Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: Проповеди :: Святитель Макарий Булгаков. Проповедь протоиерея Леонида Константинова. Сентябрь 2016 года.

Святитель Макарий Булгаков. Проповедь протоиерея Леонида Константинова. Сентябрь 2016 года.

E-mail Печать PDF

Святитель Макарий (Булгаков). Проповедь протоиерея Леонида Константинова. Сентябрь 2016


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сестры!

Наш с вами белгородский чернозёмный край – это святая земля. Она полита кровью наших славных воинов, ибо со времён древних была форпостом – защитой Государства Российского на южном порубежье от половцев, хазар, печенегов, а позднее и крымских татар.

Уникальные подземные монастыри и православные святыни нашей земли многие годы привлекали к себе богомольцев со всей России и постепенно здесь стал создаваться неповторимый архитектурный ансамбль, который, к сожалению, был полностью потерян в безбожное лихолетье 20-го века.

Здесь в середине 18-го столетия просиял в лике святых Божиих угодников святитель Иоасаф Белгородский. И отсюда, с прохоровского поля, в июле 43-го начался коренной перелом во всей Второй мировой войне. Именно здесь, на этой земле, родился, возрастал и получил первое духовное образование замечательный русский учёный, историк и богослов – митрополит Макарий (Булгаков).

Господь судил нам с вами жить в эпоху великих юбилеев: Мы отмечали 2-х тысячелетие пришествия в мир Христа-Спасителя; праздновали 100-летие канонизации Иоасафа Белгородского; совсем недавно, в 2014 году, прошли торжества по случаю 700-летия со дня рождения самого великого русского святого – Сергия Радонежского. А в эти сентябрьские дни мы отмечаем 200-летие нашего замечательного земляка – митрополита Макария (Булгакова).

Он пришёл в этот мир в 1816 году во время правления Александра I Благословенного, когда Россия только что вышла победительницей в войне с Наполеоном. Жил и творил во времена Николая I и Александра II Освободителя, и отошёл ко Господу в правление Александра III Миротворца.

Кто помнит строгих царей Ивана Грозного и Петра I-го? Все помнят. Кто помнит доброго Александра Миротворца? Никто не помнит. Но ведь именно за время правления этого царя Россия достигла необычайного подъёма в экономическом отношении.

14 европейских стран покупали русскую пшеницу, а солдаты избавились от 25-летней лямки. Флот перешёл с парусников на паровые машины, а военные крейсера стали одеваться в броню. В стране прошла золотая денежная реформа и началось строительство великого железнодорожного пути от Москвы до Владивостока. И это стало грандиозным событием не имеющим аналогов в мире как и сама железная дорога – самая протяжённая на земном шаре.

Всю свою сознательную жизнь этот государь был глубоко верующим православным христианином. И не только по статусу царя, но от всего сердца являлся верховным защитником и хранителем христианских ценностей. Несмотря на колоссальную занятость, всегда заботился о Церкви, духовенстве и народном образовании. При нём было учреждено 13 новых архиерейских кафедр, открыты упразднённые в прошлом приходы, а в прибалтийских католических территориях восстановлены православные братства и построено много новых монастырей и храмов. При нём в первые в России стали полностью публиковаться многотомные труды нашего замечательного земляка – митрополита Макария, которые по содержанию фактического материала до сих пор остаются непревзойдёнными.

Его самый главный монументальный труд «История Русской Церкви» - это единственная попытка во всей исторической науки показать судьбу Православия в России со времён апостола Андрея Первозванного до 18-го века включительно. В этой многотомной работе он проводит мысль, что наша Церковь есть самая многочисленная часть мировой Вселенской Церкви и в качестве таковой, завершает во времени общий подвиг начатый Древним апостольским Римом и продолженный византийским Константинополем.

Эта многолетняя и многотомная работа и воздвигла автору и его таланту нерукотворный памятник. И многие учёные считают эту работу равноценной с «Историей России с древнейших времён» С. М. Соловьёва. Кстати отношение митрополита Макария к своему учёному собрату было поистине братским. Двух великих историков связывала при жизни крепкая дружба. А после кончины С. М. Соловьёва отпевание его праха митрополит Макарий совершил лично.

Имя митрополита Макария среди почётных историков Московской Духовной Академии стоит самым первым, за которым идут уже имена Соловьёва, Голубинского, Лебедева, Ключевского, Спасского и многих других. Даже внешность его привлекала к нему всех, с кем ему приходилось иметь дело. Духом величия и огромной нравственной силы веяло на окружающих от одного облика нашего земляка.

Он ненавидел напыщенность, гордыню и роскошь. А трудоспособность, жертвенность и самоотдача во имя исполнения возложенного на него бремени были поразительны. Часто владыка говорил что «для человека в духовных делах нет ничего более пагубного человеческих похвал». Это как то перекликается со словами Иоанна Златоуста, сказавшего ещё в 4-м веке что «для христианина пресыщенная жизнь страшнее любых гонений». Ещё в ранней молодости учась в Белгородской Духовной Семинарии он блестяще усвоил иностранные языки и развил замечательную по ясности, лёгкости и простоте речь, которой привлекают к себе читателя все его труды. Здесь на Белгородчине, он научился любить русскую литературу и родной русский язык. Он свободно владел греческим, еврейским, французским, немецким, итальянским и прекрасно читал на всех славянских языках (сербском, чешском и болгарском).

А за любовь к родной отечественной литературе его любили и почитали многие русские писатели – Чехов, Лесков, Хомяков. А Лев Толстой отзывался о владыке Макарии как о прекрасном и умнейшем человеке. Таким образом ещё при жизни имя нашего земляка было окружено ореолом учёного. А все свои денежные средства и гонорары он обычно передавал на премии студентам за лучшие исторические и литературные работы.

Глубоко поражают и его, кажется второстепенные труды – например «О необходимости пришествия в мир антихриста», или «О спасении некрещёных язычников в будущей вечной жизни». И прологом к этой работе митрополит Макарий указывает на волхвов, которые будучи некрещёными, вперёд иудеев увидели Христа; или на благоразумного разбойника, который тоже был некрещёный, но первый вошёл в рай; на вифлеемских младенцев, которые тоже были некрещёные, но Церковь навсегда увековечила их память.

«Поэтому, - говорит митрополит Макарий, - и добродетельные язычники не узнав здесь на земле Христа, там, в другой, вечной жизни, когда увидят Его, непременно уверуют, а значит будут иметь надежду на спасение.

Есть у него и многие церковные предания, не зафиксированные раньше в истории, но живущие в народной памяти и записанные им. Одно из них говорит, что ещё при жизни Сергия Радонежского, шведский король Магнус ненавидящий православие, собрал большой флот и двинулся на Русь, для разорения Пскова и Новгорода. Но на Ладоге шведские корабли попали в страшную бурю и все погибли. Сам король спасся на Валааме, где его подобрали монахи, и в благодарность за чудесное избавление от смерти принял православие, против которого раньше боролся, подстригся в монашество с именем Григорий и вскоре, в 1371 году скончался и был похоронен в монастыре. До сих пор на старом братском кладбище это захоронение в течении веков привлекает всех гостей и паломников.

«Чадо, - говорил бывало митрополит Макарий приходящим к нему, - цени отпущенное тебе время, оно дороже золота ибо временем  покупается блаженная вечность. Господь не будет перечислять наши грехи на Страшном Суде, Он их взял на Себя, но будет судить за беспечное отношение к отпущенному нам времени и за пренебрежение Голгофской Жертвой. Она уже принесена. Бог уже стал Человеком, жил среди людей, был распят и положен во гроб. И это единственный  в мире гроб, который не отдаст своей жертвы в день всеобщего воскресения мертвых. Ибо эта жертва уже принесена, Он отдал нам после Своего Воскресения Самого Себя – Свою Плоть и Кровь в таинстве Евхаристии. И сделать что то большее уже невозможно. Поэтому соединяйся с Господом и цени время, пока оно у тебя ещё есть. Ибо дни нашей жизни бегут очень быстро, и сегодня мы уже ближе к могиле, а значит к ответу, чем были вчера».

Какие душеспасительные, золотые слова. Без всякого сомнения это «был человек посланный от Бога» не только нашему краю но и всему русскому народу. И его имя на ряду со святителем Иоасафом и прославленным полководцем генералом Ватутиным является украшением Белгородского края и сияет как одна из звёзд первой величины. Думается, что справедливая оценка заслуг митрополита Макария перед Церковью и Отечеством принадлежит будущему. А пока можно без преувеличения сказать словами его современников: «Такого учёного человека не было до него, и не вем, будет ли после такой?»

Богоборческая советская власть вычеркнула митрополита  Макария из народной памяти так же, как она вычеркнула митрополита Иннокентия (Вениаминова) – основателя столицы Амурской области – Благовещенска и устроителя государственной границы между Россией и Китаем. И теперь необходимо заново открывать для наших школ и вузов, для нашего народа эти славные имена, привлекать внимание историков, краеведов, исследователей, литераторов и всех, кто неравнодушен к судьбе родного Отечества и Церкви, т.е. возвращаться к истокам.

Думается, что не за горами и прославление митрополита Макария в лике святых угодников Божиих. И это только вопрос времени. Когда Церковь прославляет того или иного человека, она вовсе не делает его святым. Человек, если он того конечно достоин, становится святым сразу же после своей телесной кончины, т. е. перехода в жизнь вечную. А Церковь актом канонизации только подтверждает этим действом, что он уже находится у Бога, а значит стяжал право молиться за нас. Поэтому будем молить Бога, чтобы скорее настал тот день, когда бы мы запели ему не «вечную память», а величание. Аминь.

Святитель Макарий (Булгаков). Проповедь протоиерея Леонида Константинова. Сентябрь 2016

Протоиерей Леонид Константинов
Сентябрь 2016 г.
Преображенский собор, город Белгород.

 

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Книга настоятеля

Обложка книги: "Не нам, Господи, но имени Твоему..."

"Не нам, Господи, но имени Твоему..."

К 200-летию нашествия Наполеона на Россию.
Этот труд, в виде доклада был подготовлен протоиереем Леонидом Константиновым к "XX съезду духовенства Белгородской и Старооскольской епархии", который проходил в г. Белгороде 2 января 2012 года, но так как он получился довольно-таки объёмным, но колоссально интересным по мнению слушателей, по благословению владыки Иоанна архиепископа Белгородского и Старооскольского, было принято решение об издании этого исторического обзора в отдельном формате книги. Читать книгу на сайте >>>


Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама