходиться. Когда расстояние позволило видеть лица, обе армии остановились, чтобы по традиции начать сражение с единоборства богатырей. От ордынцев выехал великан Челубей, прозванный Темир-Мирзой («Железным воином»), а от русских — Пересвет, выходец из брянских дворян, послушник Преподобного Сергия. Оба они на всём скаку пронзили друг друга копьями, причём татарин упал головой к ордынцам. Сразу же атаковали татарские лучники, но сторожевой полк принял на себя град стрел и даже сумел отбросить врага. Начало сражения было выиграно. Тогда Мамай двинул в центр русских тяжело вооружённую генуэзскую пехоту. Эти европейские наёмники представляли собой большую ударную силу, способную прорвать центр русских ратей. Одновременно хан рассчитывал атаковать Димитрия своей конницей с флангов, чтобы затем, как обычно, обойти противника и взять в кольцо. После этого и началась «великая сеча», длившаяся три часа. И хотя татары проигрывали в рукопашном поединке, но на их стороне был численный перевес. За это время почти вся пешая русская рать полегла. Затем настал черёд главных сил, и ещё четыре часа прошло в кровавой бойне, принося успех то одному, то другому противнику. К 5 часам вечера настал самый драматический момент сражения, и Мамай уже предчувствовал победу. Но тут произошло невероятное. Из засады, как из-под земли, ударил в спину татарам спрятанный полк воеводы Боброка. Свежими силами русских уставшая татарская конница была рассечена надвое, и часть ордынцев, оказавшаяся ближе к реке, нашла в ней свою погибель, а другая обратилась в бегство. Мамай сразу же понял безнадежность ситуации, и вместе со свитой, бросая своих воинов, шатры и награбленное добро, бежал впереди обезумевших от ужаса татар. Русские преследовали и добивали врага, пока хватало сил. Погоня прекратилась только с наступлением темноты в пятидесяти километрах от Куликова поля. Такого сокрушительного и позорного поражения Орда ещё не знала. В древнем «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что весть о невиданной победе русских разносилась быстро. Литовец Ягай-ло, спешивший на помощь своему союзнику Мамаю, узнав о его поражении, тут же повернул обратно.

В память о подвиге героев Куликовской битвы была построена церковь в честь Всех Святых. А самого князя Димитрия народ стал величать Донским. Победа на Куликовом поле показала, что русский народ может в единстве одолеть даже такую силу, как Золотая Орда, а слава князя Димитрия засверкала всеми гранями его полководческого таланта.

Вдохновлённая и подготовленная у «Троицы» Куликовская победа явилась для России гранью новой эпохи, началом национального пробуждения.

Как могло это случиться? Откуда взялись и как воспитались люди, решившиеся на такое дело, о котором их деды боялись и подумать? Всем этим Россия всецело обязана Преподобному Сергию, его святой жизни и безграничной любви к Богу и своему Отечеству.

Наш известный историк Н.Карамзин справедливо замечает, что «Русские князья до Куликовской битвы ездили в Орду как на страшный суд. Счастлив был тот, кто возвращался обратно с татарским разрешением на дальнейшее княжение, или, по крайней мере, с головою!» Нередко там они и душу свою полагали за веру православную и за Святую Русь. А потому, отправляясь в Орду, они обыкновенно писали духовные завещания, прощаясь навсегда со своей семьёй.

Из «Родословия великих князей Русских»

Первый князь на Русской земле Рюрик, пришедший из варягов и родивший Игоря.
Игорь родил Святослава, ходившего на Царьград.
Святослав родил Владимира Святого, крестившего Русь.
Владимир родил Ярослава Мудрого.
Ярослав родил Всеволода.
Всеволод родил Владимира Мономаха.
Мономах родил Юрия Долгорукого.
Юрий родил Всеволода Большое Гнездо.
Всеволод родил Ярослава.
Ярослав родил Александра Невского.
Александр родил Даниила Московского.
Даниил родил Ивана Калиту.
Иван Калита родил Ивана Красного.
Иван родил Димитрия Донского.

Это родословие князей Рюриковичей, очевидно, было создано в подражание евангельскому родословию Иисуса Христа (Мф. 1, 1-16). Оно было составлено в Новгороде во второй четверти XV в. и ясно показывает, что Димитрий Донской является прямым наследником Крестителя Руси Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Александра Невского и других, ставших родоначальниками трёх великих князей Московских, правителей новой, Московской Руси.

И в последующие века трогательные и знаменательные явления Преподобного Сергия неоднократно выражались в его заботе о православной России. Вот только несколько примеров.

Перед Казанским походом Ивана Грозного, когда был заложен город-крепость Свияжск, сделалось известным следующее: за пять лет до основания города на его месте, при пении и звоне колоколов, неизвестно откуда раздававшихся, появлялся старый инок с крестом в руках, благословляя и отмеряя это место. А когда татары пытались взять его — исчезал на глазах. Перед самым взятием Казани царь Иван Грозный возносил молитвы к Преподобному Сергию, а после удачного похода останавливался на обратном пути в Тро-ице-Сергиевом монастыре и у мощей Великого Аввы восклицал: «Твоими молитвами получили желаемое. Ты явил свое дивное милосердие, заступник земли Русской!»

Ещё отчётливее заступление Преподобного Сергия проявилось среди бедствий Смутного времени, когда Россия была близка к конечной гибели. В это время среди общего смятения твёрдым и нерушимым столпом стояла обетованием Пресвятой Девы Троице-Сергиева Лавра. Казалось, одна она хранила бодрость и веру в тот народ, который, кажется, уже изверился в себе. Она одна среди криков отчаяния, вражды и погибели спокойно и неустанно возносила привычную мольбу к Триединому Богу. И чудо совершилось. Преподобный, словно поднялся тогда из гроба, являясь и ободряя молящихся.

Гораздо менее известно, что подвиг Кузьмы Минина тоже внушён был ему Преподобным Сергием. Несколько раз Печальник земли Русской являлся Минину и повелевал ему собирать казну для ратных людей на освобождение Москвы. Но Минин не решался. Тогда Преподобный уже с грозным увещанием и словом явился ему в последний раз и сказал, что «есть изволение суда Божия, через него, Минина, помиловать православных и привести страну в тишину». После этого Минин заболел и счёл это за кару. Вскоре он был избран в земские старосты и бросил клич на освобождение Руси от поляков.

Были и другие, неоднократные примеры защиты Преподобным Сергием родного Отечества. И русское общество уже XVII века вполне сознавало чрезвычайность этого заступничества. Именно ему, первому из всех русских святых, был написан акафист. А икона Преподобного Сергия, написанная на гробовой его доске, сопровождала русскую армию в 1812 г. и в Русско-турецкую войну за освобождение балканских стран 1877-1878 гг.

Поэтому, всматриваясь сегодня в деяния Преподобного Сергия и в то, чем ему обязана Россия, можно с полным основанием назвать его Вождём Русской земли. Таким образом, он стал сыном своего времени и своего народа. Но как истинный духовный гений, он был выше своего века и видел не только настоящее, но созерцал будущее и вёл за собой миллионы других людей к подлинной духовной свободе. Своим личным примером, молитвой и словом он творил великое дело обновления нравственных сил русского народа, был собирателем русских земель, миротворцем, духовным отцом и советником князей и другом святителей. И свою небесную миссию Игумена земли Русской, её Ангела Хранителя и великого Путеводителя Российского он исполнил до конца.

Недаром татары, неоднократно осаждая Москву, не считали ещё дело законченным, но шли на Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Они отлично знали, что там поднято вечно живое знамя, перед которым в прах падёт их ислам. Кстати, в год великой Куликовской победы произошло обретение мощей и прапрадеда Димитрия Донского — св. князя Александра Невского. В чудесных видениях князь Александр предстал непосредственным участником битвы на Куликовом поле.


<<< Назад | Содержание | Вперёд >>>

 

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Ваш отзыв о книге протоиерея Леонида Константинова: "Неугасимая свеча"
 

Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама