Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи.

Рождество Христово

E-mail Печать PDF

Рождество Христово

«И сказал им Ангел: не бойтесь,
я возвещаю вам великую радость,
которая будет всем людям:
ибо ныне родился вам в городе Давидовом
Спаситель, Который есть Христос Господь...»
И в тот же час многочисленное
воинство небесное, воспев первое
христианское песнопение, прославило
Бога словами: «Слава в вышних Богу,
и на земле мир, в человецех благоволение»

Две тысячи лет тому назад, ко времени Рождества Христова, человечество, достигнув своего апогея в славе Рима, в богатстве Карфагена, в мудрости Афин, начало духовно разлагаться. Людям уже наскучило поклоняться природе и животным и они стали обожествлять себе подобных. Римский император стал носить титул «божественный». И это был кризис. Человечество в поисках Бога зашло в тупик.

И тогда Господь Сам устремляется на встречу со Своим творением. Незаметно и непринуждённо Бог приходит в человеческую историю, чтобы спасти мир.

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты среди тысяч иудиных? Из тебя произойдёт Мне Тот, кто упасёт народ Мой... и происхождение Которого из начала, от дней вечных».

Так за многие сотни лет до Рождества Христова ветхозаветные пророки предсказывали не только самое главное событие в мировой истории, но даже и само географическое место, где оно должно было произойти. И в холодную зимнюю ночь Господь приходит в этот бренный мир и рождается от Приснодевы Марии в тесной пещере, где от непогоды пастухи укрывали свою скотину. И уже в этом, кажется, самом радостном библейском событии видно, что Господь сразу же стал терпеть по грехам нашим. Подобно тому, как человечество приготовило для Его прихода не дворец, а скотскую пещеру, и мы приготовляем Ему свои души постом не как сияющие от нашей праведности палаты, а как вертепы-пещеры, холодные и недостойные, чтобы в них упокоился Господь. Но так благоугодно было Ему, прийти к нам, грешным людям, чтобы спасти нас, ибо Он Сам сказал: «Не праведных пришёл Я призвать, но грешников на покаяние».

«Я есть Свет миру».

«Я есть Дверь».

«Я есть Путь, и Истина, и Жизнь».

И святой апостол говорит: «Нет иного имени под небом, которым надлежало бы нам спастись». А Бог Отец возвещает: «Его слушайте». Да. Ни один религиозный мыслитель никогда не сказал, что от него зависит спасение мира. Ни Магомет, ни Конфуций, ни Платон не говорили о своём праве над человеком. Будда ни разу не сказал, что он есть Сын Божий, а Зороастр никогда не утверждал, что «он и Отец одно есть». Чем духовнее человек, чем он выше в нравственном отношении, тем он всегда бывает скромнее, а его притязания менее значительны. Так было со всеми основателями религий, кроме одного — Иисуса Христа.

«Видевший Меня видел Отца!»

С тех пор вот уже на протяжении двух тысячелетий происходит удивительный парадокс — чем ближе человек становится к Иисусу Христу, тем он острее чувствует, что отстоит от Него всё дальше. Чем ближе человек приближается к горе, тем он сам кажется себе всё меньше, а гора всё больше и выше. Так и в отношении Иисуса Христа. Потому что Он не просто Учитель или мыслитель, или пророк, а «Господь мой и Бог мой».

И те, кто приближается к Иисусу Христу, знают, что нет к Нему иного пути, кроме смирения... Только для смиренного человека, осознавшего свою духовную нищету, свою личную нужду во Спасителе — свет Христов делается всё ярче, а правда Его всё несомненней.

Некоторые хвалятся своей принадлежностью к христианству. А оно не в том, чтобы им хвалиться, а в том, чтобы стыдиться себя в нём, ибо в христианстве из-за моей испорченности, из-за моих грехов умирает Господь.

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение...»

Но где же эта слава, если Он рождается для того, чтобы Его били по лицу, чтобы на Него надели терновый венец, чтобы на Него плевали, и как говорит Евангелие, «и другие пакости Ему деяша».

«И на земли мир...»

Но где же этот мир, когда на Голгофе Ему вбивали гвозди в руки и ноги и, как дикие звери, кричали: «Распни, распни Его».

«В человецех благоволение...»

Где же это благоволение в людях, если Он родился в пещере, проживал в бедности, не имел где главу приклонить, не нашлось Ему места на земле ни в первую, ни в последнюю минуту Его жизни и закончил Свой земной путь на кресте?

Тогда зачем всё это? Зачем Его Рождество? Зачем и ради чего такие скорби? Ответ Церкви прозвучал триста лет спустя на Первом Вселенском Соборе.

«Нас ради человек и нашего ради спасения». Да, всё это было бы и непонятно, и очень печально, если бы не было... Воскресения.

Вот основной смысл Рождества Христова — Победа над смертью.

С тех пор для всех, кто верует во Христа и знает, что все временные земные скорби и даже сама смерть побеждены Воскресением, — какой открывается неисчерпаемый источник радости жизни! Какая слава даровавшему нам спасение! Какой благодатный мир ниспослан душам нашим!

«Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам!» Всё это невидимо простым глазом, но видится очами веры.

«Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу».

Однако после Своего Воскресения из мёртвых Он для живущих на земле даёт прикоснуться только к Своим язвам. Мы должны соединять себя во времени только с Его страданием. Потому что Его Рождество, жизнь и смерть — это божественный ответ на человеческое смертное состояние в этом мире.

Миллионы людей живут и не ощущают этого своего несчастного смертного состояния. Но познать без него Иисуса Христа как Бога нельзя. В Иисусе Христе заключается для смертного человечества полный и единственный ответ на всё. С Ним все скорби мира и даже сама смерть становятся путём в иную, вечную, высшую жизнь. Без Него одно лишь отчаяние, горе и прах могилы. Поэтому во всех других религиях мира истина только шепчет и ползёт. А в христианстве, в Евангелии она летит и поёт.

Две тысячи лет назад Господь пришёл на землю, чтобы стать одним из нас и приобщиться к нашим страданиям.

«Я с вами во вся дни, до скончания века».

В Нём соединились небо и земля, время и вечность, Бог и человек в единый поток жизни — во спасение.

С детских лет знакома каждому из нас волнующая картина: тихая южная ночь над Палестиной. Бархатный, тёмный покров неба усеян звёздами. Вдали пасутся стада, которые охраняют пастухи. Пустынная дорога и два одиноких путника в ночи; праведный старец и юная Дева торопятся попасть в город Давидов. Мест на постоялых дворах в этом городе нет, и путники спешат укрыться в пещере, куда пастухи загоняли обычно своих овец.

«Когда же они были там, — говорит Евангелие, — наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2, 6).

«Таинство странное вижу и преславное. Небо — вертеп; Престол Херувимский — Деву; ясли — вместилище; в них же возлеже невместимый Христос Бог».

Итак, небо сходит на землю, Бог принимает на Себя нашу плоть. Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы мы, люди, стали через вкушение Его Плоти и Крови сынами Божиими.

«Христос рождается — славите».

Внезапно пастухам, пасущим свои стада недалеко от пещеры, является небесный вестник — ангел и возвещает им о рождении Спасителя. А затем уже целое воинство ангельское впервые приносит на землю христианское пение «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».

Итак, ангелы дарят Ему пение, люди — Пресвятую Деву, а земля — пещеру.

Сколько красоты и дивной поэзии в Рождестве Христовом! Сколько в нём человечности и доброты! Не в царском дворце или в богатом тереме, не в пышных палатах, а в бедной пастушьей пещере родился Всемогущий Бог.

Стойло для коров и овец, согревавших Богомладенца своим дыханием, в яслях немного сена и повсюду на холодном земляном полу разбросана солома для подстилки скоту. Вот и всё убранство. Здесь-то и совершилось самое радостное событие библейской истории.

Для нас Его Рождество — это заря надежды, начало нашего спасения, дар вечной жизни. А для Него это обнищание, рождение для клеветы, человеческой неблагодарности, предательства и страшной смерти.

Мы с вами рождаемся во времени от своих родителей по воле Божией, возникаем из ничего державным творческим словом Божиим и через это временное пребывание на земле становимся причастниками вечности. А Он Своим воплощением пришёл из полноты бытия, из торжествующей вечной жизни в область смерти. Будучи вечным, Он рождается во времени, чтобы в этом скорбном, земном, оторванном от Бога мире показать нам пример, как надо жить и как надо умирать, чтобы стать причастниками Царства Божия.

Рождение Иисуса Христа на земле не было для Него началом Его бытия. «Прежде даже Авраам не бысть — Аз есмь», — говорил иудеям Христос. Для нас Его приход в мир — это великий и радостный зимний праздник. А для Него — начало крестного пути. Родился в пещере, став Человеком, и закончил Свой земной путь в другой пещере, куда после смерти положили Его Пречистое Тело. Вот чем стало для Него Рождество.

«С нами Бог — разумейте языцы...» Он с нами и в святом Евангелии, и в Своих Таинствах, и в благословениях Церкви. Его Святым Образом пронизана вся Библия, все книги Священного Писания.

В книге Бытия — Он Примиритель.
В книге Исход — Он Пасхальный Агнец.
В книге Левит — Он Жертва Искупления.
В книге Чисел — Он скала, источающая воду в жизнь вечную.
В книге Второзаконие — Он Пророк.
В книге Иисуса Навина — Он Вождь воинства небесного.
В книге Судей — Он Избавитель.
В книге Руфь — Он Покровитель небесный.
В книгах Царств — Он Царь обетованный.
В книгах Ездры и Неемии — Он Восстановитель народа.
В книге Есфири — Он Защитник.
В книге Иова — Он Искупитель.
В книгах пророков — Он грядущий Царь мира.
В Евангелиях — Он Христос, сшедший с небес.
В Деяниях — Он Воскресший Христос.
В Посланиях — Он Христос одесную Бога Отца.
В Откровениях — Он Христос грядущий и воцарившийся.

Ничья другая жизнь на этой планете не породила такого огромного объёма всевозможных произведений у всех народов и на всех языках. И этот поток не оскудевает, а, наоборот, набирает силу. Две тысячи лет отделяют нас от Рождества Христова. Это очень большое время. А время — и мы это знаем — является великим разрушителем. Но и оно не властно над нашим Спасителем и не способно ни ограничить интереса к Нему, ни ослабить любовь к Его личности.

Атеисты, коммунисты и сектанты считают себя Его врагами. Но Он врагов не знает. Он любит всех. Все люди мира, которых Его творческое слово призвало к бытию жизни, есть Его братья и сёстры. Его возлюбленные дети, которые во тьме грехов потеряли свой путь и которых Он пришёл взыскать. «О всех и за вся». На протяжении всех времён Его молитва к Отцу Небесному «прости им, Боже, не знают, что творят» так же действенна и всесильна, как и во дни Его земного бытия. И сегодня, в самом начале третьего тысячелетия, Он встаёт перед нами на высочайшем пьедестале небесной славы. Так же, как и в I веке, Ему сегодня поклоняются ангелы и воздают славу святые. Так же, как и всегда, злые сатанинские силы трепещут и страшатся Его — живого и близкого Иисуса Христа — нашего с вами Господа и Спасителя. И наше отношение к Нему во времени будет иметь для каждого из нас колоссальное значение в вечности.

Сейчас, в эти зимние дни, Он лежит, повитый, в яслях убогой пещеры. Но уже здесь, ещё бессловесный, он уже даёт нам уроки жизни, как бы говоря о том, что все роскошные хоромы, созданные из праха земного, в прах и возвратятся, и что здесь, на земле, нет ничего вечного и постоянного, но всё имеет только своё, предназначенное ему время. И что не здесь наше Отечество, где всё проходит, всё течёт и всё изменяется. Но наше Отечество будет там, где царствует Он и где всё и всегда будет вечно.

Поэтому современную историю человечества надо созерцать как «агонию Иисуса Христа на кресте». Агония завершится Воскресением. «Нельзя спать в это время, — говорят Святые Отцы, — это время молитвы». Вот почему хочется от всего сердца пожелать всем вам не терять этого счастья веры в родившегося Богомладенца, но до конца своих дней всегда находить в Нём источник силы духа и ни с чем не сравнимых духовных переживаний и радостей. С праздником!

проверено//22.02.2013//Tess

 

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135


Страница 29 из 101

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Обложка книги "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи. Автор - протоиерей Леонид Константинов

Книги настоятеля

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Епархиальные интернет-ресурсы

Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии
Белгородская Православная Духовная Семинария (с миссионерской направленностью)


I Белгородское благочиние

Преображенский Кафедральный собор в г. Белгороде
Смоленский собор г. Белгорода
Николо-Иоасафовский собор города Белгорода
Храм Архангела Гавриила г. Белгород (БелГУ)
Храм преподобного Сергия Радонежского г. Белгород
Вставить



Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама