Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: Доклады :: Единство веры – единство страны

Единство веры – единство страны

E-mail Печать PDF

  О православии как о выборе России на молодежном форуме в День единства, рассказал настоятель Николо-Иоасафовского собора протоиерей Леонид Константинов.

В этом году, 4 ноября, исполняется ровно 10 лет с того времени, когда в день Казанской иконы Божией Матери в нашей стране стал отмечаться новый праздник – День народного единства.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трёх чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы – победных днях России». Одной из поправок было введение нового праздника – Дня народного единства – 4 ноября.

Ну что ж, слава Богу!

Однако точкой отсчета в перемене сознания наших граждан следует считать 1988-й год – юбилейный для всей нашей страны, да и для всего мира – год 1000-летия Крещения Руси.

Тогда вдруг в сознании советских людей, отравленных многолетним «пролетарским интернационализмом» что-то произошло. Этот юбилей заставил миллионы здравомыслящих людей задуматься – «Как же так, позади тысячелетний путь – наследие Кирилла и Мефодия, бесценные литературно-исторические памятники, потрясающая архитектура, всемирно известные шедевры Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия и, может самое главное, - возведение на небо и прославление тысяч святых угодников, имена которых известны во всех христианских странах. А мы, граждане этой страны, ничего не знаем».

Это был  потрясающий сдвиг и в среде учёных, и в сердцах нашей интеллигенции – люди как бы очнулись от многолетней тяжёлой спячки. Поэты, художники (Глазунов, Шилов) писатели (Вл. Солоухин, В. Белов, В. Распутин), историки – кинулись восполнять пробел. Многие попытались заглянуть в дохристианский период на Руси – а что там, в глубине веков, кроме гипотез, мифов, предположений? Оказалось – вакуум, пустота. Даже такой видный учёный, как Михаил Толстой, дореволюционный историк Церкви, признавал: «Густой мрак скрывает от нас начало исторической жизни русского народа и вместе с тем начало его знакомства с христианской религией».

И совсем уж обидно, что сегодня на Западе – в Сербии, Греции, Болгарии – знают о некоторых важных событиях, происходивших в нашей земле, гораздо лучше, чем в России.

Вряд ли найдётся сейчас много сограждан, которые смогут, что-то рассказать о посещении нашей земли ближайшим учеником Иисуса Христа – св. апостолом Андреем Первозванным. А ведь ещё  во II-м веке об этом свидетельствовал Ириней Лионский: «Благодаря Андрею холода Скифии пылают жаром веры».

Кто из современных историков хотя бы вкратце расскажет нам о существовании здесь, на нашей земле империях готов и гуннов, о Хазарском и Аварском каганатах.  А ведь эти могучие государства существовали на территориях нынешних России и Украины. И их история тесно связана с историей наших предков – сарматов, славян и скифов.

Между тем любой английский ребёнок со школьной скамьи расскажет о королевствах кельтов, располагавшихся в Британии до прихода туда англосаксов. Житель современного Туниса считает историю древнего Карфагена своей историей. Иранцы прекрасно знают историю Персии ещё в дохристианский период. Даже румыны говорят, что они потомки римлян, в чьё  государство некогда входили.

Поэтому мало кто знает что за долго до закона, принятого нашей Госдумой, ещё в 1649 году, специальным указом царя Алексея Михайловича этот день Казанской иконы Божией Матери был объявлен общенародным государственным праздником, или тем, что сегодня мы называем «днём единства».

Есть ли примеры этому в прошлом? Конечно есть. Вспомним состояние древнеримской империи в III-ем веке. Казалось что её дни сочтены. Всё пришло в полный хаос. С севера на Рим шли германские племена (Аларих).  С востока гунны. Затем готы, лангобарды, вандалы. Империю буквально сотрясало от этих политических катаклизмов. Но над этим хаосом господствовало влияние христианской Церкви, в то время ещё гонимой римскими императорами. И в этом Её влиянии олицетворялось единство нового мира. В этих муках агонии древнего мира, уже зарождались новые европейские нации и государства нового времени. Начиналась эпоха раннего средневековья.

Но что такое единство? Почему один человек должен быть с другим человеком? Каждый знает  насколько это непросто. Как непросто быть в единстве даже с людьми, которых ты любишь, - в одной семье, в одном трудовом коллективе – так же трудно обрести единство в масштабах страны, в которой представлено множество этносов, религий, культур, мировоззрений.

Тогда как же вообще возникает единство? А оно возникает тогда, когда перед людьми стоят общие цели и когда этих целей не достичь в одиночку. Вот тогда люди и объединяются. Для решения глобальных, огромных целей должна объединиться вся страна и все, входящие в неё народы.

Вспомним князя Владимира, крестителя Руси. Тогда, благодаря его личному примеру объединилась вся страна и, по выражению древней летописи «труба апостольская и гром евангельский огласили все русские города, и вся земля наша в одно время стала славить Христа».

То же  самое мы видим и во времена Александра Невского, когда Русь сообща, всем миром, напрягала все свои силы для борьбы с Тевтонским орденом. И недаром прожив недолгую жизнь и почувствовав приближение смерти новгородский князь просит у Церкви благословение на принятие схимы с наречением имени Алексий. 140 лет спустя мы видим ещё один блестящий пример единства веры и страны в лице Сергия Радонежского и Димитрия Донского. Ведь чтобы примирить разрозненных русских князей и сплотить их воедино для дальнейшей борьбы с Ордой преподобный Сергий исходил тысячи вёрст по Руси. Он собирал русский народ воедино даже  не для того, чтобы сплотить их вокруг Москвы, но чтобы восстановить между ними мир и евангельскую любовь и убедить их, что если брат от брата укрепляем будет, то станет непобедим никакой вражеской силой. И постепенно народ, уже 100 лет бывший под татарским ярмом, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и, во главе с Дмитрием Донским нанёс на Куликовом поле врагу удар такой колоссальной силы, какой на вечные времена был зафиксирован в мировой истории.

Единство веры и единство страны. Объективным фактом здесь является то, что России принадлежит особая историческая роль в славянском мире. Стержневая! Фёдор Достоевский утверждал: «У России есть две всемирно-исторические задачи, это – Славянство и Православие». Вот почему на протяжении всей многовековой жизни Православной России её враги ни на минуту не переставали бороться с ней.  С особой силой это сказалось в период Смутного времени. Тогда Россия была близка уже к полному разрушению и погибели. Царская власть прервалась. Москва была захвачена поляками. Никто не знал что нужно делать и боярская верхушка пошла на измену. Многие готовы были уже поддержать оккупантов, возвести на московский престол польского королевича-католика, считая, что именно он принесёт стране процветание и спокойствие. И в этом смятении духа вдруг был явлен источник духовного роста. Это был Патриарх Московский Гермоген. Он находился в Кремле, в заточении у поляков, которые склоняли его к тому, чтобы поддержать их власть над Россией, и одного его слова было достаточно, чтобы вся страна склонилась перед властью польского королевича. Но этого не произошло. Священномученик Гермоген предпочёл избрать смерть, чем разрушить своё отечество. «Всех благословляю умереть за православие, но только не отречься». И его призыв к русскому народу огромной духовной силы достиг сердец людей. Освобождение Кремля, Москвы и всей России началось в этот день 4 ноября под благодатным покровом Казанской иконы Божией матери.

С тех пор Патриарх Гермоген – одна из ключевых фигур нашей истории. Ведь тогда Московская держава едва не исчезла с карты мира. И только воля Патриарха помогла удержать российскую государственность от окончательного краха. И не было бы ни Первого ополчения Скопина-Шуйского, ни второго – Минина и Пожарского, ни освобождения страны от поляков, ни восшествия на престол Романовых, если бы этот дряхлый телом старец не выдержал обрушивающиеся на него удары судьбы. В течении целого года он один представлял собой неприступную твердыню – единственную из всех в России, которую так и не смогли взять враги. «Твёрдый адамант», «новый исповедник», «непоколебимый столп» православной веры – так называют его авторы исторических сочинений.

И далее, в следующие века, мы видим единство веры и единство страны во многих эпохальных событиях. Мало кто знает что Пётр I, поражённый заступничеством Казанской иконы Божией Матери в Смутное время, постоянно возил её с собой во всех военных походах. В ночь перед Полтавской битвой он в своём шатре коленопреклоненно долго и со слезами молился перед ней, а уже на другой день, после славной победы, писал государыне: «Теперь матушка, твёрдо знаю – тот, кто не верит в Бога или сумасшедший, или с природы безумный». И как бы люди не относились к этой колоссальной личности положительно или отрицательно, он, прежде всего был Помазанник Божий. Ведь и прожил то он не так уж много, всего 53 года. Царствовал 35 лет. Из них только один год был мирным. Постоянные войны со Швецией, Турцией и даже Персией. Но гений Петра вывел Россию к берегам  Балтийского моря, создал регулярную армию и военно-морской флот, основал Северную столицу, расширил пределы государства Российского и поверг в прах шведскую державу. После его смерти мы видим на российском престоле целый ряд  слабых правителей. Но никто из внешних врагов Россию за это время и пальцем не смел тронуть. На неё работала слава Великого Петра.

Вера русского народа в заступление Матери Божией в трудную годину сказалась и в событиях 1812 года. Накануне Бородинской битвы вся русская армия, начиная от старика Кутузова и до последнего ополченца, исповедовалась и причащалась. В войсках находилась чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Все надежды русские возлагали на Её помощь. «В Бородинской битве французская армия расшиблась о русскую» скажет впоследствии её участник генерал Ермолов. И когда, уже в преклонном возрасте, этому генералу начинали петь дифирамбы «ах, как вы славно дрались, как вы гнали французов» - он прерывал эти льстивые речи и говорил: «Французов гнали не мы. Их гнали Николай Угодник и Матерь Божия, а мы им только мешали».

Эти ермоловские слова как-то перекликаются со словами ссыльного Наполеона. Уже на о. Св. Елены, незадолго до смерти он писал: «Меня в России победили не русские генералы, и не старая лисица Кутузов, а генерал «мороз» и маршал «зима».

И многие историки, вспоминая те давние события двухсот и четырёхсотлетней давности, говорят об  освобождении Москвы как о Божием чуде. Но Бог не дарует чуда, если люди не взывают к Нему о помощи, и если сами не желают участвовать в совершении этого чуда. А русские люди освобождавшие тогда Отечество, горячо желали победы и отдавая за неё жизнь горячо молились Господу и Царице Небесной об избавлении земли нашей. И в ответ на эти труды, эту доблесть, на эту молитву и всенародное покаяние Господь преклонил милость, и воинство наше, более слабое, победило мощного и сильного завоевателя.

Поэтому Божие чудо присутствовало и в победе в Великой Отечественной войне. Ибо по всем человеческим законам враг был настолько сильнее, (на него работала вся экономическая мощь Европы) что невозможно было представить, как и какими силами можно защитить Москву и всё Отечество. На алтарь той победы были положены десятки миллионов человеческих жизней. Но по молитвам новомучеников и исповедников Российских и в ответ на величайший подвиг народа была дарована судьбоносная победа Отечеству нашему. И как в XVII-м веке победа произошла в день, ставший праздником Казанской иконы Божией Матери, так и в 1945 г. война закончилась в день памяти св. великомученика Георгия Победоносца. И Сталин это прекрасно понял, когда провозгласил тост за здоровье русского народа-воина, народа-труженика, народа-победителя. И когда в 1946 г. Андрей Жданов предложил собрать давно не собиравшийся съезд Коммунистической партии, то Сталин сказал: «Что ваша партия? Сброд алилуйщиков и подхалимов. Нужно коренным образом менять всю систему».

И сегодня кажется, что нынешняя политическая ситуация характеризуется не только полным упадком некогда популярного панславизма, но и зачастую враждебной политикой славянских стран по отношению друг к другу. Однако подобный пресмыкательский политический курс устраивает далеко не всех, и в глубинах народного сознания, в головах трезвых и энергичных деятелей растёт понимание, что все эти заискивания перед эгидой США противостоят славянскому православному миру и действуют губительно и на душу человека и на национальную культуру. Слабо, но всё же видны сегодня ростки возрождения идей панславизма практически во всех славянских странах. К сожалению Россия политически не использует эти настроения – нехватает геополитической широты, ума и элементарного интереса элиты. Если у тебя деньги в Швейцарии, дети в Великобритании, а собственность в Майами, зачем спрашивается нужна какая-то Сербия, Чехия или Словения? Но славянский мир не разрушен, его связывает Православие. Славяне испокон веку были самыми выносливыми трудниками и воинами. И лидер славянского мира, Россия, сегодня встаёт с колен после горбачёвского и ельцинского погрома и входит в чрезвычайно важный этап своего исторического развития. И у России есть сегодня возможность достичь того, чего мы не могли достичь в прошлом  - сделать нашу страну с Божией помощью процветающей, мирной, благополучной и духовно сильной. Ради этой цели, ради процветания православного Отечества мы и должны сейчас быть вместе с нашей Церковью, солидарно действовать, и находить в себе мужество, преодолевая разногласия и разномыслия, устремляться к достижению общих целей.

Протоиерей Леонид Константинов
4/XI-2015 г.
Праздник Казанской иконы
Божией Матери.

 

Настоятель Николо-Иоасафовского собора - протоиерей Леонид Иванович Константинов
Протоиерей
Леонид Иванович
Константинов

Оставьте отзыв о докладе: "Значение Крещения Руси в истории Святого Белогорья
 

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Книга настоятеля

Обложка книги: "Не нам, Господи, но имени Твоему..."

"Не нам, Господи, но имени Твоему..."

К 200-летию нашествия Наполеона на Россию.
Этот труд, в виде доклада был подготовлен протоиереем Леонидом Константиновым к "XX съезду духовенства Белгородской и Старооскольской епархии", который проходил в г. Белгороде 2 января 2012 года, но так как он получился довольно-таки объёмным, но колоссально интересным по мнению слушателей, по благословению владыки Иоанна архиепископа Белгородского и Старооскольского, было принято решение об издании этого исторического обзора в отдельном формате книги. Читать книгу на сайте >>>


Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама