Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: Проповеди :: Проповедь перед Литургией 23 ноября 2014 года – в храме Христа-Спасителя (г. Москва)

Проповедь перед Литургией 23 ноября 2014 года – в храме Христа-Спасителя (г. Москва)

E-mail Печать PDF


Проповедь протоиерея Леонида Константинова перед Литургией 23.11.2014 - в храме Христа-Спасителя в Москве

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братья и сестры!

Господь Иисус Христос  завещая нам спасение через Свою Св. Церковь сказал: «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Её». Поэтому Церковь – это основанное и руководимое Господом Иисусом Христом общество людей, верующих в Него, и освящаемых в таинствах в надежде очищения от грехов и спасения в будущей жизни.

Физически Церковь может сокращаться, как это было в XX-м веке, т. е. умирать со Христом, или расширяться, как это происходит сейчас, т.е. воскресать вместе с Ним. Но мистически она пребудет на земле всегда, до последнего дня, потому что это учреждение не человеческое, но Божественное.

В Новом Завете есть чудесная книга, с которой и начинается История Церкви. Это «Деяния святых Апостолов». И что интересно, книга эта, как бы обрывается незаконченной, в её конце нет слова «аминь» как в других библейских книгах. А это значит, что История Церкви также не закончена даже и в настоящее время. И мы являемся свидетелями этому. Ибо нам с вами Господь судил жить в эпоху великих церковных юбилеев и событий. Мы стали современниками 1000-летия Крещения Руси и 2-х тысячелетия пришествия в мир Христа-Спасителя. Мы были очевидцами второго обретения св. мощей Иоасафа Белгородского и Серафима Саровского. Мы видели канонизацию Николая II и его многострадальной семьи, и радовались, когда рухнуло средостение между двумя частями Русской Православной Церкви – Зарубежной и Московской. А в этом году мы отмечаем замечательную дату – 700-летие со дня рождения Святого Сергия Радонежского. Поэтому история Церкви – это, прежде всего история святых.

И обращаясь к самому великому святому нашей Церкви – Сергию Радонежскому, мы называем его Преподобным. Что означает само это слово? Прежде всего, означает человека подобного Христу в большей степени, чем другие люди.

Велика тайна Преподобного Сергия. Его личность до сих пор не разгадана. И хотя наши замечательные историки – Платонов, Карамзин, Костомаров и особенно Ключевский, отдали ему дань уважения в своих трудах, но всё же, читая их работы, видно, что никто из них не проник в тайну замыслов св. Сергия. Его биографы, бессильные в изображении духовной жизни святого, дают нам лишь бытовой портрет, сквозь который едва проступает внутренний незримый свет.

Поэтому для светского человека, изучающего житие св. Сергия, его жизненный путь выглядит на первый взгляд парадоксальным:

  • В поисках Бога он уходил в дремучие леса от общества людей – а в результате стал их духовным предводителем.
  • Он никогда не брал в руки оружия – но одно его слово на весах победы в Куликовской битве стоило тысяч копий, стрел и мечей.
  • Он добровольно отказался от святительской власти – однако стал властителем миллионов человеческих сердец.
  • И своё образование он получил не от человеков, а с небес, ибо книжную грамоту постиг благодаря не людям, но Ангелу Божию.

И не Он избрал Троицу, а Сама Святая Троица избрала Сергия ещё тогда, когда он был во чреве материнском, о чём он и засвидетельствовал троекратным возгласом во время Божественной Литургии.

Он, самый первый из всех русских святых, удостоился ещё при жизни видеть Матерь Божию, когда прикоснувшись к нему Она назвала его «Своим избранником» и пообещала никогда не оставлять милостью основанный им монастырь. И это небесное явление уже на закате жизни Преподобного было, конечно же, вершиной его земных подвигов и духовных озарений.

Для нас имя Преподобного связано, прежде всего, с Троице-Сергиевой Лаврой, которая известна всему миру. Это духовное сердце России и описать её не возможно. Её надо видеть. Как сказал о. Павел Флоренский: «Чтобы понять Россию, нужно понять Лавру. А чтобы понять Лавру, нужно внимательным взором всмотреться в её основателя – Преподобного Сергия, ибо в Лавре бьётся пульс русской истории».

Для нас Преподобный – это создатель и всемирно известной иконы «Троица». Тот же Павел Флоренский говорит, что в иконе «Троицы» Андрей Рублёв был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем небесного замысла и основной композиции, данных ему Преподобным Сергием. И каждый, взирающий на эту икону человек, видит в ней не только Трёх Ангелов, но и себя лично. Эти Трое ведут взаимный диалог о нашем спасении, в который включены и мы, люди. Ибо Ангелы сидят только с трёх сторон стола, а четвёртая остаётся свободной, пустой. Это место для каждого из нас. Таким образом, составляется крест, подножием которого является человек. Поэтому икона «Троицы» - это открытое приглашение каждому грядущему в мир человеку, принять участие в этой таинственной евхаристической трапезе, в Божественной Литургии. И сегодня, в этот воскресный день, мы вместе с нашим Святейшим Патриархом Кириллом участвуем в этой Божественной Трапезе. Как тысячи пшеничных зёрен едины в одном хлебе, так и мы – священнослужители и миряне – вместе с нашим Патриархом едины сегодня во Христе через святое Причащение Тела и Крови Христовых.

Сергий – это великий собиратель земли Русской. От созерцательной молитвы до политики – огромное расстояние. Но он сумел преодолеть и его, отдавая своё духовное богатство родной русской земле. Вспомним, что к тому времени Св. Русь была уже свыше ста лет порабощена монголотатарами. Русские князья постоянно враждовали между собою и ездили в Золотую Орду как на страшный суд, униженно выпрашивая себе ярлык на княжение. Часто они там полагали и душу свою. Поэтому  Сергий, чтобы примирить этих князей между собой и сплотить их вокруг Москвы, исходил по Руси тысячи вёрст пешком. Известны его знаменитые хождения в Тверь и Нижний Новгород, дважды в Ростов, в Рязань и в Переяславль-Залесский. И когда русские люди, благодаря трудам и молитвам Преподобного, сплотились вокруг Москвы, и настал решительный час битвы за веру и Отечество, то в Троицкий монастырь прибыл сам великий князь Московский Димитрий за благословением и Сергий предсказал ему грядущую победу в Куликовской битве. Эта, подготовленная у Троицы победа явилась для России гранью новой эпохи, началом национального пробуждения поднятия русского народа с колен, и началом конца монгольского господства над нашей Родиной. Поэтому Сергий – это Вселенский святой. И первый составитель его жития ещё в XV-м  веке восторженно пишет: «Так Бог прославил Угодника Своего, что не только на Руси, но и в других заморских городах и дальних странах Сергий был известен». Это драгоценное свидетельство древнего автора говорит о связи Преподобного и его монастыря с основными культурно-историческими центрами той эпохи – Иерусалимом, Афоном, Синаем и Константинополем.

Это было время, когда умирающая Византия (Второй Рим) передавала эстафету хранения восточной кафолической веры – Третьему Риму – Святой Руси.

Вечным осталось в сознании потомков благословение Сергия на брань с врагами христианства. Вечным стало и его благословение св. граду Москва – быть столицей нашей родины и собирательнице Государства Российского. Вот почему мы радуемся при одном имени Преподобного Сергия. Ибо Его влияние на людей было и есть настолько могущественным, что он, как духовное  солнце России, до сих пор притягивает к себе миллионы человеческих сердец, которые заимствуют от него свой свет.

И сегодня Преподобного Сергия почитают не только на Православном Востоке. Его уважают в католической церкви. Его знают и любят в англиканских общинах, на британских островах. И о нём можно говорить бесконечно. Мы же приведём слова его учеников и последователей обращённые к каждому из нас: «Полюби святого Сергия. Он был и есть русский в душе. Полюби его искренно, от всего сердца. И он тебя полюбит!» Аминь.

С праздником братья и сестры!

Произнёс 23 ноября 2014 года,
в Москве, в храме Христа-Спасителя

 

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Книга настоятеля

Обложка книги: "Не нам, Господи, но имени Твоему..."

"Не нам, Господи, но имени Твоему..."

К 200-летию нашествия Наполеона на Россию.
Этот труд, в виде доклада был подготовлен протоиереем Леонидом Константиновым к "XX съезду духовенства Белгородской и Старооскольской епархии", который проходил в г. Белгороде 2 января 2012 года, но так как он получился довольно-таки объёмным, но колоссально интересным по мнению слушателей, по благословению владыки Иоанна архиепископа Белгородского и Старооскольского, было принято решение об издании этого исторического обзора в отдельном формате книги. Читать книгу на сайте >>>


Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама