«Блаженны милостивые,
ибо они помилованы будут»
(Мф. 5, 7)
Мы празднуем память святого, вся земная жизнь которого состояла из дел любви. А посмертная жизнь, та, какой он живёт сейчас в Царстве Славы, посвящена подвигу служения людям, ибо нет перед ним такой воздыхающей души, которая бы не встретила отклика в его любвеобильном сердце. И Церковь знает бесчисленное подтверждение этим примерам. Читая историю его жития, видно, что при жизни он сотворил только 10 больших чудес — например, укрощение бури во время морского путешествия; явление во сне императору Константину; избавление от напрасной смерти трёх воевод... и особенно, чудесное наполнение корабельных трюмов зерном.
Но после его кончины чудеса Святителя Николая неисчислимы и неисчерпаемы. Недаром в русском народе была когда-то поговорка: «Если у тебя неприятности, расскажи о них Николе Милостивому, а он расскажет Спасу Всемилостивому».
Поэтому невозможно по достоинству ни восхвалить этого великого пастыря, ни прославить его подвиги, ни тем более описать его чудеса. Ибо они известны всем, от востока солнца до запада, и даже само его имя свидетельствует о силе и власти над людьми. Это имя греческое и состоит оно из двух слов — «никое», что означает «победа», «одоление», и «лаос» — то есть «народ». Поэтому слово «Николаос», «Николай» означает «одоление народа». И если мы внимательно будем читать его житие, то увидим, как ещё во младенчестве он одолел, победил само естество человеческое, когда ещё будучи младенцем, три часа простоял на своих ножках в крещенской купели. И пусть постыдятся те взрослые, которые не могут и часа простоять в церкви Божией. А невинный младенец, без всякой поддержки, простоял три часа во славу Пресвятой Троицы. Вот каким великим победителем явился Николай ещё на заре своей жизни.
Далее, будучи грудным младенцем, он по средам и пятницам не принимал материнского молока, и таким образом научился поститься ещё раньше, чем стал есть. Что скажут на это те нынешние христиане, для которых пост или не пост — всё одно — едят скоромную пищу без всякого смущения, пренебрегая запретом Церкви?
Далее, будучи в юношеском возрасте, раньше всех приходил на службу в церковь Божию и позже всех уходил. Что скажет на это тот, кто вообще никогда не посещает храм Божий, а говорит, что он христианин, и что Бог у него в душе, и он верит? Но если Бог у тебя в душе, то как же ты ощущаешь Его присутствие? Делаешь ли ты достойным своё сердце для Его пребывания? Перестал ли ты ругаться, гневаться, сплетничать и осуждать других, ведь у тебя же Бог в сердце? Или все твои заверения — это просто пустословие. Но тогда зачем обманывать и себя, и других, ведь Бога всё равно не обманешь? А узнать человека, верующий ли он или неверующий, можно по одному очень простому признаку — осуждение и неосуждение. Но что ещё более странно, когда такой человек умирает, его почему-то несут отпевать в церковь. И здесь, во время заупокойной службы слышится: «Со святыми упокой, идеже вси праведнии упокояются». А кого упокой, если он и лба за всю жизнь не перекрестил? Но Церковь, в отличие от пустословов, никого не судит, но за всех молится, а судить всех будет Бог. Только обидно и непонятно то, что если ещё лет десять назад приходилось слышать: «А нас к этому не приучили», «всё было закрыто», «от нас скрывали», то сейчас ведь всё открыто. Вы посмотрите, сколько храмов в городе стало — раньше был один, а сейчас десять! За десять лет десять храмов — выбирай любой, только не ленись спасать свою душу, ибо время наше сокращается, «сегодня мы уже ближе к смерти, чем были вчера». Поэтому обилие храмов и полная свобода тоже будут свидетельствовать на Страшном суде против тебя, пустослов.
Далее, всегда добрый, деликатный и доступный для простого народа Святитель Николай был предан этому народу всей душой, отдавал ему всё, что имел, и никогда не ждал похвалы. Об этом говорит замечательный случай, когда некий отец трёх взрослых дочерей из-за бедности уже готов был отдать их на поругание. Но Святитель ночью, для замужества старшей, тайно оставил у их порога деньги. Когда же подошла очередь замужества средней дочери, Святитель снова повторил тайно, под покровом ночи, свой подвиг милосердия. И тогда отец дочерей, видя, что подходит черёд и младшей (у неё уже был жених), стал подкарауливать, дождался, и когда Святитель Николай в очередной раз положил у порога деньги, отец открылся, упал на колени и сказал: «Чем благодарить мне тебя, человек Божий?» «Молчанием», — ответил угодник и скрылся в темноте. Ибо творил дела милосердия не из славолюбия, а из человеколюбия. Вот какие уроки жизни преподаёт нам сегодня Святитель Николай.
Ибо малым мы приобретаем великое.
Временным — приобретаем вечное.
Тленным — приобретаем нетленное.
«Радуйся, по Бозе и Богородице всё наше упование». Подумать только, вслушайтесь в эти слова: минуя и ангельский чин, и Крестителя, и апостолов, Церковь ставит Святителя Николая по милосердию и любви к народу сразу же после Спасителя и Матери Божией. Вот почему память его почитается по всей земле, у всех народов, и даже среди китайцев, мусульман и язычников.
Вот почему в дни его праздников наши храмы переполняются молящимся народом. Он заработал эту славу в веках своим смирением и своей добротой. «Стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая».
Поэтому, празднуя сегодня память Святителя Николая, будем прежде всего подражать его «правилу веры и образу кротости».
Будем помнить, что среди сотен призывов, которые ежечасно возносятся к Святителю в горний мир, он слышит каждый вздох и каждую мольбу.
Лишь бы мы не охладевали своей верой и своим стремлением к нему. Тогда и он непременно возлюбит нас и дарует нам и свою любовь, и свою благодать. Услышит и исполнит все наши просьбы и не только облегчит нам земное странствие, но и навсегда соединит нас со Христом для вечной и блаженной жизни в Его Небесном Царстве любви и света.
Аминь.
проверено//21.02.2013//tess