Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: Статьи :: Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел

Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел

E-mail Печать PDF


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждый раз, во время Божественной Литургии, когда пропоют «Святый Боже» …, чтец выходит на середину храма и поднимает над собой Апостол. Священнослужитель из алтаря возглашает «Премудрость» и мы слышим слова Божественного Павла. Наступает таинственная связь времён и тысячи белгородцев, москвичей, орловцев, суздальцев – наших православных братьев и сестёр, становятся в эту священную минуту галатами, филиппийцами, солунянами и коринфянами. И в храм двадцать первого столетия входит горячее дыхание первого века, молодого, недавно родившегося христианства, в котором всё только начинается.

Когда то, в день этого праздника, святитель Иоанн Златоуст сказал о Петре и Павле всего четыре слова: «Они лучше друг друга!»

Кажется, мы уже знаем о них всё – что Пётр был простым, деревенским жителем, неграмотным рыбаком. А Павел имел римское гражданство, а значит мог носить тогу, и был для своего времени человеком с предельно высшим образованием. Об этом нам говорит не только евангелист Лука, но и десятки других богословов, историков, писателей и философов. А что уж говорить о тысячах толкований на их «Послания». Об этом действительно пропиты за столетия целые реки чернил.

Но когда путешествуешь по каменистым дорогам Малой Азии, Иерусалима, Кипра и Греции  когда видишь это чистое безоблачное небо эти, заросшие смолянистыми соснами горы, дышишь этим жарким восточным воздухом, то порой кажется, что идёшь рядом с апостолами. И тогда сам воочию входишь в этот небесный мир земной дверью.

Священное Писание говорит нам что Петр был женатым человеком. Из Евангелия мы знаем, что Иисус исцелил его больную тёщу. Павел, наоборот, был холост. В Иерусалиме проживала только его замужняя сестра и племянник. Пётр три с лишним года был рядом со Спасителем, и даже иногда пытался перечить Ему, хотя и беззаветно любил Его детской, наивной любовью. А Павел, никогда не видевший Иисуса, кажется поэтому ближе к нам, а значит может сократить дорогу к Спасителю и понять не постижимый язык божественного откровения, который так естественно и «даром» достался прямым учеником Господа – Боговидцам.

Подобно тому, как три первых евангелиста говорят о человечестве Спасителя, а четвертое, Иоанново Евангелие о Его Божестве, так и в Посланиях Павла. «Господь Христос пылает божественным светом на каждой странице, а Человек Иисус остается незамеченным». И каждому священнику в этот день выпадает счастливая возможность первому открыть двери к этим двум апостолам, что бы в радость их учения вошли и другие.

Они, первоверховные, и такие разные в своей земной жизни, в нашей русской иконографии всегда рядом-простой Пётр и сложнейший Павел. Первый и тринадцатый, видевший Учителя ближе всех, и не видевший вовсе, а значит более близкий к нам, жителям 21-го века. Ведь с тех пор, как на земле проповедовали апостолы прошло 2 тысячелетия.

Но ничто в христианстве не уходит в прошлое безвозвратно, потому что в православной вере, в Божественной Литургии, стоит один вечный, сияющий день, где нет времени. И сегодня христианство так же молодо как и в первый век. Век первый-век 21 первый. «Вначале было Слово и оно будет и в конце, что у Господа один день как тысяча лет – и тысяча лет как один день».

В переводе с греческого слово «апостол» означает «посланник». Да и Сам Спаситель тоже Посланник, ибо говорит ученикам: «…как Отец Мой Небесный послал Меня, так и Я посылаю вас… вы есть соль земли… проповедайте Евангелие даже до края вселенной. Я с вами во вся дни, до скончания века!»

И апостол Павел радостно восклицает: «Если Господь с нами, кто же против нас? Не имея ничего мы обладаем всем!»

Оба они, за проповедь Благовестия, приняли мученическую кончину, ибо «ученик не больше своего учителя». Но зато им первым суждено было ступить на землю европы для просвещения язычников. Поэтому в истории человечества трудно найти более целостный образ чем личность апостолов Петра и Павла, ибо в течении тридцати лет, от первых шагов своей проповеди до самой кончины, они сохраняли единство в своей миссионерской деятельности. Именно от них все народы греко-римского Средиземноморья получили христианское просвещение и поэтому эпопея их миссионерства не имеет себе равных.

Они, эти два самоотверженных человека, вдохнули в одряхлевшие формы античного мира новую жизнь, давшую великие плоды в европейской культуре и они стали первыми благовестниками христианской свободы.

12.Священное Предание говорит, что перед мученической кончиной они 9 месяцев томились в темнице. А 12 июля 67 года, стражники вывели их в цепях через римские ворота и довели до Остийской дороги, до того места, где сегодня стоит на обочине часовня Разделения, ибо здесь они расстались. Петра повели на распятие к подножию ватиканского храма, а Павла, как римского гражданина на плаху, до спасительного источника. Апостолы не стали прощаться. «Ступай с миром великий Проповедник, благовествующий благое» - сказал Пётр.

«Мир и тебе, Пастырь добрый стада Христова» - ответил Павел. И они разошлись, каждый к своему мученическому венцу.

С тех пор прошло две тысячи лет. Но Церковь, основанная Господом и проповеданная Святыми апостолами, живёт и действует. Военные, политические и социальные перевороты меняют самый облик нашей планеты. Внешние и внутренние опасности подстерегают Святую Церковь на каждом шагу. Властолюбие вождей, бездушность чиновников, сотни тоталитарных сект, соблазны и натиск открытых противников – сатанистов и коммунистов, грехи человеческие, расколы и гонения, порою кажется ставят под удар само существование Церкви Христовой. Но Она выдерживает все исторические битвы и кризисы. Тайна этой неодолимости заключается в Её Основателе, Иисусе Христе, Который и вчера, и сегодня и во веки веков – Тот же. Церковь знает что в ней живёт Иисус Христос и любит Его, так же, как и он любит Свою Церковь. И поэтому, вот уже две тысячи лет, каждый Божий день, когда под сводами храма затихают звуки «Трисвятого», священник снова и снова возглашает «Премудрость!» и в сосредоточенной тишине вечного дня Божественной Литургии мы опять слышим: - «… к Римлянам, к Солунянам, к Галатам Послание святого Апостола Павла, чтение…» Вонмем! Аминь.

Протоиерей Леонид Константинов
г. Белгород



 

Настоятель Николо-Иоасафовского собора - протоиерей Леонид Иванович Константинов
Протоиерей
Леонид Иванович
Константинов

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Голлосование на сайте

Выберите статью автора которая была для Вас интересной:
 

Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама