Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: Доклады :: "Екатеринбургские останки" - подвиг Царственных Страстотерпцев и его значение

"Екатеринбургские останки" - подвиг Царственных Страстотерпцев и его значение

E-mail Печать PDF

Последний русский Царь Николай II и его августейшая супруга - государыня Александра Федоровна, наследник - цесаревич Алексей, и дочери - великие княжны: Ольга, Татиана, Мария и Анастасия.

Последний русский Царь Николай II и его августейшая супруга
– государыня Александра Федоровна,
наследник – цесаревич Алексей, и дочери
– великие княжны: Ольга, Татиана, Мария и Анастасия.

В этом году исполняется ровно 100 лет со времени зверского убийства последнего русского Царя Николая II, его августейшей супруги – государыни Александры Федоровны, наследника – цесаревича Алексея, и дочерей – великих княжон: Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, а также четырех их верных слуг.

20 лет назад, в преддверии 80 – летия этого страшного события, в ельцинской России началась шумная компания по поводу того, что якобы недалеко от Екатеринбурга, где совершилось это злодеяние, а именно, в лесном урочище с названием Поросёнков лог были найдены несколько скелетов, которые сразу же, при помощи СМИ, поспешили объявить «царскими» и предложили Церкви принять эту версию. Гелий Рябов,автор фильма «Рожденная революцией» и Эдвард Радзинский, выступили в СМИ защитниками этой лживой версии как маститые авторитеты, знающие, в чем дело. При этом правительственная комиссия, возглавляемая Б. Немцовым, сделала Церкви странное заявление: «Вы должны принять вывод комиссии, вот и всё, и на этом точка».

Но Церковь поступила иначе. Комиссии была предъявлена масса вопросов, на которые она не смогла дать ответ. На соборе, где решался вопрос об участии Церкви в «перезахоронении» невесть чьих останков, выдаваемых (правительственной комиссией) за «царские», было следующее постановление: «Если правительство решило что-то где-то перезахоронить, то это дело правительства, а не Церкви».

И хотя эти скелеты вскоре были захоронены в царской усыпальнице в Петербурге в присутствии Ельцина, но Патриарх Алексей II отказался тогда участвовать в этой постановке.

Всё это явилось фактическим и очень убедительным для церковного народа доказательством мудрости церковноначалия, не признавшего «святость» а, стало быть, подлинность, «царских останков».

Этот вопрос (почему Церковь не признаёт подлинных «царских останков») вызвал тогда бурную истерическую реакцию среди «всей мировой прогрессивной общественности» и, в особенности российской интеллигенции (самой интеллигентной интеллигенции в мире, как она сама себя считает). К этому времени в сознании людей умело внедрялась мысль о том, что в Поросёнковом логу захоронены «подлинные останки» Царской Семьи, убиенной в 1918 году. Особенно этот напор усилился, когда именно в этом месте были извлечены какие-то полудрагоценные бусинки, которые сразу же были объявлены «подлинными».

В дальнейшие годы, эти, так называемые «останки» подверглись нескольким экспертизам, но без участия Церкви. И всякий раз пресса рапортовала об их успешном завершении, т. е. все сообщения были только и исключительно «за», и ни слова «против». И когда Церковь вежливо и спокойно отказалась признать «останки» подлинными, этот отказ вызвал бурную истерику в СМИ. Ведь к этому времени в России сформировалось мнение о действительной подлинности этих скелетов, а мнение многих учёных с мировым именем, несогласных с «успехом» проведённых экспертиз, игнорировались напрочь.

Следует сказать, что эти, так называемые «царские останки», которые ельцинская власть «перезахоронила» в 1998 году в Петропавловском соборе, за 20 лет не обнаружили никаких свойств святости. За все эти годы не было зафиксировано ни одного случая, который можно было бы расценить как исцеление или чудо. Да и никакого паломничества к этим «святым мощам» до сих пор не наблюдалось. Как же это понимать? Может верующий церковный народ не почитает своего умученного Царя и Его святую Семью? – Да нет. Стоит посетить Екатеринбург, эту святыню Русской Голгофы, чтобы убедиться в обратном. Особенно, если посетить в июле, в Царские дни, на которые в последние годы приезжают десятки тысяч людей не только со всей России, но и ближнего, и дальнего зарубежья. И тогда можно легко убедиться, что Царственные Мученики одни из самых, почитаемых святых в нашей Церкви, и в нашем государстве.

Собственно, вся эта многолетняя эпопея с «исследованиями «царских останков» более отвечала понятию медиа проект, чем понятию научные исследования. Соответственно и подлинность этих «останков» является объектом медиа пространства, а не реальным объектом. Стало быть, если называть вещи своими именами, - феномен «царских останков», это феномен не реальной, а мнимой действительности.

Напомню, что в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге, в подвале дома инженера Ипатьева, была зверски убита Царская Семья и четверо верных слуг – всего одиннадцать человек. В эту же ночь все тела убитых были вывезены на автомобилях в Коптяковский лес, в район Ганиной ямы, разрублены на части и сожжены на двух больших кострищах. Остатки костей уничтожались 18 и 19 июля с помощью 178-ми литров концентрированной серной кислоты, и брошены в открытую шахту №7 на местном руднике. Через несколько дней Екатеринбург был занят Белой армией и сразу же началось расследование этого злодеяния. С 30 июля 1918-го по январь 1920 года (т. е. в течении полутора лет) в Екатеринбурге, а затем на Урале и в Сибири проводилось официальное расследование убийства Царской Семьи и их близких родственников и слуг. Это расследование проводилось сперва по поручению коалиционного

Адмирал А.В.Колчак. Верховный правитель России,Верxовный главнокомандующий русской армией. Омск, 1919.ии

Адмирал А. В. Колчак, Верховный правитель России,
Верховный главнокомандующий русской армией.
Омск, 1919

Сибирского правительства, а затем под властью Верховного Правителя адмирала А. В. Колчака. В расследовании участвовали следователи Намёткин и Сергеев (расстрелянные в 1919 году большевиками) и Николай Алексеевич Соколов, оставивший свои мемуары. Надзор над ведением всего следствия осуществляли прокурор Магницкий и генерал-лейтенант М. К. Дитерихс при наличии официальных наблюдателей от Англии и Франции.

За полтора года были собраны тысячи документальных свидетельств и вещественных доказательств, проведены сотни допросов и очных ставок, задействованы десятки оперативных агентов, использовались воинские части и многочисленные добровольцы из местного населения. Материалы этого официального расследования составили пятнадцать объёмистых томов.

Из всего этого следует, что сам факт существования какого-то могильника в Поросёнковом логу (это примерно полкилометра от Ганиной ямы) с «останками» якобы Царской Семьи относится к разряду злонамеренной мистификации. Это сразу же признает всякий, кто внимательно и непредвзято ознакомится с опубликованными материалами следствия. Они известны по следующим работам:

I. Павел Пагануцци. «Правда об убийстве Царской Семьи». 1981 год.
II. Николай Соколов. «Убийство Царской Семьи». 1925 год.
III. Роберт Вильтон. «Последние дни Романовых». 1921 год
IV. Игумен Серафим (Кузнецов) «Православный Царь Мученик». 1920 год.
V. Николай Росс. «Гибель Царской Семьи» 1987 год.
VI. Михаил Дитерихс. «Убийство Царской Семьи и членов дома Романовых на Урале». 1922 год.

Судебный следователь по особо важным делам при Омском окружном суде Николай Алексеевич Соколов

Судебный следователь по особо важным делам
при Омском окружном суде
Николай Алексеевич Соколов

Следствие 1918-19 гг. отличалось не только строго-процедурной законностью, но и чётко обозначенной официальной личной ответственностью за его результаты и выводы. Перед законами своей страны, перед своим народом и перед всей историей за подлинность и точность лично отвечали: следователь по особо важным делам, Николай Алексеевич Соколов (внезапно умерший в эмиграции едва дожив до 40-ка лет); куратор, генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс (нашедший свою кончину в Шанхае) и Верховный Правитель Урала и Сибири, адмирал Александр Васильевич Колчак (казнённый большевиками в Иркутске в феврале 1920 года) – все православного вероисповедания, честные и верующие люди, патриоты и страдальцы, оболганные и оклеветанные впоследствии врагами России.

Сегодня на брошенном руднике Ганина яма точно установлено местонахождение обоих кострищ после того как была идентифицирована шахта №7 и её местоположение было подтверждено в ходе не сложных, но трудоёмких полуинструментальных топографическо-привязочных работ. Об этом сообщалось в специальном докладе Православного братства во имя Святых Царственных Мучеников.

Генерал-лейтенант Миxаил Константинович Дитериxс

Генерал-лейтенант
Миxаил Константинович Дитериxс

В сентябре 2000 года Ганину яму посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. После молитвы он долга молчал, а затем произнёс таинственные слова: «Ганина яма, как антиминс – вся земля на ней святая». И заплакал. Таким образом святость земли на Ганиной яме подтвердил сам Святейший коим была высказана краткая и точная формула. Эти слова Святейшего делают логически невозможным даже предположение о том, что подлинные останки Святых Царственных Мучеников, могли быть захороненными в каком-то ином месте. Совсем недавно, на конференции в Москве, посвященной этой теме, был поставлен вопрос, что человеческое тело (тем более 11 тел, хотя и разрубленных) невозможно сжечь на кострище за 2 часа. Как пример привели сожжение тел в Индии, на берегу Ганга, где эта процедура идёт с утра до вечера, но и то, сгорает не всё тело, останки которого сбрасываются потом в воды реки.

Что же касается серной кислоты, то, чтобы полностью уничтожить такое количество тел, нужны целые ванны этой кислоты, которых, конечно же, у Ганиной ямы не было. Однако палачи-изуверы прекрасно это знали, а потому и быстро разрешили эту проблему полного уничтожения Царских тел. Когда впоследствии следователь Соколов нашёл здесь несколько небольших косточек, они легко рассыпались у него в руках, превратившись в белую пыль. Соколов не мог этого понять, потому что имел только юридическое (гуманитарное) образование. Но это прекрасно знал и понимал один из цареубийц – Пинхус Вайнер (он же Войков) – фармацевт и химик по образованию. Он знал, что если кости предварительно пережечь хотя бы в течении полутора-двух часов, то реакция их с серной кислотой будет почти мгновенной. Достаточно обожженные кости просто поливать серной кислотой всего лишь в течении десяти минут. Пинхус Вайнер знал вышеописанную реакцию, поскольку она приведена во всех учебниках и справочниках по химии. Именно он организовал доставку серной кислоты на Ганину яму, причём в два приёма. Поэтому и рассыпались найденные косточки мгновенно в руках следователя Соколова. К тому же, как показало первое следствие Дитерихса-Соколова, уничтожение тел казненных длилось двое суток с 17 по 19 июля. Часть костей, превращённых в белый порошок, палачи вывезли в город. Землю, обожженную кислотой, побросали в шахту, заполненную водой. Потом, во время следствия, её подняли на поверхность, но никаких следов воздействия кислоты уже не было. Поэтому Соколовым не приведено никакого объяснения – зачем её туда сбрасывали? Бочку с белым порошком, напоминающим извёстку, изуверы могли поставить на самое видное место в городе, и никому и в голову не могло бы прийти, что это всё, что осталось от честных тел св. Царственных Мучеников. Отсюда понятны теперь слова цареубийцы Войкова: «Мир никогда не узнает что мы с ними сделали». Но есть и свидетельство Государя: «Меня не ищите, и не мстите за меня». Вот почему земля на Ганиной яме является святой. Ведь их честные тела дезинтегрированные и рассеянные действием огня и серной кислоты, пропитав землю, превратили её в святые мощи. Так как же можно захоронить их вновь и в другом месте, если их уже захоронили в процессе страшного бесчеловечного обряда? В любом другом месте, включая и Поросёнков лог, могут находиться только заведомые лжемощи.

Поэтому сегодня от посещающих Ганину яму несведущих людей можно слышать недоуменный вопрос: «Почему монастырь и часовня построены здесь, на Ганиной яме, а не в Поросёнковом логу, в котором были обретены «подлинные царские скелеты?»

Это напоминает недоуменный вопрос молодого американца, который прочитав «Архипелаг Гулаг» Солженицына сказал: «Ну если у них такое творилось, неужели нельзя было позвонить в полицию?»

Дело в том, что байка с историей Поросёнково лога – это классическое повторение операции «Троянский конь». Вспомним, как греки выиграли Троянскую войну. После мучительной десятилетней осады хитроумный Одиссей предложил своим соратникам соорудить фигуру гигантского коня, которую они оставили на берегу моря после своего мнимого отступления. Обрадованные троянцы втащили этого коня в свой город, а в нём укрывались отборные воины, которые в первую же ночь, выйдя из деревянного коня, уничтожили стражу у городских ворот, и открыв их, впустили в город подошедшие к этому времени основные силы. И греки, простоявшие под стенами Трои 10 лет, и не смогшие взять её силой, взяли город хитростью. Но за три тысячелетия прошедших с тех пор мало что изменилось. «Троянский конь» стал синонимом таких операций, которые по прежнему навязываются с наглой настойчивостью, как в случае с «царскими останками». Весь вопрос заключается в том – «кому это нужно?» И главное – «зачем?» Потому что принятие Церковью подлинности невесть чьих останков в качестве подлинных, Царских, означает втаскивание в Церковь такого же троянского коня. И если последовать настойчивым заклинаниям сторонников признания Церковью подлинности этих костей – то неужто, от них последуют чудеса, если Церковь с ними согласится?

Поисковые работы на Ганиной яме, которые велись под руководством Н. А. Соколова. На снимке видна глиняная площадка перед «Открытой шахтой», воротник над большим и малым колодцем. На переднем плане - листы из брезента для обнаруженных человеческих останков. Слева стоит солдат охраны, справа видна фигура следователя Н. А. Соколова.  Снимок сделан Ч. Гиббсом весной 1919 г. (Фото из архива Ч. Гиббса)

Поисковые работы на Ганиной яме, которые велись под руководством
Н. А. Соколова. На снимке видна глиняная площадка перед
«Открытой шахтой», воротник над большим и малым колодцем. На
переднем плане - листы из брезента для обнаруженных человеческих
останков. Слева стоит солдат охраны, справа
видна фигура следователя
Н. А. Соколова. Снимок сделан Ч. Гиббсом весной 1919 г.
(Фото из архива Ч. Гиббса)
.

На снимке видна «Открытая шахта», воротник, сооруженный над ней, и вашгерд для промывки грунта. Снимок сделан Ч. Гиббсом весной 1919 г. (Фото из архива Ч. Гиббса).

На снимке видна «Открытая шахта», воротник, сооруженный над ней,
и вашгерд для промывки грунта. Снимок сделан Ч. Гиббсом весной 1919 г. (Фото из архива Ч. Гиббса)
.

Опасность для верующих здесь представляют не останки сами по себе – не их материальная субстанция – а тот дух, который распространится в церкви вместе сними. Ведь для этого Церкви придётся признать в качестве истины даже не ложь, а то, чего нет в реальной действительности Потому что единственным и единственно определяющим свойством святыни является факт личного присутствия в ней Самого Христа по благодати, а не по существу.

Пожелание СМИ основаны, очевидно, на убеждении, что стоит только пересмотреть Церкви своё предыдущее решение, так тотчас же «екатеринбургские останки» превратятся в святые мощи. Но это ошибочное убеждение, ибо никакая земная инстанция не в силах придать свойства святыни тому, что этим свойством не обладает. Если лжемощи, захороненные в Петропавловском соборе не были святыней, то никакое решение Государственной комиссии их святыней не сделает. Ибо святыней они могут стать не от решения земной инстанции, а от освящающаго, преобразующего воздействия нетварных Божественных энергий в коих незримо присутствует Сам Христос. Назначить же святость какому-то то объекту никто не может. Это может сделать только Сам Христос. Поэтому Церковь никогда не пойдёт на признание ложных святынь за подлинные, ибо это не прощаемый грех хулы на Духа Святаго. Правильно сказал Патриарх Кирилл в самом конце Московской конференции: «У Церкви не сформировались позиции по этому вопросу и у меня лично есть ряд непростых вопросов. Предстоит ещё более тридцати экспертиз. Одно дело научный вопрос, другое дело – духовный. А вопрос настолько серьёзный, что наша Церковь просто не имеет права на ошибку».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ

Сегодняшняя позиция Церкви предназначена раскрыть внутреннюю духовную суть операции «царские останки», т. е. определить, как говорят в таких случаях, сектор поражения атаки. При этих исследованиях обнаруживается, что цель операции заключается не только в подрыве Церкви в самом её существе, но распространяется гораздо шире. И внимательно изучающий данную проблему человек с удивлением обнаруживает, что операция «с останками» предназначена, прежде всего, подорвать (т. е. блокировать) действие духовного подвига св. Царя Николая и его многострадальной Семьи.

При этом одновременно можно определить и суть и смысл этого Царского подвига, и мы обнаружим, что он заключается в том, чтобы вернуть России Богом заповеданную Государственность.

Когда после захоронения в присутствии Ельцина в Петербурге неизвестно чьих костей прошло 10 лет, вопрос снова стал актуальным. Оказалось, что нашли под мостиком из шпал ещё два каких-то скелета и они дополняют те девять, найденные ещё в 90-х. Таким образом, по мнению комиссии всё вроде бы встало на свои места. Получается одиннадцать, т. е. то количество жертв, которые были в ипатьевском подвале во время казни. И в вечерних новостях НТВ 5 декабря 2008 года сообщили, что в Екатеринбурге были представлены «окончательные и полные доказательства» подлинности «царских останков». Но громовой сенсации не получилось. СМИ на это сообщение отреагировали вяло. Да и Церкви было не до того – умер Патриарх Алексий II, о чём сообщили в том же блоке новостей. Однако, вскоре снова заговорили о том, что Церкви придётся пересмотреть своё отношение к «царским останкам». И из признания подлинности «этих останков» естественно последует, что они «автоматически» станут св. мощами, святыней. Но обосновать такое признание Церковь может одним единственным способом – установить в них подлинное присутствие Христа по благодати. Вопрос установления подлинности святыни, это вопрос установления истины. Ведь «Церковь есть дом Бога живаго, столп и утверждение Истины – великая благочестия тайна» (1 Тим. 3. 15-16). Истина является такой не потому, что кто-то её засекретил (поставил гриф «секретно», поместил в сейф спецхрана), а потому что она непостижима человеческим разумом (не поддаётся формализации). Поэтому установление доказательств подлинности святыни (и святости вообще) невозможно посредством плоского человеческого разумения, но даётся верою в Духе Святом. Церковь учреждена Господом для того, чтобы истина стала доступна каждому человеку по вере его. Но и Сама Церковь является тайной, ибо Она не только человеческая организация но и Божественное учреждение. Она есть Тело Христово, ибо главою Церкви является Сам Христос. Собственно, Истина, это и есть Христос. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоан. 14.6).

Но опять, начиная с 2007 года, звучит всё тот же навязчивый вопрос – «вы должны», ибо снова появляется новая сенсация с «неопровержимыми доказательствами подлинности «этих останков». И спустя 10 лет после шумного захоронения первых девяти скелетов вопрос приобретает новое измерение после того, как отечественные и зарубежные СМИ раструбили о новой сенсации. Как уже говорилось в многочисленных сенсационных сообщениях, в Поросёнковом логу, поблизости от первого захоронения «царских останков», было найдено захоронение ещё двух скелетов. Один скелет мальчика (около 14 лет) и молодой женщины (около 20 лет). В сообщениях СМИ звучат уверенные слова, что это останки царских детей, тех, кого недоставало среди, извлечённых из земли в середине девяностых. Столь же уверенно звучало и пожелание, что уж теперь то Церковь вынуждена будет пересмотреть своё решение о подлинности Царских скелетов. Правда, спустя неделю после первого сообщения, поступила новая информация, из которой стало ясно, что с первым сообщением явно поспешили, ибо нашли и извлекли не скелеты, как таковые, а несколько мелких обломков костей, всего 46 фрагментов общей массой менее 100 грамм. Девять из них имеют массу более трёх грамм. Семь относятся к человеческим костям, остальные кости животных.

Именно по этим, семи костям проводилась основная экспертная работа. Часть фрагментов этих костей указывает на принадлежность только двум людям. И экспертам якобы удалось установить их пол, возраст и рост. Ну прямо волшебство какое-то, так всё точно угадать. А ещё более, если оставить политкорректность, всё это похоже на фальсификацию. Защитники версии подлинности так называемых «царских останков» ссылаются на то, что вот дескать, ради торжества правды, вскрывались даже гробницы императора Александра III и великого князя Георгия Александровича, родного брата Николая II. Но в какой степени можно этому доверять? Проведённым экспертизам? Но мы прекрасно знаем, как большевики умели проводить эти «экспертизы». Начиная с двадцатых годов прошлого века началась настоящая вакханалия по вскрытию царских захоронений и не только в Петропавловском соборе. Причём гробница Александра I, победителя Наполеона, оказалась вообще пустой, что ещё больше усилило легенду о его добровольном уходе в Сибирь.

В тридцатых годах на Бородинском поле была вскрыта могила князя Багратиона П. И. – блистательного русского полководца, ученика Суворова. Причём кости героя были разбросаны по кустам. В начале сороковых в Самарканде была вскрыта могила Тимура-Тамерлана, что дало повод пустить слух о начале Великой Отечественной войны. Члены комиссии как аргумент, говорят нам о сравнительном анализе ДНК с останками Великого Князя Георгия Александровича? Известно, что этот родной брат Николая II умер в 1899 году в Абас-Тумане от туберкулёза. Но мы даже не знаем, существуют ли его останки, а если существуют, являются ли они останками брата Государя? Ведь до сих пор нет отчёта о вскрытии гробниц Петропавловского собора в годы большевистского террора и сведений о судьбах находившихся в соборе захоронений. Мы уже не говорим о той массе противоречий, явных несуразиц, и ошибок которые были допущены в выводах и решениях правительственной комиссии. Нам говорят, что выводы признаны высшей властью Российской Федерации и что на первом перезахоронении присутствовал сам Ельцин. Но тот, кто жил в России в 90-е годы, да и в свете сегодняшних разоблачений, хорошо знает, каков был нравственный уровень этой власти – этих бесконечных финансовых пирамид, продажи с молотка заводов и фабрик, ваучеров, враждующих уголовных группировок.

Нам говорят – была проведена независимая экспертиза в Англии и США. Но мы помним недавние экспертизы американцев по поискам химического оружия в Ираке, сначала вроде бы «нашедших», а потом «потерявших» это самое оружие, в результате чего под бомбами и танками оказался целый многомиллионный народ. А расчленение Югославии на множество мелких княжеств и бомбардировка Белграда в пасхальную ночь военно-воздушными силами НАТО? А недавние события в Ливии, Сирии, Афганистане – всё это прекрасно иллюстрирует «независимость» так называемых американских экспертиз.

Таким образом все «исследования» проводившиеся в эти годы имели цель подогнать, точнее, сфальсифицировать результат под готовое решение. И всё это время СМИ неустанно трубили о том, что «наука, дескать, доказала подлинность «екатеринбургских останков». А это значит, что и СМИ, и «государственная комиссия» были нацелены на одно – навязать государству, обществу и Церкви «екатеринбургские останки» в качестве подлинных, Царских и, следовательно, внушить, что именно в Поросёнковом логу обретены подлинные Святые мощи, а Ганина яма тут не причём. Ну подумаешь, досадная ошибка, с кем не бывает. И наиболее важное положение, которое просто необходимо доказать сторонникам «екатеринбургских останков», что это реальная действительность события захоронения человеческих тел в Поросёнковом логу в ночь на 19 июля 1918 года. Именно в эту ночь, согласно «записки Юровского» было захоронение этих останков. И если этого события не было, то все научные доказательства подлинности скелетов превращаются в бессмыслицу. Ведь если события захоронения человеческих тел в ночь на 19 июля 1918 года в Поросёнковом логу не было, то никакие экспертизы о подлинности этих «останков» ничего не доказывают. Однако, Поросёнков лог объективно является наименее подходящим местом для организации там фальшивого захоронения с позиции тех, кто его организовал. Дело в том, что по свидетельству колчаковского следователя Н. А. Соколова, поблизости от этого места, в роковую июльскую ночь 1918 года находилось около 20-ти человек-крестьян, косивших траву и оставшихся там ночевать. Их допросили тогда в качестве свидетелей. Из их показаний следует, что если бы в Поросёнковом логу происходило то, что потом организаторы фальшивки описывали, то ничем не занятые люди, обязательно бы это заметили. Невозможно было не заметить, как выкапывалась яма для захоронения 11-ти человеческих тел. Но они в своих показаниях не рассказывают ничего, что могло бы вызвать подозрения на обширные работы, указанного выше характера. Ибо крестьяне в Поросёнковом логу видели только оцепление, которое задерживало на переезде всех пеших и конных во время проведения операции по уничтожению честных тел Святых Царственных мучеников на Ганиной яме.

Сочинителем «записки Юровского», которая послужила «фактическим» доказательством для всей этой фальшивки был не исполнитель убийства и сокрытия его следов Янкель Юровский, а партийный историк Н. М. Покровский, который просто никогда не был в Поросёнковом логу, а значит, и не знал, что именно в этом месте было скопление свидетелей, и поэтому назначил место для фальшивки там. Реальный исполнитель задания по сокрытию трупов, никогда бы так не поступил. Но получается, что двое суток он, якобы, держал тела на старом руднике, окруженным двойным кольцом оцепления, чтобы исключить любую возможность появления свидетелей и очевидцев. Затем, при вывозе трупов, с которыми они ничего, якобы за эти двое суток не делали, взяли, да и 9-ть из них и закопали, а 2-их сожгли. Тогда какой смысл двое суток прятать и охранять убиенные тела, а потом «скрыть» их почти на глазах двадцати свидетелей. Кем, кем, а идиотом реальный цареубийца Юровский не был, чтобы пойти на провал всей операции по сокрытию умученных страстотерпцев. Вот, если бы ситуация, описанная в «записке Юровского», происходила в любом ином месте Коптяковской дороги, лишь бы подальше от Поросёнкова лога, тогда она была бы вполне правдоподобна.

Ещё самые первые судебно-медицинские исследования показали, что среди человеческих останков, извлечённых из раскопа в Поросёнковом логу, нет ни одного, который отвечал бы антропологическим особенностям Николая II. Например скелет №4 который в последующем определён «официальной комиссией» как принадлежащий Императору бесспорно отличается рафинированной внешностью. Ростом 164 см и зрелым возрастом 50 лет. Этот скелет имеет несколько особенностей, которые не позволяют отнести его методом исключения к останкам Царя-Мученика. В частности, выраженная декальцинация скелета. Кости большого объёма, особенно эпифизы длинных трубчатых, свидетельствуют о каком-то системном заболевании. Но хорошо известно, что Император Николай II вёл очень активный образ жизни, был физически сильным, постоянно был в движении, занимался физическим трудом и был выносливым человеком. Да это видно и на многочисленных прижизненных фотографиях. А скелет №4 выдаёт больного человека, дигистивного телосложения, склонного к полноте. Николай II, как известно, не был полным человеком. Ну, казалось бы всё! 9-ть человеческих скелетов, извлечённых из захоронения в Поросёнковом логу, принадлежат кому угодно, но только не Царю и Его Семье. Ибо среди них нет ни одного, который принадлежал бы Государю-Мученику.


Государь Николай Александрович с сыном пилят дрова
во дворе «дома Свободы». Тобольск. 1918 г.

Но это ещё не всё. Есть знаменитое исследование Такао Мицуки, японского учёного-генетика. Известно, что ещё, будучи наследником престола, Николай II в 1891 году совершил на броненосце «Память Азова» длительное морское путешествие. Побывал в Египте, на Цейлоне, в Индокитае. Когда он, вместе с греческим принцем Георгом был в Японии, то в городе Оцу бесноватый самурай совершил на него покушение – ударил саблей по голове. Принц Георг успел быстро отвести клинок, и лезвие, только задело волосяной покров, лишь немного повредив, но, не пробив черепную кость. Сегодня японцы бережно, как святыню, сохраняют залитые кровью Николая II платок, тельняшку, гимнастёрку, фуражку, диван на котором делали перевязку головы и даже самурайский клинок, которым его ударили. Всё это находится в музее города Оцу под пуленепробиваемым стеклом. Японцы взяли анализы ДНК близких родственников императора, в том числе родного племянника Тихона Романова-Куликовского проживавшего в Австралии. Затем японские учёные изучили ДНК крови, которая осталась на платке после ранения и ДНК со спила костей, обнаруженных в Екатеринбурге. Выяснилось, что структуры ДНК совершенно разные. Но это было ещё при Ельцине.

Тацуо Ногаи. Фото: Wikimedia Commons

Тацуо Ногаи. Фото: Wikimedia Commons

Сегодня другой японский учёный-генетик с мировым именем Тацуо Ногаи, решил обобщить все эти данные в одно комплексное исследование. Его экспертиза длилась год и завершилась совсем недавно, в июле. Японские генетики доказали на 100%, что экспертизы комиссии по перезахоронению (и в частности проведённой группой господина Иванова) являются чистой воды халтурой. Но анализ ДНК, проведённый японцами, это только звено в целой цепочке доказательств о непричастности «екатеринбургских останков» к Семье Николая II. Ну, казалось бы, чего проще, просто провести экспертизу найденных недавно костей и сравнить их с результатами в Японии. Ведь речь идёт вроде бы о близких родственниках – об отце и детях. Но этого сделано не было.

Феномен «царских останков» есть образец блестяще проведённой PR-компании, поскольку они являются не объектом действительного мира, а объектом общественного сознания, т. е. мира виртуального. В действительном мире, как показало следствие Дитерихса-Соколова, никаких подлинных Царских останков не существует – их уничтожили. Именно это самое первое и самое заинтересованное следствие установило, что в ночь на 19 июля 1918 года никто ничего в Поросёнковом логу закопать не мог. И факты, установленные, независимыми судебно-медицинскими исследованиями показали, что проводить какие-то исследования этих «останков» не имеет никакого смысла по причине их отсутствия. Но именно их проводили и вокруг этих так называемых «исследований» велись жаркие споры. И споры, и «исследования» - это всё элементы виртуального мира.Факты из мира реальной действительности умело замалчивались, а весь шум и треск производился вокруг того, что в действительности не существовало. Церковь, отказавшись признать «царские останки» подлинными, отказалась таким образом утвердить подлинность не только фальшивки, но и подлинность целого виртуального мира.Так что тезис: «наука доказала подлинность…» является не фактом, а мифом, сформированным в общественном сознании прессой. Ибо только некая часть, точнее небольшая группа заинтересованных в подделке крикунов утверждает о том, что они доказали подлинность «царских скелетов». Но целая армия настоящих учёных с ними решительно не согласны и имеют доказательства этого несогласия. Так например в 2005 году, было опубликовано несколько сообщений о генетических исследованиях, разоблачающих эту фальшивку. В 2005 году, независимые православные американские и российские специалисты завершили анализ биологического образца, который был получен из привезённых из Иерусалима мощей святой преподобномученицы Елизаветы, родной сестры умученной Государыни Александры Фёдоровны. Учёные сопоставили ДНК сестры Императрицы с анализами останков, определённых «государственной комиссией» как останки императрицы, и оказалось, что они совершенно различаются. А между тем, ДНК родных сестёр должны были бы абсолютно совпадать.

Словом, есть миф, и есть реальность, которая прямо противоположна мифу. Подлинность «екатеринбургских останков» наука как раз отрицает, если только в качестве «науки» не считать группу ангажированных «апокрифистов», подогнавших результаты своих исследований под результат, нужный заказчику. Поэтому следует поставить вполне справедливый вопрос – а почему с мифом должна согласиться Церковь? Ведь двадцать лет назад Она не вступая в спор ни с кем, и никого не разоблачая, отметила, что у Неё нет оснований признать убедительным решение «правительственной комиссии» о подлинности этих костей. И Она не может себе позволить уверовать в миф, ибо Церковь верует в Иисуса Христа. По той же причине Она не может уверовать и в науку. Для чисто светской организации, какой является «правительственная комиссия», выводы науки должны быть и убедительными, и обязательными, а для Церкви нет. А мы видим, что для «комиссии» убедительными и обязательными оказались не выводы науки, а тот же миф, которому придали наукообразную форму. Признание Церковью «екатеринбургских останков» подлинно Царскими, автоматически означало бы признание подлинности святых мощей. А для обретения святых мощей у Церкви есть собственные критерии. И если бы даже не было никаких фальсификаций, и все экспертизы «по-честному» подтвердили бы подлинность «екатеринбургских останков», то и в этом случае Церковь могла и не признать их подлинность. И это право – на собственные критерии в жизненно важных вопросах, признаётся за Церковью законами и Божескими и человеческими.

На деле же мы видим следующее. Когда Церковь отказалась признать миф и уверовать в него, на весь мир раздался вопль возмущенного негодования – как Она посмела отказаться от признания подлинности «екатеринбургских останков». Хотя, казалось бы – кому, и какое дело, во что верует Церковь.

Поэтому сенсация 2007 года просто «обязана» была появиться, настолько важно неким силам, навязать Церкви лжесвятыню. Именно с 2007 года неоднократно стали звучать требования к Церкви пересмотреть Её предыдущее решение относительно подлинности этих «останков». Поэтому снова и снова становится очевидным вопрос – кому это нужно? И, главное, – зачем? Зачем вот уже три десятилетия идёт это упорное навязывание Церкви невесть чьих костей, в качестве подлинных, Царских? А происходит это потому, что для этих сил важно навязать Церкви не только и не столько лжесвятыню, сколько свои собственные критерии в жизненно важных вопросах, чтобы Церковь отказалась от своих, отказалась бы от Христа и Христовой Истины.

Ведь признание подлинности «екатеринбургских останков» автоматически приписывает им свойства святости. Но тогда этого свойства должна лишиться Ганина яма. Ибо, – если честные тела святых Царственных мучеников и их, верных до смертного конца слуг, захоронили в Поросёнковом логу, следовательно, их не сожгли в Ганиной яме.

Установление подлинности любой святыни, означает утверждение незримого но реального пребывания в ней Божественной благодати. Ведь любая святыня – это островок вечности и нетления в мире, где господствует неумолимое время, смерть и тление. Как подтверждение этому, святые мощи некоторых угодников Божиих обладают свойством нетления. Например, честное тело святителя Спиридона Тримифунтского сохранилось настолько хорошо, что создаётся впечатление, что он заснул, а не умер более семнадцати веков назад. А ведь он был участником I Вселенского Собора, который открывал император Константин Великий, и одним из его участников был святитель Николай Мирликийский Чудотворец.

Понятно, что яростные «пожелания СМИ» о пересмотре решения Церкви подлинности «екатеринбургских останков» следовало бы назвать абсурдными. Как уже говорилось, за двадцать лет, в течении которых в Петропавловском соборе хранятся гробы с этими «останками» не обнаружено никаких признаков их святости. Фактически нет и никакого потока паломников к ним. Поэтому пожелания СМИ основаны, очевидно, на убеждении, что стоит только пересмотреть Церкви своё предыдущее решение, как тот час же «екатеринбургские кости» превратятся в святые мощи. Но это ошибочное убеждение, ибо как уже говорилось, никакая земная инстанция не в силах придать свойства святыни тому, что этим свойством не обладает. Если лжемощи, захороненные в Петропавловском соборе не являются святыней, то никакое решение «государственной комиссии» их святыней не сделает. Ибо святыней они могут стать не от решения земной инстанции, а только от факта святости, если этот факт действительно существует, и если в нём присутствует Христос. Назначить же святость какому-то «объекту» никто не может. Это может сделать только Сам Господь. Поэтому Церковь никогда не пойдёт на признание ложных святынь за подлинные. Ведь что такое святость? И чем она может быть обусловлена, и кем определена? Только единственным условием – личным пребыванием в ней Господа Бога Своею благодатью. Если наличествует пребывание благодати, т. е. Христа, то человек, вещь или местность, являются святыми. Таким образом, о подлинной святости может свидетельствовать только Дух Святый. И никакая человеческая инстанция не может назначить пребывание Господа Бога, где-бы то ни было, например в так называемых «царских останках» из Поросёнкова лога. Если эти «останки» не были святыми, что и засвидетельствовано церковным собором в 1998 году, то иное решение любой человеческой инстанции их святыми не сделает.

Решение собора не делает кого-то или что-то святым, но только подтверждает наличие святости или отсутствие таковой. Таким образом, решение собора о святости сообщает всей полноте Церкви о душеспасительности общения человека с конкретно святыней или святым угодником Божиим. «Яко Свят еси Боже наш и во святых почиваеши…» - поэтому молитвенно обращаясь к святыне, человек, тем самым, общается с Господом Богом.

Есть ведь немало объектов научных исследований, применимость которых, оказалась, мягко говоря, не продуктивной.

Например, исследование Благодатного Огня, эмперический факт которого есть, но поскольку он не укладывается в рамки позитивной науки, то его, вроде, как и нет.

Поэтому переход на Григорианский календарь и невозможен, потому что Благодатный Огонь сходит на Гроб Господень только по Великим Субботам Юлианского календаря. Великая Суббота – это день пребывания Христа в аду, и это событие можно вычислить только по Юлианскому календарю, но никак не удаётся «назначить», пользуясь григорианским календарём. То есть, это почти тот же случай с «назначением» святости «царским останкам» из Поросёнкова лога. И нам ещё необыкновенно «повезло», что «научные исследования» с помощью которых доказывается подлинность этих «останков», сплошь фальсифицированы. Что эти доказательства ничуть не научные, а сплошная пропаганда, организованная очень умелыми руками, специалистов по проведению PR-компаний и «психологической войны». И слава Господу, что Церковь, милостью Божией, избавлена от сильного искушения поддаться на эту провокацию.

Естественной альтернативой, против этой лжи, если так можно выразиться, является Ганина яма. И среди православного народа почитание этого места очень и очень велико. Ганина яма является одновременно и святыми мощами и местом их погребения, ибо именно здесь, на территории старого рудника огнём и серной кислотою пережгли честные тела Святого Царя и иже с ним убиенных. Известно, что Царская Семья постоянно читала Священное Писание. В найденной следователем Соколовым Царской Библии, отмечены слова последнего перед убийством чтения вечером 16 июля. Это книга пророка Амоса, глава 2. Она начинается словами: «Так говорит Господь, за три преступления Моава и за четыре, не пощажу его, потому что он пережёг кости царя Едомского в известь. (Амос. Гл. 2. 1)

Но при сжигании тел не происходит их полного физического исчезновения, а происходит их химическое преобразование, продукты которого остались здесь же, на Ганиной яме, на земле, кустах, траве, деревьях. Поэтому и дал приснопамятный патриарх Алексий II очень точное и краткое определение Ганиной яме во время посещения этой святыни: «Ганина яма, - сказал он, - подобна антиминсу». Потому что это место, где незримо находятся подлинные святые мощи и где присутствует Сам Христос Своею благодатью. Поэтому и идут люди нескончаемым потоком поклониться именно этому месту, ибо оно является подлинной святыней.

А это значит, что настоящая цель у фальсификаторов ясна как Божий день. Они отнюдь не озабочены тем, чтобы Церковь и Россия «обрели ещё одну святыню». Они озабочены тем, чтобы Церковь и Россия утратили подлинную святыню, коей является Ганина яма. Сегодня это лишь часть Русской Голгофы в которую входят Вознесенская горка с храмом на Крови, Царская дорога и сама Ганина яма.

Ведь если удастся навязать Церкви признание подлинности «екатеринбургских останков», то утрачивается святыня Ганиной ямы и разрушается единый образ Русской Голгофы.

Ганина яма, Вознесенская горка с храмом на Крови и, связывающая их воедино, Царская дорога составляют сегодня единый образ Русской Голгофы.

Ежегодный многотысячный крестный ход из Екатеринбурга, от Вознесенской горки по Царской дороге до Ганиной ямы есть прообраз и празднование Русской Пасхи. Ибо ежегодно Святой Царь Николай собирает свой народ в Храме – на Крови в ночь своего убиения, и незримо ведёт за собою по Царской дороге, проложенной по Русской Голгофе, к месту, на котором верующий народ встречает воскресшего Христа. Потому что на Вознесенской горке, в Ипатьевском подвале вместе с замученным Царём Николаем был незримо распят Христос. На Ганиной яме распятый Спаситель воскресает, а вместе с Ним воскресает и Святая Русь.

Описанная ситуация с подменой подлинной святыни очень точно повторяет то, что было предпринято христоубийцами. Они сначала добились разрешения Пилата на запечатывание гроба Господня, а когда воскресший Христос покинул Свой Гроб, то чтобы скрыть факт Воскресения распространили слух, что Тело Христово было якобы украдено апостолами. Здесь точно также. Предлагаются зримые, но ложные «мощи» святого Царя, для того, чтобы скрыть подлинное место, на котором воскресает Святая Русь.

Но цареубийцы и их последователи совершили непоправимую неловкость, которая свела на нет их усилия. Господь направил руку ленинского «историка» Покровского указать самый неприемлемый для сокрытия пункт, который полностью разоблачает фальсификаторов. Большая часть того, что произошло на Русской Голгофе, или непосредственно связано с ней, было сделано руками отнюдь не благочестивых людей и не ради благих целей и Божией Славы. Но неведомая, незримая сила толкала исполнителей зла совершать такие действия, что их конечный итог всегда приводил к утверждению Славы Божией. Например, снос дома Ипатьева в 1978 году, выполненный первым секретарем свердловского обкома партии Ельциным, после чего карьера этого ограниченного человека быстро пошла вверх. Но если бы этот дом достоял до нашего времени, то мысль о Храме – на Крови никому бы и в голову не пришла, потому что место было бы занято домом Ипатьева. Ведь тогда никто не решился бы поднять руку на этот важнейший памятник Русской истории. Но тогда и мы лишились бы важного символа Русской Голгофы, без которого святой благодатный образ, каким Она является, лишился бы своей полноты. А мы бы об этом даже и не догадывались. Дом Ипатьева, если бы он остался стоять на Вознесенской горке, был бы вечной памятью кровавой расправы изуверов-убийц над невинными жертвами. Он был бы вечным памятником и символом победившего зла. Однако, возведённый на этом скорбном месте Храм – на Крови есть символ победы убиенного Царя Николая над злом, подобно тому, как Крест Христов – орудие казни – стал символом победы Христа над адом и смертью.

Ибо отныне этот храм является символом, преобразующим чисто душевные переживания, возникающие в ответ на встающий в человеческом воображении ужас кровавой и страшной ночи Ипатьевского подвала, в духовные переживания человека, соединившегося по благодати со своим Святым Царём и верными ему людьми, святыми мучениками, пострадавшими от богоборцев. Храм преобразует душевные переживания человека, находящегося на месте этого злодеяния, в переживание духовное, состоящее в молитвенном единении со святыми мучениками.

Впрочем, и само зверское убийство, совершенное на Русской Голгофе для того, чтобы убить не только Царя, но и Россию, привело к обратным результатам. Ибо на наших глазах через Русскую Голгофу воскресает убиенная Русь. Итак, от всего сердца хочется верить что церковный народ никогда не признает лживые мощи за подлинные, это исключено. Фигурально выражаясь, он пройдёт мимо Поросёнкова лога, чтобы пройти по Царской дороге до Ганиной ямы. Собственно в течении последних тридцати лет велась массированная пропаганда взглядов на жизнь и царствование Николая II. Об этом писали и светские издания, которые повторяли и множили клевету на него, писали и богословы, причём не какие-то рядовые, а профессора богословия (например А. И. Осипов). Ну и что же. А число почитателей святого Государя неудержимо росло. Точно также будет и с попыткой навязать народу лжемощи – их не примут.

Потому, что люди принимали и принимают святость убиенного и оклеветанного Царя вопреки доводам разума. Они принимали его святость по благодати – духом своим, потому что святость определяется действием Божественной силы, а не человеческим мудрствованием. Ещё до канонизации Николая II в 1993 году архиепископ Екатеринбургский Мелхиседек в своём слове «сам факт массового почитания Святого Царя в народе назвал чудом». А ведь это было ещё только начало. За прошедшие же с тех пор четверть века число почитателей возросло во много раз. Ещё до официального прославления Царя стало появляться великое множество икон, акафистов, и Его и Святых Царственных Мучеников. Помню, как в 1997 году митрополит Минский Филарет (Вахромеев) при посещении Смоленского собора сделал замечание по поводу иконы Царственных Мучеников, что вот, дескать «канонизации их ещё нет, а икона уже есть». К 2000-му году почитание Святого Царя Николая стало всеобщим, церковный народ, можно сказать, вымолил официальную канонизацию Своего Царя. Точно так же, народ церковный вымолил в 1998 году решение Священного Синода Русской Православной Церкви о непризнании лжеостанков (ещё «первой партии»). На Святейшего Патриарха Алексия II и наших архипастырей оказывалось тогда невероятное давление со всех сторон, в том числе со стороны светской власти. Трудно даже представить какой силы было это давление оказанное на священноначалие наследниками цареубийства, которые не пожалели огромных средств, направленных на пиар «подлинности останков». Но наши архипастыри выстояли. Господь укрепил их силы не без молитвенной поддержки церковного народа. Потому, что церковный народ никогда не принимал эту ложь. Не принял он её в 1998 году - не примет теперь и подавно. Потому, что число почитающих Святого Царя и соединившихся с ним в духе благодати возросло с тех пор во много раз. В этом и заключается смысл Голгофского подвига Царя-Мученика. Народ обрёл своего Святого Царя не благодаря, а вопреки всем разумным основаниям, т.е. только духом своим. И тем самым народ Божий доказал незримое присутствие Христа в управлении нашей страной. Потому что власть Христова не зрима. И русский православный народ доказал подлинную, а не воображаемую реальность, принятого Церковью положения, сформулированного в 11 анафематизме чина Православия: «Помышляющим, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на Царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливается, и тако дерзающим, против них на бунт и измену: - анафема!»

Но и Царь доказал святость своему народу не с помощью богословских или философских трактатов. И при жизни он заставил подчиняться себе не кнутом и застенком, не административно-полицейскими или военными методами, которыми располагал пребывая во главе высшей государственной власти. Ни один из этих методов не может достигнуть цели, ибо Святому Царю нужно свидетельствовать подлинность присутствия Христа в осуществлении Православной власти, а мы уже знаем, что единственный достоверный способ свидетельствования присутствия Бога – это Голгофа. Поэтому Святой Царь Николай и взошёл на Голгофу, а вместе с ним и Святая Русь. «Я берёг не самодержавную власть, а Россию. И если для спасения России нужна жертва, я готов стать этой жертвой» - сказал он в роковой день «отречения».

Ведь пришествие Бога в мир, совершилось не в Силе и Славе, как ожидало человечество, взыскующее Бога в смутном воспоминании об утерянном Рае, и впавшее в язычество. Бог явился в мир «в зраке раба» в образе Иисуса Христа. Божественное начало во Христе соединилось с началом человеческим неслиянно, но и не раздельно. Христос не стал показывать Своё Божество на безумные крики иудеев – «сойди с креста, тогда уверуем», хотя и с лёгкостью мог бы это сделать, ибо Бог всемогущ. Но человек слаб. Ведь тогда перед человеком уже не было бы свободы выбора, а было бы знание о всемогуществе Бога. И человек тогда лишился бы дара Божия – свободы воли, а, стало быть продолжал бы оставаться в рабстве.

Бога можно принять и следовать за Ним только свободно – в вере и любви, а не по расчёту или по разумению плотского человеческого ума. Иного послушания человека воле Божией, Господь не приемлет. Поэтому и нет никаких «объективных» свидетельств Воскресения Христа, если под ними понимать исключительно эмпирические данные. Их нет, и не может быть, ибо Воскресение Христово, не есть эмпирический опыт плотского разумения, а есть духовный опыт Церкви.

Христос, Царь Неба и земли засвидетельствовал человеку Свою безграничную Божественную любовь на Голгофе. И это свидетельство победило силу смерти, диавола и ада, ибо это самое убедительное из свидетельств.

И Святой Царь Николай в своём мученическом подвиге засвидетельствовал безграничную Христову любовь к своему народу. Любой святой свидетельствует о Христе, ибо таково назначение его подвига. Подвиг святого Царя – Голгофский. И за убиенным Царём, как и за распятым Христом, можно пойти только свободно. Ведь о святости Царя Николая долго спорили и за границей, перед его прославлением в 1981 году. Спорили и в России все девяностые годы прошлого столетия. Многие приводили убедительные доводы против прославления, и это были доводы рассудка. А Христа можно принять и пойти за Ним, не благодаря, а вопреки разуму. Поэтому и за убиенным Царём, как и за распятым Христом, можно пойти только свободно – в вере и в любви.
Конец.


Протоиерей Леонид Константинов
город Белгород
23.12.2017 г.
День памяти святителя
Иоасафа Белгородского.

 

Настоятель Николо-Иоасафовского собора - протоиерей Леонид Иванович Константинов
Протоиерей
Леонид Иванович
Константинов

Оставьте отзыв о докладе: "Значение Крещения Руси в истории Святого Белогорья
 

Книга настоятеля

Обложка книги: "Не нам, Господи, но имени Твоему..."

"Не нам, Господи, но имени Твоему..."

К 200-летию нашествия Наполеона на Россию.
Этот труд, в виде доклада был подготовлен протоиереем Леонидом Константиновым к "XX съезду духовенства Белгородской и Старооскольской епархии", который проходил в г. Белгороде 2 января 2012 года, но так как он получился довольно-таки объёмным, но колоссально интересным по мнению слушателей, по благословению владыки Иоанна архиепископа Белгородского и Старооскольского, было принято решение об издании этого исторического обзора в отдельном формате книги. Читать книгу на сайте >>>


Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама