Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: Проповеди :: Проповедь на 17 сентября 2015 года.

Проповедь на 17 сентября 2015 года.

E-mail Печать PDF


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Яко свят еси Боже наш, и во святых почиваеши» - такие молитвенные слова приходят на сердце, когда читаешь акафист и житие святителя Иоасафа Белгородского.

«Хранит Господь вся кости их» - так говорит душа, когда преклоняешь колена перед нетленными мощами дивного угодника Божия.

104 года прошло со дня прославления епископа Иоасафа в лике святых и 24 года со времени второго обретения его нетленных мощей.

Дух Святый с начала Пятидесятницы постоянно обитает в Церкви и действует в избранных Им людях. В каждом поколении имеются в Ней праведники и святые, которые до скончания времен не оскудеют у Бога. И одним из таких праведников является Ангел Хранитель нашего черноземного края - св. Иоасаф Белгородский. А видимым знаком этого служит «нетленный залог воскресения» - его святые мощи и дивный акафист, прославляющий его житие.

В применении к нетленным останкам святых слово «мощи» означает мощь духовную, т.е. ту Божественную силу, которая действует в них. Вера в то, что мощи святых хранят в себе чудодейственную благодать, идет с самых первых времен христианства. Св. Ефрем Сирин, великопостную молитву которого так любил Пушкин, в своем похвальном слове мученикам говорит: «И по смерти своей действуют они как живые, ибо святым мощам присуща чудодействующая благодать Святаго Духа!» Учение о почитании святых мощей, как храмов Духа Святаго, было высказано Иоанном Златоустом, Василием Великим, Григорием Богословом, Амвросием Медиоланским и многими другими отцами и учителями древней Церкви. Окончательно почитание св. мощей было утверждено на 7-м Вселенском Соборе.

Надо особо отметить, что смиренными богомольцами перед гробницей святителя Иоасафа были - русский фельдмаршал Румянцев и многие представители Дома Романовых. А Царь-Мученик Николай II дважды, в 1904 и 1911 годах посещая Белгород, был здесь, на этом месте и преклонял колена перед тем, кого Господь сподобил нетлением мощей и даром чудотворений. "Этот святой дорог и близок моему сердцу", - говорил когда-то батюшка Иоанн Кронштадтский.

Известно, что прадед святителя, Лазарь Горленко, был сподвижником Богдана Хмельницкого, стоял за тесное сближение с Москвой, и первый из украинцев присягнул на верность русскому царю Алексею Михайловичу.

Известно, что в ноябре 1708 года, царь Петр I получил письмо украинского полковника Даниила Апостола (деда святителя Иоасафа по материнской линии) с предложением захватить и выдать русским предателя Мазепу, перебежавшего к шведам.

Известно, что в день рождения святителя, его отцу, Андрею Дмитриевичу Горленко, было явление Пресвятой Богородицы, сказавшей: «Угодна Мне молитва твоя». Известно также, что прославленный русский генерал Милорадович, ученик Суворова и герой Бородинской битвы приходился внучатым племянником святителю Иоасафу.

Кажется, Белгородская земля не так уж и богата на знаменитые имена, в отличие от наших курских, воронежских и орловских соседей. И только имя святителя Иоасафа всегда сияет неземной славой и является украшением не только Белгородчины, но и всей Русской Православной Церкви.

Будучи украинцем по происхождению, он глубоко понял, что спасение его родной Украины только в тесном единении с Москвой, и что лучшая дань любви к Господу - это всего себя отдать на служение Русской Православной Церкви. Эта неизмеримая любовь к Богу привела его к любви к бесправному русскому народу, соединила с многострадальной Родиной и переселила на небеса, откуда и сейчас святитель служит Русской земле, которая так благоговейно чтит его память.

В эти дни, в молитвенном общении с нашими архипастырями, гостями Белгородчины, мы отмечаем 20-летие возрождения Белгородской и Старооскольской епархии, а ныне митрополии. И глубоко знаменательно, что эти торжества совершаются в юбилейный год 1000-летия преставления св. князя Владимира, ставшего основоположником создания древней Белгородской епархии ещё в конце первого тысячелетия от Рождества Христова.

Именно он, князь Владимир, вошел в историю как Святой, Великий, Равноапостольный, Креститель, а в былинах и сказаниях - Красное Солнышко.

«Слово» и «Слава» - смежные понятия.

По этой причине рождается само имя - «славяне», т.е. словесные, одаренные словом люди. Славянский мир огромен и противоречив. В него входят сотни миллионов граждан разных европейских стран. И великая заслуга князя Владимира перед историей и Богом заключается в том, что именно он свыше тысячи лет назад просветил евангельским светом многочисленные славянские племена, которые приняв в сердце распятого и воскресшего Христа, стали единым русским народом. В седых водах Днепра, этом русском Иордане, совершилось тогда таинственное событие, из которого вышли впоследствии три братских народа - русские, украинцы и белорусы. Через Святое Крещение славянские люди приобщились к таинству возрождения «от воды и Духа», и, получив усыновление Богом, стали наследниками Царства Божия.

А древняя летопись о Белгороде говорит: «Когда город сей начало возымел, точного указания не имеется, хотя и упоминается построенным от великого князя Владимира в 990-м году. Построен же был на меловой горе, почему и имя получил свое».

После принятия христианской веры первым архипастырем Белгорода по указу князя Владимира, был епископ Никита. А в «Патерике Печерском» упоминается, что Никита Белгородский был с прочими при освящении соборной Печерской церкви. После него в Белгороде были епископы Лука, Феодор и Дионисий. Но о пастырях этих и прочих обстоятельствах Белгорода ясных сведений не осталось по причине разорения этой земли монголотатарами. А потом Смутное время и польско-литовское нашествие совсем истребило все подробные известия о древнем Белгороде. И только во времена Феодора Иоанновича, который в 1597 году послал князей Ноздреватого да Волконского «Белгород заново строити на развалинах древнего, при Северном Донце состоящего». Воеводы эти прибыв на Северский Донец город построили деревянным на меловой горе. А первый царь из Дома Романовых, Михаил Феодорович, придал городу для защиты от степняков земляной вал.

Писатель прошлого века Фирсов в своем труде «Белгород и его святыни» описывает наш город как красивый и древний, предки жителей которого были воспеты еще в «Слове о полку Игореве».

При Алексее Михайловиче в Белгороде возобновляется архиерейская кафедра и учреждается обширная Белгородская епархия, объединившая в своих пределах Харьковскую, Курскую и даже часть Воронежской губерний. Среди белгородских архиереев того времени особенно выделяются митрополит Феодосий, митрополит Иларион и, конечно же, святитель Иоасаф Белгородский - богомудрый пастырь, полагающий душу свою за овцы своя. Очень строгий к помещикам и дворянам святитель был очень добрым, ласковым и доступным с простым, бесправным, крепостным народом. Без всякого сомнения, среди немногих выдающихся личностей, прославивших Белгородчину (а это и замечательный историк, митрополит Макарий Булгаков, и прославленный полководец, генерал Ватутин) наш святитель Иоасаф является среди этой плеяды центральной звездой. Спустя всего лишь 9 лет после своей смерти, в 1763 году к нему приезжал и ему поклонился святитель Тихон Задонский. На его прославлении в 1911 году в маленький Белгород прибыло свыше 100 тысяч паломников. А после второго обретения мощей святителя Иоасафа была возрождена к жизни и наша древняя епархия, которая стала именоваться Белгородской и Старооскольской. Ее неизменным управляющим с начала основания и доныне является митрополит Иоанн. Вот с этого то времени и начинается не только второе рождение, но и духовное «воскресение из мертвых» Святого Белогорья.

И для нас это великое счастье - иметь таких заступников как Сергий Радонежский, Серафим Саровский и святитель Иоасаф Белгородский - этих трех могучих духовных богатырей, которые не только духом, но и своими нетленными мощами свидетельствуют и возвещают нам жизнь вечную.

А это значит, что святитель Иоасаф был и остался молитвенником не только для Белгорода, но и для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где когда-то он нёс послушание наместника, для Киева, где получил образование, для Петербурга, где принял архиерейский сан, для Харькова и Курска - для всей Великой, Малой и Белой Руси.

Воздадим же благодарение нашему небесному покровителю - Иоасафу Белгородскому за то, что он побудил нас сегодня оставить житейские заботы, преодолеть десятки, сотни и даже тысячи километров, чтобы прибыть в Богоспасаемый Белгород и поклониться его святым мощам.

Возблагодарим и наших дорогих гостей, архипастырей, за то, что они нашли время приехать к нам и преподать земле Белгородской свое святительское благословение. И вместе с ними помолимся «едиными усты и единым сердцем» святителю Иоасафу и попросим его, чтобы он никогда не забывал нас перед Престолом Божиим. И мы увидим, что на эту молитвенную просьбу ответит нам святитель такой бесконечной любовью, какую может иметь только любящий отец к своим дорогим и близким детям!

С праздником братия и сестры!

Аминь.

Протоиерей Леонид КОНСТАНТИНОВ,
настоятель Николо-Иоасафовского собора г. Белгорода

 

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Книга настоятеля

Обложка книги: "Не нам, Господи, но имени Твоему..."

"Не нам, Господи, но имени Твоему..."

К 200-летию нашествия Наполеона на Россию.
Этот труд, в виде доклада был подготовлен протоиереем Леонидом Константиновым к "XX съезду духовенства Белгородской и Старооскольской епархии", который проходил в г. Белгороде 2 января 2012 года, но так как он получился довольно-таки объёмным, но колоссально интересным по мнению слушателей, по благословению владыки Иоанна архиепископа Белгородского и Старооскольского, было принято решение об издании этого исторического обзора в отдельном формате книги. Читать книгу на сайте >>>


Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама