Семь православных таинств
В православной церкви существует семь таинств. Семь особых священнодействий, участвуя в которых, христианин получает от Бога нечто особенное. Получает то, что не может быть объяснено, сочтено или измерено. Получает то, что необходимо ему для спасения, для вечной жизни, для достижения Царствия Небесного – Благодать Божию.
Именно Господь Бог является Совершителем любого из семи таинств. Не священник или епископ, совершающий чинопоследование (определенные священнодействия), а Сам Господь – через священнослужителя и самого участника таинства.
Друзья, этот момент очень важен для понимания, ведь из него следует единственно верный логический вывод о том, что раз уж таинство – это не магический обряд, то оно может и не совершиться над человеком (даже при условии внешне правильного исполнения), если сам человек не участвовал в нем своей молитвой или хотя бы осознанием того, что над ним происходит.
Все это звучит несколько витиевато (прошу прощения), но я постараюсь объяснить на примере.
Допустим, некто решил причаститься и сделал это по всем церковным правилам и канонам. Этот человек постился, читал определенные молитвы, полностью выстоял богослужение, исповедовался, то есть сделал все, что нужно, НО!!! Он сделал все это механически, не искренне, а просто потому что надо. По привычке. Пост соблюдал только как диету; молитвы вычитал, не вдумываясь в их смысл; на богослужении (вдумайтесь в это слово — БОГОслужение) думал о своих житейских проблемах, а на исповеди был не искренен и холоден. В итоге он причастился. И что же? Священник его причастил, но причастил ли его Дух Святой?… Я не знаю точно, но сильно сомневаюсь в этом.
Снова повторюсь, любое из таинств ТРЕБУЕТ от участвующего в нем как минимум двух вещей:
1. Полного осознания того, что над ним совершается.
2. Горячей, искренней молитвы к Творцу. Молитвы о том, чтобы Господь сподобил его тех благодатных даров Святого Духа, которые преподаются нам милостью Божией в том или ином таинстве.
Почему все это так важно? Да потому, что к таинствам (даже не первый год верующие люди) прибегают частенько как к каким-то оберегам, магическим обрядам, которые призваны дать только здоровье тела или другие житейские блага. И это проблема. Здоровье тела – следствие здоровья души, а не наоборот. И если мы заботимся (не для галочки, а по совести) о своей душе, то, скорее всего, получим от Господа Бога и все остальное, подобно тому, как царь Соломон просил у Бога лишь разум для мудрого правления, а получил (за смирение свое) все, чего только может пожелать человек:
«В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. И сказал Соломон: … даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, - вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои…» 3-я Царств 3 (5 – 13).