Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: Доклады :: Святой князь Владимир - цивилизованный выбор России

Святой князь Владимир - цивилизованный выбор России

E-mail Печать PDF

Святой равноапостольный князь Владимир

В грядущем 2015 году исполняется 1000 лет со дня кончины св. князя Владимира, крестившего Русь в днепровской купели из которой вышли 3 братских славянских народа – русские, украинцы и беларусы.

I

Слово и Слава  - смежные понятия. Второе происходит от первого, поскольку «Слава» рождается и возрастает через «Слово». Именно по этой причине само имя «славяне» происходит из имени «словяне», т.е. словесные, одарённые словом люди.

Славяне (в древности «словене») – крупнейшая группа родственных по языку этносов в восточной и Юго-Восточной Европе, объединённая общностью происхождения. Славянский мир огромен, многогранен и противоречив. В него входят сотни миллионов граждан разных государств. Объединившись, славяне могли бы, доминировать в Европе, но судьба распорядилась иначе. Великий русский писатель, Ф.М. Достоевский говорил, что России, принадлежит особая историческая роль в славянском мире. Он утверждал, что, «У России есть две всемирно-исторические задачи, это Славянство и Православие». Последние неразрывно связано с именем великого князя Владимира-Крестителя Руси.

II

Информация о жизни и правлении Владимира Святого (980-1015 гг.) после Крещения Руси, если опираться на сведения начальной летописи, немногочисленна. В Лаврентьевском своде под 992-м годом, сообщается о его походе на хорватов, победе над печенегами и закладке Переяславля Южного. Под 996-м годом - о завершении семилетнего строительства Киевской Десятинной Церкви Богородицы и о новой победе над кочевниками. Под 997-м годом - осада печенегами основанного шестью годами раньше Белгорода, и наконец под 1011-м годом - смерть его жены, гречанки Анны.

Хотя именно эти годы от Крещения Руси до кончины князя Владимира были временем не бывалого благополучия народа и всего русского государства.

По свидетельству нашего земляка, блестящего историка митрополита Макария (Булгакова) ему были известны четыре источника о том, как совершался переход князя Владимира из тьмы идолопоклонства к свету Христову. Первый источник - это преподобный Нестор, писавший спустя 1 век после Крещения Владимира и почерпнувший из устного сказания очевидцев великого события, каков был преподобный Иеремия, хорошо помнивший Крещение Руси в 988 году, когда и сам крестился. Второй источник - это письменное свидетельство митрополита Киевского Илариона (1037-1050гг.) в его слове «Похвала князю нашему Владимиру, от него же крещены быхом». Третий - «Краткое житие Владимира и похвала ему» - написанная Мнихом Иаковым (упоминается в 1074 г.). И наконец четвёртый - это иностранные свидетельства.

Из всех этих источников история обращения великого князя Владимира слагается из двух частей соответствующих постепенному ходу и существу самого события Крещения.

Как всё это произошло? По этому поводу есть много гипотез, домыслов, предположений, но в точности этого не в силах объяснить ни одна история. В самой глубине духа это всегда остаётся тайной личного обращения, подобного тайне чудесного превращения Савла в Павла.

Это событие, крещение страны, по мнению митрополита Макария (Булгакова), есть, без сомнения, важнейшее из всех, совершавшихся когда-либо на лице земли Русской. Здесь решилась вечная судьба всех будущих сынов России; здесь же решилась вся последующая судьба и их временного, земного отечества. С приходом христианства на Русь при Владимире, начался новый период нашего бытия во всех отношениях - и просвещения, и обычаев, и законодательства, и гражданского благоустройства, - и, что всего драгоценнее, - наших святых надежд и нашей нравственности. Как говорит историк Костомаров «с достоверностью можно утверждать, что, подобно всем северным европейским народам, и русский народ только с христианством получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни, - без которых, собственно, для народа нет истории».

Владимир I Святославич (956 – 1015гг.) вошёл в историю как Великий, Святой, Равноапостольный, Креститель и, в былинах Красное Солнышко.


Известно, что в жизни князя Владимира было два периода, - период языческий и период христианский. Рано лишась своей умной бабки, святой княгини Ольги, он остался на воле страстей языческой юности. В отце, Святославе, видел только отважного воина, проводившего всю сознательную жизнь в военных походах для своей славы и едва не начавшего кровавые гонения на киевских христиан. Известно, что Святослав, закоренелый язычник, разгромил хазарский каганат исповедующий иудейство. Опьянённый успехом он решил бросить копьё на православную Византию. Но здесь не тут то было. Византийский император Иоанн Цимисхий нанёс ему ряд поражений и обложил в Доростоле. В войске Святослава начался голод и, как следствие этого, ропот. Цимисхий предложил переговоры на почётных условиях, о которых повествуют византийские историки. Святославу было предложено по добру по здорову убраться на Русь вместе с дружиной без всякой добычи, что он незамедлительно и сделал. Однако пылая гневом на киевских христиан, имевших торговые связи с Византией, закоренелый язычник решил жестоко отомстить им. Но на пути в Киев, в одну из ночей, на его ослабленную дружину напали печенеги. Святослав погиб, а из его черепа печенежский вождь Куря сделал себе ковш для кумыса. В последствии в гибели Святослава обвиняли Цимисхия, что якобы он подкупил кочевников, но не таков был Цимисхий.

Однако вернёмся к Владимиру. Существует легенда, что якобы он был рождён от рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. Но Малуша происходила из княжеского рода и была дочерью Древлянского князя Мала, убитого Ольгой в отместку за смерть своего мужа Игоря. Дочь Мала была захвачена в плен, поэтому и стала служанкой при киевском дворе. Однако Святослав полюбил её и сделал своей второй женой. Поэтому когда у Малуши родился сын Владимир, старшие братья Ярополк и Олег - сыновья болгарской княжны Преславы - презрительно называли его «сын рабыни». Поэтому легко объяснима его вражда к сводным братьям. Ему в удел был дан от Святослава город Новгород. Но страшась вражды братьев, он в 977 году покинул свой удельный город и бежал в Швецию, к варягам за помощью против Ярополка и Олега. Спустя два года, в 979-м, Владимир вернулся на Русь, расправился с братьями, захватив Полоцк, а затем и Киев. Став единовластным князем он в последующие годы совершил несколько удачных походов: на поляков в 981 году, латышей - в 983-м, камских болгар - в 985-м, а также усмирял бунты и в собственных землях: в 984-м против радимичей, а в 986-м против вятичей. Это время известно его необузданным сладострастием и поклонением языческим идолам - Перуну, Хорсу, Даждьбогу, Симарглу, Стрибогу и Мокоши. Но это продолжалось не долго. В 986 году к Владимиру потянулись представители разных религиозных конфессий - иудеи, магометане, паписты и православные греки. Затем в Рим, Константинополь и Багдад были отправлены его ответные посланники для испытания вер. В летописи сообщается о реакции русского посольства после посещения богослужения в Цареградском храме св. Софии, где сам византийский патриарх служил Литургию. Даже сейчас посещая храм Святой Софии, превращенный турками в мечеть, а затем и в музей, входящий туда человек поражается великолепию этого здания, простоявшего уже 15 веков. Но в те времена любой язычник, будь он скифом, галлом или сарматом войдя в этот храм, мог выйти из него только христианином. Поэтому понятно восхищение русского посольства. Величественное, никогда не виданное зрелище совершенно поразило их сердце и чувства. Они не могли отдать себе отчёта, что видели и слышали, но лишь изумлялись и благоговели. «Мы не знаем, - говорили послы, - на небе ли мы находились, или на земле, и мы не в состоянии это описать. Знаем только что там с людьми обитает Бог и что богослужение греческое лучше всех других. Забыть этой красоты мы не можем, ибо всякий человек, вкусив сладкого, отвращается от горького; так и мы не имамы зде быти, не хочем оставаться в древней языческой вере».

Выслушав слова послов, бояре со своей стороны, заметили Владимиру: «Если бы не хорош был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех человеков».

Таким образом величественный храм Святой Софии был не только знаком Божественного помазания и высшей точкой взлёта Византии, но и отчасти причиной того, кому обязана Русь своим Крещением.

«Где примем крещение?» - спросил Владимир.

«Где тебе любо», - отвечали бояре.

Далее летопись повествует о походе Владимира на юг Крымского полуострова, в греческий Херсонес, и совсем уж безрассудное на первый взгляд требование к византийским императорам Василию II и Константину VIII отдать ему в жёны их родную сестру, царевну Анну. Случай уникальный и со стороны язычника дерзкий по отношению к христианским базилевсам величайшей империи. Однако политическая обстановка внутри Византии складывалась в то время так, что просьба Владимира была удовлетворена. Внутренние бунты принудили императора Василия попросить у киевского князя военной помощи, для подавления мятежа Варды и помощь эта была оказана. А когда греки стали тянуть с выдачей в Киев царевны Анны, то Владимир атаковал греческий Херсонес и угрожал напасть на Византию. Императоры подчинились обстоятельствам и царевна Анна была отправлена на Русь. «Жертва вечерняя» - так сочувственно звали её гордые греки. К этому времени Владимир заболевает странной болезнью он теряет зрение. И прибывшая в Херсонес царевна Анна умоляет его немедленно принять Святое крещение. (То есть с Владимиром происходит тоже самое, что было с Савлом на пути в Дамаск). Поэтому именно в Херсонесе епископ Корсунский погрузил Владимира в крещенскую купель и возложил свои руки на киевского князя. Приняв Таинство Крещения Владимир прозрел и душевно и телесно, и в восторге воскликнул: «Теперь я увидел Бога истинного». Многие воины из его дружины, поражённые чудом, крестились тут же, вслед за своим князем. Это крещение произошло в 987 году в церкви Святого Василия, стоявшей посреди Херсонеса, на городской площади. В память об этом Владимир, в крещении теперь уже Василий, создал в Херсонесе ещё одну церковь и возвратил город греческим императорам как выкуп за руку сестры их Анны. Затем последовало бракосочетание Владимира с греческою царевною и возвращение супружеской четы в Киев.

Современным историкам во всём этом рассказе не даёт покоя один вопрос - зачем Владимиру понадобилось начать военный поход против Херсонеса? И почему для своего крещения он избрал такое необыкновенное место? Неужели в самом Киеве не было пастырей и христианских учителей? Или Владимир всё же опасался возмущения подавляющего числа язычников, преданных своим идолам. Но ведь бояре и дружина выражали ему своё полное согласие и даже сами убеждали принять закон греческий когда предоставили на его волю выбрать место для крещения «где ему любо».

Вопрос этот порождает многие споры - чего он всё таки достиг в Херсонесе? Поэтому остановимся на точке зрения нашего земляка, митрополита Макария (Булгакова). Во-первых, Владимир принял здесь крещение, т.е. стал совершенно другим человеком, и принял со всею торжественностью и великолепием. Во- вторых он получил руку греческой царевны и, в-третьих, взял с собою из Херсонеса множество икон, церковных книг и сосудов, а также православных пастырей сопровождавших знатную гречанку. И всё это для грядущего просвещения своих подданных. Поход на Херсонес и крещение в нём как нельзя более соответствовали такому желанию. Владимир крестился не в языческом Киеве где христианство было ещё в зачатке, а в древнейшем и богатейшем христианском городе, где службы совершались в великолепных храмах. Он крестился в этом городе со славою победителя, завоевавшего веру; крестился целым собором пастырей из Царьграда, во главе которых находился сам Херсонеский владыка- митрополит. Киев в то время не мог предоставить ему такие средства. В нём конечно же были христианские пастыри, но без сомнения, недостаточно образованные. Конечно, Владимир мог и письменно обратиться к греческим императорам с просьбою, чтобы они выслали на Русь проповедников веры. Но для этого ему нужно было сделать великие издержки, послать, по тем обычаям, богатые дары базилевсам, а так же доставить все средства, необходимые для прибытия греческих епископов и священников на Русь. А главное, всё это не могло обойтись без некоторого унижения для киевского князя. Ведь византийский двор при всей своей слабости надменно и с презрением обходился с варварами, когда они обращались к нему без оружия. Владимир знал, как принята была в Константинополе его бабка Ольга и как поступили потом греки с его отцом Святославом. Поэтому и он мог ожидать, что так же поступят и с ним, если он прибегнет к греческим императорам с покорнейшею просьбою. Поэтому он и поднимает оружие, берёт приступом греческий город Херсонес и не только без унижения для себя, но наоборот, с полным достоинством заставляет надменных греков исполнить все его требования. А для этого он счёл нужным соединить со своим обращением к христианству и бракосочетание с греческою царевною, сестрою царствующих императоров. Это родство с византийским царственным домом чрезвычайно возвышало его в глазах подданных и в то же время располагало греческих императоров быть усерднее к выполнению требований русского князя касательно просвещения Руси светом Евангелия.

Поэтому все частности этого похода, как и Крещение Владимира в Херсонесе не должны подлежать никаким сомнениям и спорам, а значит, нет нужды и разбираться в них.

Дальнейшее продолжение этого святого дела зависело уже только от самого князя Владимира.


Торжественным было возвращение в Киев Богом благословенного князя. Он достиг цели своего похода на Херсонес; принял там крещение со всем подобающим величием и славою, приобрёл всё для просвещения верою своего многочисленного народа, и возвращался теперь в свою столицу совершенно новым, обновлённым человеком. Его сопровождала супруга-христианка, сестра греческих императоров. Ему сопутствовала победоносная дружина, в которой почти все воины были теперь христианами, а также множество священников корсунских и константинопольских, которые несли с собою из Царьграда и Херсонеса мощи святых, церковные сосуды, кресты, иконы и богослужебные книги. Прибыв в Киев со всеми этими святыми средствами дабы просветить своих подданных Евангелием, Владимир немедленно приступил к святому делу.

III

По выражению древнего митрополита Иллариона «труба апостольская и гром евангельский огласили все русские города, и вся земля наша в одно время стала славить Христа». Итак, внешне яркий и почти ошеломляющий факт, что киевская армия, отправленная в поход на завоевание Херсонеса у греков, вдруг одним каким-то парадоксальным образом сама «огречилась». И сам великий князь, и сопровождающие его бояре и дружина и весь народ превратились в христиан, и с целым лесом икон и хоругвей прибыли в Киев и приступили к такому же массовому крещению народа. Без проволочек было объявлено всеобщее крещение народа в Днепре. Летопись говорит, что «люди с радостью идяху к реке и глаголюще, аще бы се не добро было, не быша сего князь наш и бояре прияли». Языческих идолов и особенно Перуна стали бросать в Днепр и прогнали до самых порогов. Бывший языческий князь старался загладить свое прошлое нечестие заменой христианскими храмами и их украшением. «Повеле строити церкви и постовляти по местам идеже прежде стояху кумиры». 1 и 2-го августа 988 года тысячи киевлян принимали крещение в водах Почайны и Днепра. Летопись доносит до нас прекрасную молитву вышедшую из самого сердца Владимира когда с вершины холма он взирал на сонмы крещаемого народа: «Боже, сотворивый небо и землю. Призри на новые люди сии и даждь им, Господи, узнать Тебя, истинного Бога, как уже познали Тебя страны христианские; утверди веру в них правую и несовратимую, а мне помоги, Господи, на супротивного врага, дабы, надеясь на Тебя, я победил бы его козни!»

Во всех записях и преданиях об этом историческом событии подчёркивается всеохватывающий и радостный план крещения страны и народа, проводившийся вдохновенной волей князя Владимира. Мних Иаков в похвальном слове многократно повторяет: «Крести же всю землю русскую от конца и до конца... и сокруши идолы и отверже всю безбожную лесть». ...«И всю землю русскую исторже из уст дъявола и к Богу приведе и к свету истинному... и честными иконами и мощами церкови украси».

Крестить города и веси в то дикое время, значит покрыть миссионерской сетью всю землю. Конечно, с царевной Анной прибыли на Русь и греческие священники-миссионеры. Но Владимир пригласил большое количество клириков и из Болгарии, которые служили на церковно-славянском языке. Вышли из Кивского подполья и все прежде гонимые христиане, которые так же поставили Владимиру некоторое количество священников-миссионеров. Рукополагались и способные к священству из новокрещённых семейств. А из первых епископов, помогавших Владимиру крестить север Руси в далёком Новгороде, летопись сохранила имя владыки Новгородского Иоакима, которого в 991 году послал туда из Киева князь- креститель. Древняя летопись в былинно-эпическом стиле сообщает: «Пришёл в Новгород епископ Иоаким и требища разрушил и Перуна посёк». Таким образом вся русская земля ещё при Владимире была крещена и покрыта, хотя в то время и малочисленной, но сетью миссионерских епархий.

И утверждение нынешних «неоязычников», что якобы христианство лишило русичей этнической и религиозной неповторимсти, не имеет под собой ни каких оснований. Вспомним кельтов, бриттов и галлов: «Исконное язычество» не помогло им сохраниться в качестве независимой этнической общности. Сегодня в мире существует только одно независимое государство этнических кельтов – Ирландия. Да и то, подавляющее большинство ирландцев говорит по английски и является христианами. Однако снова вернёмся к Владимиру.

За 27 лет лет теперь уже своего христианского правления он нашёл в себе энергию не только выполнить план внешней христианизации Руси, но, что всего удивительнее, сделал попытку реально, деятельно и материально выполнить своё исключительное служение как главы христианского народа, и воплотил осветившее его душу евангельское откровение в собирательную социальную жизнь русских людей. Ему дана была душа героическая, богатырская. Из всех правителей древней Руси эпическая память народа исключительно выделила только двух вождей - святого Владимира - Красное Солнышко и царя Ивана Грозного. Владимир поразил народное воображение необычайной заботой о бедных слоях населения. «Более всего, - говорит летопись, - Владимир милостыню творя, иже немощные и старые не можаху до терема княжеского дойти и потребу взяти, то во дворы им всю нужное посылаше». Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир - христианин стал примером кроткой и нежной любви ко всем без исключения. Его любовь к несчастным простиралась до того, что он не хотел наказывать даже преступников. «Боюсь греха» - говорил он. А слова Евангелия «блаженны милостивые» - проникли в самую глубину его души.

Таким образом святой князь потряс сердца современников своей сказочной щедростью. Можно себе представить, как поразил народное воображение этот неслыханный опыт-утолить во всём государстве всякую нужду.

Вместе со святым Крещением на Русь перешли понятия юридические и государственные, а также начала умственной и литературной деятельности. Принятие христианства было переворотом, обновившим и оживотворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу в будущее. Этот переворот был совершён человеком, получившим наименование Святого и потому великим по своему времени. К сожалению, как уже говорилось вначале, жизнь его мало нам известна в подробностях. Былины и предания передают порою немало таких черт, в достоверности которых можно скорее сомневаться, чем принимать их на веру. Поэтому, откидывая в сторону всё, что может вызвать сомнение, мы и ограничиваемся теми сведениями, которые при всей своей скудости, всё-таки достаточно показывают чрезвычайную важность значения Владимира в русской истории.

Трудно переоценить заслугу Владимира в том, что он искал лучшей веры не только для себя одного но и для всего своего народа. Познав через собственный духовный опыт высочайшую духовность христианской православной веры он ещё более утвердился в намерении ввести христианство на Руси. Не только в Киеве, но и во многих других городах он личными распоряжениями всемерно содействовал распространению евангельского света.

Для нас имя святого князя связано прежде всего с равноапостольной Ольгой, его святой бабкой. Так же, как имя святого царя Константина неразрывно связано с равноапостольной Еленой, его матерью. Множество исторических примеров подтверждают миссионерское влияние христианских женщин на своих родственников - мужчин. Так например обращение франкского короля Хлодвига приписывается его супруге, Клотильде Бургундской. Обращение англосакского короля Этельберта - его супруге, принцессе Берте. Обращение венгерских королей Гейзы и Стефана их супругам - сестре польского короля Адельгейде и сестре императора, Гизле. Успех христианского миссионерства в Польше приписывают, дочери чешского короля Болеслава. Под её влиянием произошло крещение Мечислава Польского. А в самой Чехии св. мученица Людмила воспитала в христианской вере своего внука - чешского князя Вячеслава. О глубоких мотивах обращения Владимира пишет писатель Xl-го века мних Иаков: «Владимир слышал о бабке своей Ольге, как она ездила в Царьград и приняла там святое крещение. И под влиянием этого факта «разгорашеся Святым Духом сердце Владимира, хотяще святого крещения. Виде же Бог хотение сердца его, и провидя доброту его, призре с небесе, милостию Своею и щедротами, и просвети сердце князю земли Русския приняти святое крещение».

Другой же древний писатель, митрополит Иларион обращается к Владимиру над гробом которого произносит проповедь в присутствиеи сына его, Ярослава Мудрого:

«Как ты уверовал и как воспламенился любовию Христовою? Как вселился в тебя разум выше земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному? Скажи нам, рабам твоим учитель наш, откуда повеяло на тебя благоухание Святого Духа? Кто дал тебе испить от сладкой чаши память о будущей жизни? Кто дал тебе вкусить и видеть яко благ Господь? Не видел ты Христа и не ходил за Ним. Как же ты стал учеником Его? Другие видев Его не веровали, а ты не видев, уверовал. Ты не видел апостола, который бы придя в землю твою, привел тебя к смирению. Не видел, как изгоняли бесов именем Христовым, возвращали здравие больным и воскресали мёртвые. Не видев всего этого, как же ты уверовал? Другие цари и властители, видя как всё это совершается святыми мужами, не веровали, но ещё и их самих предавали страданиям и мучениям. Но ты, блаженный, без всего этого пришёл ко Христу, руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом. Ты постигнул, что един есть Бог, Творец видимого и невидимого, небесного и земного. И что Он послал в мир для спасения нашего Своего Возлюбленного Сына. И с этими помыслами ты вступил в святую купель. И что для других казалось безумием, для тебя стало силою Божией».

Своих героев веры и подвига Церковь венчает титулом святости. Например Константин Великий именуется «равноапостольным». Это не уравнение его духовной личности с лицами апостолов, а только сближение его миссионерства служению дела Христова. Как апостолы приводили к крещению целые области и народы, так и Константин поднял крест над всей Империей - тогдашней вселенной. Этот его подвиг был равным апостольскому. Поэтому и нашего Крестителя богослужебный язык с тем же основанием и тем же смыслом именует «равноапостольным». В первый раз князь Владимир называется святым под 1254 годом.

В лаврентьевском списке о праздновании его памяти как святого говорится под 1263 годом. Тогда уже существовала служба святому Владимиру. За свои государственные дела он получил имя Великого, а в народе его звали Красное Солнышко и это имя сохранилось в былинах и сказаниях. Древний митрополит Иларион в похвальном слове Владимиру называет его вторым Константином, Апостолом земли Русской и обращаясь к нему говорит, что за благие дела ныне он получил воздояние на небесах. Он умер 15 июля 1015 года и похоронили его в мраморной гробнице в Десятинной Церкви, Во время же нашествия на Киев монголотатарского Хана Батыя мощи равноапостольного Владимира были спрятаны глубоко под землёй, под развалинами Десятинного храма. И только в 1635 году при царе Михаиле Федоровиче они были обретены. Ныне святые останки равноапостольного князя покоятся в Софийском соборе, а малые частицы в разных местах.

Протоиерей Леонид Константинов
настоятель Николо-Иоасафовского собора г. Белгорода

 

Настоятель Николо-Иоасафовского собора - протоиерей Леонид Иванович Константинов
Протоиерей
Леонид Иванович
Константинов

Оставьте отзыв о докладе: "Значение Крещения Руси в истории Святого Белогорья
 

Книга настоятеля

Обложка книги: "Не нам, Господи, но имени Твоему..."

"Не нам, Господи, но имени Твоему..."

К 200-летию нашествия Наполеона на Россию.
Этот труд, в виде доклада был подготовлен протоиереем Леонидом Константиновым к "XX съезду духовенства Белгородской и Старооскольской епархии", который проходил в г. Белгороде 2 января 2012 года, но так как он получился довольно-таки объёмным, но колоссально интересным по мнению слушателей, по благословению владыки Иоанна архиепископа Белгородского и Старооскольского, было принято решение об издании этого исторического обзора в отдельном формате книги. Читать книгу на сайте >>>


Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама