Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: Закон Божий :: Глава 2. Таинства

Глава 2. Таинства

E-mail Печать PDF

<<< Назад | Содержание | Вперёд >>>


В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов и дал им благодатную силу основать на земле Святую Церковь — общество людей, верующих во Христа (смотри главу 53). Святая Церковь — это как бы Божья семья на земле. Она хранит в себе и передает тем, кто в нее вступает, те дары Святого Духа, которые получили апостолы. Без помощи Духа Святого мы сами собой ничего не можем сделать доброго, и поэтому Церковь, во все главные моменты нашей жизни, особенно просит Бога дать нам благодать Святого Духа. Такие церковные молитвы и священные действия, когда под видимым действием священника над человеком, по молитве Церкви, невидимо, тайно действует сила Духа Святого, называются: таинствами.

В православной Церкви установлено семь таинств:

  1. Крещение,
  2. Миропомазание,
  3. Причащение или Евхаристия,
  4. Покаяние (Исповедь),
  5. Елеосвящение (соборование),
  6. Священство,
  7. Брак.


Первое таинство в жизни христианина — это крещение (см. главу 32). В нем Дух Святой дает нам новую духовную жизнь, только после таинства крещения называемся мы христианами. Крещение поэтому совершается как можно раньше, обычно над совсем маленькими детьми. При совершении этого таинства крестные родители с крещаемым младенцем на руках и с зажженными свечами становятся у большого сосуда с водой, купели. Они громко заявляют, исповедуют, свою веру, читая Символ Веры, отказываются от дьявола и всех дел его и обещают стараться исполнять заповеди Божии. Потом священник освящает воду и три раза окунает в нее младенца, говоря: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святого Духа, Аминь».

Новая жизнь, полученная в крещении, требует от человека постоянной духовной работы над собой. Для этого нужны духовные силы, и эти силы христианин получает в таинстве миропомазания (см. главу 52). Обыкновенно это таинство совершается над младенцем вместе с крещением. Крещенному младенцу священник помазывает крестообразно особенным освященным епископом маслом — святым миром — лоб, глаза, уши, рот, ноздри, грудь, руки и ноги, каждый раз говоря «Печать дара Духа Святого. Аминь». Через это таинство Дух Святой вселяется в душе новокрещенного, освящает все его способности и подает ему духовные силы, нужные для новой жизни. После крещения и помазания св. миром, младенца три раза обносят, вслед за священником, вокруг купели. Это означает, что новый член Церкви навсегда с ней соединился.

Духовные силы, полученные в миропомазании, надо все время обновлять так же, как мы обновляем силы нашего тела пищей и питьем. Такое духовное питание нашей души получаем мы в таинстве причащения или евхаристии (см. главу 47). Это таинство совершается во время литургии или обедни. Оно состоит в том, что Господу приносятся в жертву хлеб и вино. Они благословляются с призыванием Святого Духа и невидимо прелагаются в Тело и Кровь Господа Нашего Иисуса Христа. Эти Святые Дары священник дает причастникам со словами: «Причащается раб Божий (имя) честного и святого Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную». Это и есть Причастие. Причащаясь Тела и Крови Господней, мы принимаем в себя Самого Господа Иисуса Христа. Подходить к Святой Чаше надо с большим благоговением и осторожностью. Когда священник открывает Царские Врата и выносит Чашу, говоря: «Со страхом Божиим и верою приступите», причастники кладут земной поклон, потом повторяют за священником слова молитвы перед причастием и подходят к Чаше, не крестясь, чтобы нечаянно не толкнуть Чаши, а сложив руки крестообразно на груди. Причастившись, мы целуем Чашу и отходим в сторону, где на особом столике приготовлено теплое вино и кусочки просфоры, чтобы запить Причастие. До Причастия нельзя ничего ни есть, ни пить, а после Причастия, по окончании обедни, причастники выслушивают особые благодарственные молитвы. Церковь учит нас причащаться по крайней мере четыре раза в год, а, если возможно, и чаще.

Для того, чтобы причащение Св. Тайн нас укрепляло, нужно, чтобы у нас было искреннее желание не грешить и сожаление о тех грехах, которые мы уже совершили. Как же покаяться в этих грехах? Для этого установлено таинство покаяния (см. главу 43) или исповедь. Готовясь к этому таинству, мы должны постараться вспомнить все, чем мы грешили против Бога и против ближних, попросить прощения у всех, кого мы обижали. В молитвенниках есть особые молитвы для исповедующихся, которые называются «Канон Покаянный». Исповедник подходит к священнику, который стоит перед высоким столиком, аналоем, на котором лежат Евангелие и Крест, напоминающие, что мы будем говорить наши грехи Самому Господу, а священник только свидетель, который их слушает. Рассказав священнику все, что мы делали или думали плохого, и выслушав его наставление, исповедник становится на колени, и священник кладет ему на голову епитрахиль (длинную широкую ленту, которую носит священник, совершая богослужения) и читает разрешительную молитву, в которой именем и властью Господа Иисуса Христа прощает ему его грехи. Благодатью Святого Духа все эти грехи изглаживаются, становятся как бы не бывшими. Все православные христиане, старше семи лет, должны приступать к таинству покаяния перед каждым причащением. Дети, до первой их исповеди в возрасте семи лет, причащаются без нее.

К таинству покаяния близко стоит таинство елеосвящения или соборования (см. главу 37). Оно совершается над больными. В нем невидимой благодатью прощаются грехи и облегчаются и исцеляются болезни души и тела. Обряд этого таинства довольно длинный: сначала освящается масло — елей, а затем семь раз этим елеем помазывается больной. Перед каждым помазанием читается отрывок из посланий апостолов и Евангелия и особая молитва. Это священнодействие совершается, если возможно, несколькими священниками (семью), и потому называется соборованием.

Таинства крещения, миропомазания, причащения, покаяния и елеосвящения относятся к жизни всякого христианина. Кроме них, установлено еще два таинства, которыми благословляется вступление на особый жизненный путь. Таинство священства совершается над человеком, который делается священнослужителем и получает особую благодать для того, чтобы совершать богослужения и таинства для других людей. Священнослужители бывают трех степеней. Самая высокая степень — епископы, которые являются преемниками апостолов, управляют церквами и могут совершать все таинства. В зависимости от того, какое место он занимает и каким округом управляет, епископ может быть — епископом, архиепископом, митрополитом или патриархом, но все это есть разные названия того же сана епископа. Вторая степень священства — это священник, который может совершать все таинства, кроме священства. Младшая степень священства, это диакон, который сам таинств совершать не может, а помогает священнику при их совершении. Во время таинства священства, епископ во время литургии возлагает руки на голову посвящаемого и читает особую молитву, потом посвящаемого одевают в одежды, которые полагаются его сану. Священнослужители отдают всю свою жизнь на служение Богу и людям, они получили благодать через апостолов от самого Господа нашего Иисуса Христа, и мы всегда должны относиться к ним с особой любовью и уважением. Для прислуживания в алтаре мальчики получают каждый раз от священника благословение надевать особую одежду — стихарь.

Седьмое таинство есть брак, в котором благословляются мужчина и женщина, когда они делаются мужем и женой и основывают христианскую семью. Обряд тайнства брака состоит в том, что жених и невеста обмениваются кольцами и выражают желание вступить в брак. Священник трижды, благословляя, призывает на них Божье благословение и трижды обводит их вокруг аналоя. Во время обряда брака жених и невеста стоят с зажженными свечами в руках и над их головами держат венцы.

Кроме этих семи таинств, есть еще несколько обрядов, которые называются тайнодействиями, напр., освящение воды, пострижение в монахи и другие, в которых тоже призывается благодать Духа Святого.


<<< Назад | Содержание | Вперёд >>>

Эта глава опубликована полностью! 23.11.2013 // Admin

 

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Православные радиостанции


Слушать сейчас >>>

Наша почта


Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама