Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: Закон Божий :: Глава 1. Божественная Литургия

Глава 1. Божественная Литургия

E-mail Печать PDF

<<< Назад | Содержание | Вперёд >>>


(Устройство храма храма смотрите: Часть 1, главу 2; установление Литургии, смотрите: Часть 1, главу 47)

Главное христианское богослужение — Литургия. Ее установил Сам Спаситель на Тайной Вечери. За литургией мы приносим Господу в жертву хлеб и вино, которые силою Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и мы ими духовно питаемся. Литургия разделяется на три части: 1) Проскомидия, 2) Литургия Оглашенных и 3) Литургия Верных.

Во время проскомидии священник, стоя у жертвенника, приготовляет хлеб и вино для таинства. В это время псаломщик читает часы, т. е. молитвы, составленные из псалмов. Для совершения Литургии нужны пять маленьких хлебцев, называемых просфоры, и вино. Из одной просфоры священник вырезает внутреннюю часть в воспоминание Спасителя Иисуса Христа: она называется Агнец. Только эта частица станет Телом Спасителя. Из других просфор вынимаются небольшие частицы в память Божией Матери, святых и живых и умерших людей. Люди, которые приходят в церковь, могут подавать свои просфоры, чтобы священник помянул их близких: живых и умерших. Вино берется красное — виноградное и смешивается с водой.

Вторая часть литургии, литургия оглашенных, приготовляет нас к таинству причащения. Она так называется потому, что в древнее время на ней позволяли присутствовать тем, которые готовились к крещению, но еще не были крещены. Такие люди назывались — оглашенные. Литургия оглашенных начинается с нескольких Ектений. Ектении — это молитвы, которые часто повторяют за разными богослужениями. Они состоят из ряда коротких прошений, которые говорит священник или диакон, а хор поет после каждого прошения «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». После нескольких ектений и молитв, священник торжественно выносит Святое Евангелие из северных дверей и вносит его в алтарь через Царские Врата. Это называется Малый Вход и напоминает нам, как Иисус Христос вышел на проповедь. После Малого Входа читается отрывок из посланий Св. Апостолов, после чего священник или диакон выносит из Царских Врат Евангелие и читает отрывок из него. Литургия оглашенных кончается ектенией, в которой молятся за оглашенных и потом говорят им выйти из храма, так как на последней части литургии они, как некрещенные, присутствовать не могли.

Литургия верных тоже начинается с ектений, после которых поется песнь, называемая «Херувимской». Во время этой молитвы священник и диакон торжественно переносят хлеб и вино, приготовленные для совершения таинства, с жертвенника — через Царские Врата, на престол. Это называется Великий Вход — в воспоминание Входа Господня в Иерусалим. После Херувимской опять читаются и поются ектении, затем поется Символ Веры, молитва, которая начинается словом «Верую», и в которой мы высказываем нашу христианскую, православную веру. В некоторых церквах Символ Веры поется всеми молящимися.

После «Верую» начинается самое освящение Даров. Священник возглашает: «Благодарим Господа!» и, пока хор поет, начинает про себя читать молитву, в которой благодарит Бога за все Его благодеяния: что Он нас создал, все нам дал, заботился о нас и принимает наши молитвы и хваления, когда Его все время на небе хвалят ангелы. После этого священник вспоминает пришествие Спасителя и все, что Он для нас сделал и претерпел. Вспоминая Тайную Вечерю, священник громко повторяет слова Спасителя, что хлеб будет Его Телом, а вино Его Кровью. Во время этой части литургии мы должны стоять в церкви с особенным благоговением, потому что наступает самый великий момент литургии. Вознося кверху Св. Дары, священник возглашает: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся!» и просит Господа послать Святого Духа, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Спасителя. Хор в это время поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш». В это время Св. Дух освящает Дары, и мы все должны с трепетом положить земной поклон. Затем, после возгласа священника, поется песнь в честь Божией Матери и поминаются умершие и живые.

После ектении поется молитва «Отче Наш». Потом, при задернутой завесе, священнослужители причащаются Тела и Крови Христовых внутри алтаря и вслед за этим, при открытых Царских Вратах, священник причащает лжицей верующих. Пред окончанием литургии, Святые Дары относятся обратно на жертвенник, и священник посреди храма громко читает молитву, называемую заамвонная молитва. Литургия кончается. Священник выносит крест, все молящиеся подходят и прикладываются к нему и получают по кусочку просфоры, называемой «антидором», т. е. «вместо Святых Даров». Принимая антидор, мы должны просить Господа дать нам частицу той благодати, которой удостаиваются причастники.


<<< Назад | Содержание | Вперёд >>>

Эта глава опубликована полностью! 23.11.2013 // Admin

 

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Православные радиостанции


Слушать сейчас >>>

Наша почта


Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама