Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: Доклады :: К 100-летию Свято-Николаевского храма в г. Валуйки

К 100-летию Свято-Николаевского храма в г. Валуйки

E-mail Печать PDF

Свято-Николаевский собор города Валуйки

"Вниду в дом Твой, поклонюся святому храму Твоему"
(Царь Давид)

Христос Воскресе!

Сегодня, в день праздника Святителя Николая Чудотворца, мы с вами стали свидетелями еще одного подлинного чуда - восстания, возрождения к жизни, воскресения из мертвых Свято-Николаевского храма. Еще одна духовная жемчужина явилась на Белгородской земле и наряду с величественными православными твердынями - Спасо-Преображенским собором в Губкине, и Петропавловским храмом в Прохоровке - засияла неугасимой лампадой на Белгородчине. Глубоко знаменательно, что событие это происходит в день памяти перенесения святых мощей Николая Угодника из Мир Ликийских в град Барский.

Надо сказать, что прославление Святителя Николая на Руси началось сразу после Крещения киевлян в Днепровских водах. Но еще задолго до этого эпохального события летопись преподобного Нестора, первого русского бытописателя, свидетельствует, что в Киеве еще в 882 году была построена церковь во имя Святителя Николая на могиле Аскольда. Киевские князья Дир и Аскольд после проповеди Кирилла и Мефодия, отреклись от своих языческих заблуждений и приняли Святое Крещение, причем Аскольд был назван Николаем в честь Мир-Ликийского Чудотворца. Поэтому и церковь над его могилой сооружена была святой княгиней Ольгой во имя Святителя. Это первые известия об Угоднике Божием в нашей стране. Кто посещал Киев, тот, вероятно, бывал на Аскольдовой могиле. Так называется небольшой каменный холм, расположенный на горе над Днепром у спуска к реке. В память первого русского князя-христианина и его Небесного покровителя престол этого храма посвящен Святителю Николаю.

2 июля 1866 г. в Киеве праздновали тысячелетие крещения Аскольда, и с того времени в этот день ежегодно, в память такого знаменательного события, из ближайшего Николаевского монастыря к усыпальнице совершается крестный ход.

Итак, более тысячи лет прошло с тех пор, как Святитель Николай славится в нашей стране. В начале XI в., по свидетельству того же преподобного Нестора, в Киеве был уже не только храм, но и монастырь в честь св. Чудотворца. А в киевском соборе Святой Софии, построенном великим князем Ярославом Мудрым в 1036 году на месте его победы над печенегами, мы находим чудотворный образ Святителя Николая, известный под именем «Мокрого». Силой этого образа Святитель Мир-Ликийский явил на Руси первое чудо своего могущества, когда дивно спас тонувшего в Днепре младенца.

Много и других, самых ласковых наименований получил Святитель Мир-Ликийский на Руси. Вот сегодня, 22 мая, Никола Тёплый, или Вешний, Весенний, Травный. Есть Никола Гостёнский, или Гостевой; Никола Ратный, Хлебный, Пристанский, Зимний, т.е. Холодный, Студеный, и даже Морской, обозначающий конец водного пути и помогающий в плавании. Но больше всего Святитель известен как Николай Угодник, или Николай Чудотворец. Известно, что когда французы в сентябре 1812 года вошли в Москву, они насчитали 145 одних только Никольских храмов.

Поэтому часто у нас называют его «Пасхальный святой». Потому что в дни его праздников народу в храме бывает, как на Пасху. Причина такого почитания довольно простая - почти мгновенная, не заставляющая себя ждать помощь от Бога, посылаемая по молитвам Николая Угодника.

Сегодня о жизни святого Николая мы знаем и много, и мало. Много - потому что его житие встретишь всюду, в любом церковном киоске можно приобрести посвященную ему книжку. Много - потому что сегодня существует целая наука «николаеведение», предмет которой - всё, связанное с этим святым. Ежегодно в Греции, на Кипре, в Болгарии собираются международные конференции, где ученые со всего мира сообщают о всё новых и новых чудесах и открытиях. Пишутся книги, публикуются научные работы, изучается иконография святого, из страны в страну путешествуют выставки. И всё это - о нём. Мало - потому что жил он всё-таки 17 веков назад и скончался за 650 лет до Крещения Руси. Поэтому реально о его жизни дошло до нас в сущности немногое. Самое раннее житие Святителя принадлежит перу греческого автора Симеона Метафреста и датируется IX веком. Но еще раньше известно «похвальное слово Андрея Критского» - автора Покаянного канона, - которое он произнес в Мирах Ликийских у гробницы Святителя.

Тогда в чём же причина такой всеобщей мировой популярности этого святого? И католики, и протестанты, и даже мусульмане не только знают, но и любят Св. Николая. Причина - в его великой любви к каждому страждущему человеку без различия пола, возраста, национальности. Для Св. Николая, по слову Христа, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но всё и во всём Христос» (Колос. 3, 11). Для него нет ни хохлов, ни жидов, ни япошек, ни китаёзов, ни москалей. Путь к нему открыт каждому человеку, потому что, как писал раннехристианский автор Тертуллиан, «всякая душа - христианка». Что ему какие-то 17 веков - мелочь. Он живёт в вечности и его милующая рука никогда не иссякает. И стоит нам только обратиться к нему, как он уже лицом к лицу с нами, он, т.е. Св. Николай - тот, кто может всегда помочь нам. Это не отвёртка, которой мы подкрутим шурупы в своем больном теле, и пошли дальше; и не таблетка, которая изменит химические процессы в нашем организме. Это - человек, доступный, живой, реальный и в трудную минуту всегда стоящий рядом, стоит только обратиться к нему, помолиться, попросить в беде, в бессилии, в безнадёжности, - можете быть уверены - он всегда услышит и всё, что нам на пользу, испросит у Бога.

Иностранцы, посещавшие средневековую Русь, единодушно отмечали, что Николай Чудотворец пользуется небывалой популярностью в русском народе. Так австрийский посланник С.Герберштейн, приезжавший в Москву еще в начале XVI века, сообщал о русских: «Среди святых они особенно чтят Николая... и ежедневно рассказывают о его многочисленных чудесах». Англичанин Д.Флетчер, побывавший в России в конце XVI века, также свидетельствовал, что русские в своей вере «отдают преимущество» Богоматери и Св. Николаю. Священник Павел Флоренский считал, что «...образ Николая Чудотворца издавна был для русского народа не образом одного из многих святых, но воплощением святого, представителем человеческой святости». И это почитание Святителя Николая никогда не угасало на Русской земле. В конце XIX века на пустынных ледяных островах Новой Земли, за Полярным кругом, появилось первое, самое северное в Европе, поселение крещёных самоедов, которые выстроили там, и храм во имя Николая Чудотворца. А в конце XX века такой же храм появился и на Южном полюсе, в Антарктиде.

И сегодня мы вновь возвращаемся к Чудотворцу с прежней верой наших предков. На четырех рубежах России устанавливаются памятники Николаю Чудотворцу - четыре восьмиметровые бронзовые скульптуры Святителя. Акция эта называется «От Калининграда до Чукотки». По замыслу инициаторов, Небесный покровитель России будет хранить теперь не только духовное, но и географическое пространство нашей Родины от внешних угроз. На Чукотке, на самой высокой скале над Анадырским лиманом, этот самый большой в мире памятник Святителю Николаю Чудотворцу был открыт и освящен первым, в 2004 году. И сегодня, обратившись лицом к востоку, Святитель Николай самым первым встречает каждое новое утро России. Второй такой же памятник встал на юге, в Майкопе. Третий -под Омском, на Соборной площади Крестового женского монастыря - самой крупной обители в России.

Ежедневно Св. Николай совершает такое множество больших и малых чудес, что их хватило бы не на одну книгу. И воскресение из мертвых Свято-Николаевского храма в Валуйках - это еще одно доказательство небесного покровительства Св. Николая нашей Белгородской земле.

Построенный к 300-летию Дома Романовых, он вскоре после большевистского переворота в России был осквернен и повергнут в прах богоборческой властью. Но сегодня, в год 400-летия династии Романовых, этот собор, как феникс, снова восстал из пепла еще более величественным и прекрасным. Уже в самом названии собора звучит имя Св. Николая, с которым связана вообще вся древняя история этого места. По дошедшим до наших времён сведениям, история появления здешнего Успенско-Николаевского монастыря уходит далеко в глубину веков. Он был основан еще в XVI веке при царе Федоре Иоанновиче, а легендарным основателем обители считается "отставной служилый человек по имени Корнилий". Согласно преданию, он в глубокой старости решил уйти от мира в поисках душевного успокоения и, удалившись на уединенный полуостров при стечении рек Оскол и Валуй, поставил небольшую часовню. Принято думать, что годом основания монастыря традиционно считался 1613 год. Об этом говорит и надпись, найденная на фундаменте Свято-Николаевского храма. Это год восшествия на Русский престол Михаила Романова - основателя династии. Но челобитная, поданная строителем монастыря Кириллом с братией царю Михаилу Романову, говорит, что монастырь заложен еще при Федоре Иоанновиче (1584-1598 гг.), т.е. гораздо раньше, чем сам горд Валуйки. Таким образом, видно, что при Михаиле Федоровиче монастырь уже существовал и был только возобновлён после того, как его разорили литовцы. Известно, что в первые свои десятилетия монастырь влачил жалкое существование. Такое плачевное состояние объяснялось положением Валуек как форпоста южной границы Руси.

На протяжении долгого времени и названия монастыря неоднократно менялись: сперва Успения Пресвятой Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь, затем с добавлением Валуйский Николы Чудотворца Пристанский монастырь и др. Название "Пристанский" объясняется тем, что около монастыря, при слиянии рек Оскола и Валуй когда-то была пристань. Однако уже в конце XIX века это именование не употреблялось. Название "Успенский" было связано с главным храмом, а Николаевский - с известной чудотворной иконой Николая Угодника, которую, по преданию, обнаружил крестьянин на лугу во время покоса. Долгое время эта икона, переданная в монастырь, оставалась в его стенах и составляла главное духовное сокровище обители. Особо почитаемая за исцеление душевных и физических ран, эта икона привлекала в монастырь множество паломников. Еще в начале XVII века на месте ее чудесного обретения была построена часовня с колодцем внутри, где проходили водосвятия в дни православных праздников. Сохранилась старая фотография этой часовни, датированная началом XX века. Среди других святынь монастыря также почиталась икона Божией Матери "Троеручица", исцелявшая людей.

При Екатерине II все русские монастыри подверглись очень серьезным испытаниям, когда вышла известная секуляризационная реформа, предписывающая изъятие церковных владений и даже упразднение многих монастырей, в том числе, как известно, Холковского монастыря на Белгородчине и Курской Коренной пустыни. Эта реформа затронула все без исключения российские монастыри и обители и во многом положила начало новой эпохи в истории Русской Православной Церкви. Свыше девятисот монастырей было тогда закрыто, а оставшимся выделенное содержание было настолько мизерным, что его едва хватало, поэтому монастырские строения из года в год ветшали и разрушались, а настоятели боялись доносить об этом властям из страха полного упразднения монастыря.

Известно, что с 1767 по 1868 годы Успенско-Николаевский монастырь влачил самое жалкое существование, и братия его состояла всего из четырех человек. Обитель существовала только благодаря чудотворной иконе Святителя Николая Мир-Ликийского. Слава о чудесных исцелениях от нее привлекала не только богомольцев из самых отдаленных мест, но и пожертвования некоторых помещиков, которые поддерживали полуразрушенное хозяйство обители.

Вернуть монастырю былое процветание сумел архимандрит Игнатий (Алексеевский), бывший настоятелем с 1857 по 1912 годы, т.е. более полувека. Благодаря его неустанным подвижническим трудам произошло возрождение монастыря. Сохранился документ основных преобразований архимандрита Игнатия в хронологическом порядке с 1862 по 1899 годы. И, конечно, главным достижением Игнатия (Алексеевского) можно считать возведение нового Свято-Николаевского собора. Он был заложен 22 мая 1906 года и освящен 1 сентября 1913 года в память о 300-летии со дня обретения иконы Святителя Николая и основания монастыря, а также о 300-летии царствования династии Романовых. К сожалению, архимандрит Игнатий, бывший управителем обители на протяжении 56 лет, скончался в феврале 1912 года и не увидел торжество освящения храма. Освящал собор архиепископ Тихон Воронежский, ставший вскоре священномучеником. На освящении присутствовало более 50-и тысяч паломников, и с этого времени эта обитель становится религиозным центром и святым местом, где бережно хранились высокие нравственные традиции христианства в нашем крае.

Интересные сведения об этом святом месте сохранились в описаниях Иосифа Николаевича Фёдорова, потомка старинного купеческого рода, эмигрировавшего после октябрьского переворота в Канаду. Его воспоминания заканчиваются словами: "Жизнь в монастыре протекала без бурь мирских, пошлостей и ссор. В монастырь шли по призванию и отдавали все свои знания и умения любовно. Тяжелым трудом и суровой, день в день, монастырской жизнью никто не тяготился".

Дело, начатое архимандритом Игнатием, продолжил новый настоятель - игумен Игнатий (Бирюков). Ему досталось увидеть время упадка монастыря, а в тяжелые послереволюционные годы он был репрессирован и сослан на далекий Север. Известен год его смерти - 1932-й. В августе 2000 года он был посмертно реабилитирован и причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.

В середине 30-х годов террор усилился. Были арестованы почти все священнослужители и многие верующие миряне, 250 владык было расстреляно. В ссылке находилось 16 владык, а на свободе всего лишь четверо. А к 1943 году -только трое. Уже в 1935 году две трети существующих православных храмов было закрыто, взорвано и разрушено. Это был настоящий погром.

Постройки Валуйского Успенско-Николаевского монастыря безбожная большевистская власть передала для нужд воспитательной колонии, а в Свято-Николаевском храме устроили литейный цех. Литейное производство тяжело отразилось на внутреннем состоянии убранства и росписей. Но, с другой стороны, это использование собора спасло его от полного разрушения.

Прошло еще 70 лет забвения. Но рано или поздно справедливость должна была восторжествовать. На протяжении вот уже двух тысяч лет Церковь, как и ее Божественный Основатель Господь Иисус Христос, постоянно страдает, распинается и умирает, чтобы снова воскреснуть.

И в 2005 году по инициативе архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, при поддержке губернатора Евгения Степановича Савченко и правительства Белгородской области были начаты работы по восстановлению монастыря и Свято-Николаевского собора. Разрушенное должно быть восстановлено. Сначала было принято решение об осушении и очистке подвальной части храма, о проведении обследования технического состояния несущих конструкций здания, а также об организации сбора средств на финансирование разработки проектной документации по объектам Успенско-Николаевского монастыря и восстановлению пещерного комплекса Игнатия Богоносца. Силами предприятий и организаций Валуйского района расчистили лесной массив под парковую зону.

Активная фаза реконструкции началась в 2009 году и связана она с приходом благотворительного фонда "Созидание", на счету которого к этому времени уже имелся ряд успешных проектов по строительству храмов. Масштабные работы были выполнены в кратчайшие сроки. Было проведено заседание обновленного попечительского совета по вопросам восстановления святыни под руководством владыки Иоанна и заместителя губернатора Белгородской области Олега Николаевича Полухина.

Множество людей, подрядных организаций, депутатов областной Думы было привлечено к таком важному делу. Восстанавливали всем миром. Откликнулись все: кто-то помогал строительству средствами, кто-то оказывал помощь в расчистке территории, одним словом, работа закипела. В полуразрушенном Свято-Николаевском храме владыка Иоанн отслужил и первый молебен.

Немало исторических находок обнаружилось в ходе восстановительных работ. Так, например, в августе 2009 года, во время расчистки подвалов храма нашли закладной камень 1906 года с памятной надписью. Вера валуйчан в то, что храм скоро воскреснет и вновь откроет свои двери для прихожан, укрепилась многократно: люди своими глазами увидели значимые результаты кропотливого труда.

Уже к ноябрю 2009 года завершили монтаж купольных конструкций собора, на окнах установили декоративные решетки, а в конце того же года начали и внутренние отделочные работы. К декабрю появились декоративные витражи на окнах первого яруса. Предусмотрели всё, в том числе подземную дренажную систему для предотвращения от подтопления фундамента храма грунтовыми и паводковыми водами. Желая сделать уникальный подарок родному краю к 100-летию прославления Святителя Иоасафа, покровителя земли Белгородской, строители и спонсоры приложили все усилия к тому, чтобы работы выполнялись в строго установленные сроки. К работе были привлечены даже... альпинисты. Они работали на купольной части, снимали старый слой на стенах снаружи и внутри здания. Специальные прочные леса из трубчатого металла удобны и надежны, но не каждый поднимется на них. Только верхолазы-альпинисты чувствовали себя здесь, как рыба в воде. Они проводили и внутреннюю отделку. Технология сложная, затратная и в своем роде беспрецедентная. На материалах не экономили. Были использованы лучшие образцы импортных составов. К февралю 2011 года завершили монтаж электрической подстанции, дренажной системы с насосной станцией для предотвращения затопления весной, во время половодья. Для этого потребовалось только одного песка 15 тысяч тонн.

В мае 2011 года состоялось очередное заседание попечительского совета под руководством владыки Иоанна, в котором все участники смогли воочию убедиться в том, что график работ исполняется неукоснительно. Детально обсудили порядок работ по благоустройству территории храма. А улицу, ведущую к собору, по просьбе валуйчан, решили переименовать из ул. Ленина в Никольскую и также реконструировать ее.

Местные власти приложили максимум усилий для возрождения уголка чистой природы, сохранившего свое название - Монастырский лес. В лесу были предусмотрены живописные водоемы с пешеходными мостиками, скамейками и прогулочными дорожками.

8 августа 2011 г. владыка Иоанн совершил чин освящения колоколов Свято-Николаевского собора. "Голосом храма" назвал владыка колокола, потому что они призывают людей к молитве, к духовному возрождению.

В первых числах августа была полностью благоустроена территория собора и стоянки для частного и общественного транспорта, возведено ограждение, а в храме смонтирован иконостас. К сентябрю 2011 года одна из жемчужин православной архитектуры Белгородской земли была восстановлена из руин. Валуйчане и гости нашего края теперь собственными глазами увидели воскресший к жизни Свято-Николаевский собор - главный храм существовавшего здесь когда-то Успенского монастыря. Кроме того, здесь планируется создание музейного комплекса и паломнического центра. А на месте обретения иконы Святителя Николая Чудотворца, где бьет родник, будет восстановлена часовня, разрушенная в советское время.

Сегодня, в юбилейный год 400-летия Дома Романовых, Свято-Николаевский собор и монастырь Игнатия Богоносца объединяют в историко-культурный храмовый комплекс, который становится объектом паломничества и туризма не только областного, но и федерального значения. Таким образом, в лесопарковой полосе с реликтовыми деревьями создаётся настоящий духовный оазис, где люди могут теперь восстанавливать свои душевные и физические силы. И, как сказал один из восстановителей храма, Евгений Григорьевич Ивахненко, "Мы благодарны судьбе за возможность прикоснуться к истории нашего края и сохранить ее для потомков. Думаю, что приобщение людей к православным святыням и воспитание в них духа патриотизма - это та основа, которая поможет России укрепиться, чтобы она снова стала великой державой". А Владимир Пантелеимонович Бредихин назвал храм "восстановлением нашей памяти". "Это связано с целой эпохой, -сказал он, - с правлением Дома Романовых, и поскольку это значительная часть истории нашей страны и Православия, она останется в сердцах наших сограждан навсегда".

И заканчивая свое выступление, посвященное этому грандиозному событию -восстановлению Свято-Николаевского собора, мне хочется в этот праздничный день привести слова Сергея Есенина, горячего почитателя Николая Угодника, -

"На престоле светит зорче, в ярких ризах Кроткий Спас,
Николае Чудотворце, помолись Ему за нас!"

Низкий поклон всем, кто восстанавливал храм!

С праздником!

Воистину Христос воскресе!

Протоиерей Леонид Константинову
настоятель Николо-Иоасафовского собора г. Белгорода
22 мая 2013 г.

 

Настоятель Николо-Иоасафовского собора - протоиерей Леонид Иванович Константинов
Протоиерей
Леонид Иванович
Константинов

Оставьте отзыв о докладе: "Значение Крещения Руси в истории Святого Белогорья
 

Книга настоятеля

Обложка книги: "Не нам, Господи, но имени Твоему..."

"Не нам, Господи, но имени Твоему..."

К 200-летию нашествия Наполеона на Россию.
Этот труд, в виде доклада был подготовлен протоиереем Леонидом Константиновым к "XX съезду духовенства Белгородской и Старооскольской епархии", который проходил в г. Белгороде 2 января 2012 года, но так как он получился довольно-таки объёмным, но колоссально интересным по мнению слушателей, по благословению владыки Иоанна архиепископа Белгородского и Старооскольского, было принято решение об издании этого исторического обзора в отдельном формате книги. Читать книгу на сайте >>>


Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама