Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи.

Богоявление

E-mail Печать PDF

Богоявление

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказа Бог...»

Так в Священном Писании, в самых первых строках Библии, описывается начало мирового творения. Вот почему Иоанн Богослов и начинает свое орлиное Евангелие фразой: «В начале было Слово...»

Священное Писание говорит нам о том, что весь видимый мир, сотворённый Богом, вышел из Его рук чистым, святым и совершенным. «И увидел Бог всё, что Он сотворил было хорошо весьма». И это потому, что всё создавалось творческим Словом Божиим, оживотворялось Духом Божиим и было запечатлено благословением Божиим. Чистым и безгрешным был сотворён и первый человек. Все стихии мира были послушны ему и служили для того, чтобы не разрушался его телесный состав, предназначенный к бессмертию.

Но, как сказано в литургической молитве Василия Великого, «не послушал Тебя, истинного Бога, создавшего его, увлёкся прелестью дьявольскою» и потому вошёл в сердце человеческое грех и осквернил он этим грехом своё тело.

Печать грехопадения легла на всё, к чему прикасался человек — на всю окружающую природу, на весь видимый мир.

Животные вышли из повиновения человеку и стали агрессивны. Стихии перестали быть послушны ему. Земля отвечала человеку засухой на его труды. Воздух, насыщаясь запахом тления, нередко становился смертоносным и вредным для дыхания, а вода сделалась губительной для жизни и стала причиной всемирного потопа.

Возвратить земным стихиям — воде, земле, воздуху благословение Божие, очистить и освятить всю осквернённую человеческим грехом природу можно было только одному Всесильному и Всемогущему Богу. И Священное Писание говорит, что «Бог так возлюбил этот падший мир, что отдал за него Сына Своего Единородного» и «Бог явися во плоти и с человеки поживе». Приняв на Себя плоть человеческую, Господь приходит на землю, чтобы, по слову апостола, «осудить грех», очистить наше естество в Самом Себе и через него освятить всё творение. И Господь рождается в мире, становится одним из нас, ходит по земле, дышит воздухом, омывается в воде, в струях иорданских. Его пришествие в мир разделило эру человеческого бытия на две части и стало главным событием всей мировой истории. Всего лишь три года длился земной подвиг нашего Спасителя. Но эти годы изменили всю историю мира и начали собой новую эру в жизни человеческой. И мы называем эту эру временем Нового Завета.

Как первый человек Адам был родоначальником всего ветхозаветного человечества, так и Спаситель Христос стал родоначальником нового человечества, Им искуплённого и возрождённого.

Во славу Пресвятой Троицы и земное служение Господа Иисуса Христа имело тройственный характер: как Царя, как Священника, как Мученика, принесённого в жертву за грехи всего мира.

У всех нас ещё памятны рождественские дни, когда восточные мудрецы принесли Ему дары: золото — как Царю, ладан — как Священнику и смирну — как Мученику, потому что смирной натирали тела усопших.

Как Первосвященник Нового Завета Господь Сам Себя принёс в жертву во искупление грехов всего человечества, бывшего до Него, жившего при Нём, и всего будущего, включая и нас, до скончания века. «Ты иерей вовек по чину Мелхиседе-кову». Своей искупительной жертвой на кресте Господь примирил падшее человечество с Небесным Отцом и даровал нам общение с Богом такое тесное и близкое, которое не может быть сравнимо ни с каким общением людей между собой. Ведь в Таинстве Причащения Плоти и Крови Христовых мы не только духовно соединяемся с нашим Сладчайшим Спасителем, но и телом своим становимся едины с Ним. Вот почему на иконах мы часто видим Его в архиерейских одеждах, с митрой на главе, восседающим на Престоле и говорящим: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют её».

Но будучи Первосвященником, Он является для нас и Небесным Царём. И царское служение Иисуса Христа выразилось в проявлении Его Божественного всемогущества. Он повелевал стихиями, изгонял бесов, возвращал зрение слепым, воскрешал мёртвых. А вершиной Его царского служения была победа над смертью.

Однако эту победу Он стяжал Своей пречистой Кровию на кресте как Мученик. Поэтому апостол и говорит нам: «Вы искуплены дорогой ценою». А началось это мученическое служение в водах Иорданских, когда Он, безгрешный, пришёл к Иоанну Крестителю, и попросил Крещения, потому что был не только Богом, но и Человеком, из рода Давидова, а значит подлежал наказанию, ибо взял на Себя грехи всего мира. И Предтеча, увидев Его, изумился и сказал: «Мне надо креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне».

Но Спаситель ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда потрясённый Иоанн допускает Его и Господь входит в иорданские воды, в которых уже крестились тысячи и тысячи грешных людей и которые были мутны и тяжелы от грехов человеческих. Но Господь сходит в эти воды, чтобы в самом начале Своего подвига и постепенного восхождения на крест погрузиться в них, носящих всю тяжесть человеческого греха.

Поэтому для грешного мира во время Крещения Господня всё обновляется и рождается заново. Повторяются все чудеса первозданного творения, описанные в первых строках Библии. Открываются небеса, Дух Божий является над водой, раздаётся голос Бога Отца и Его Предвечное Слово обновляет мир. И это всё для мира? Зачем? И ради чего? Оказывается, «нас ради человек, и нашего ради спасения». Это всё для нас с вами. А для Спасителя, ставшего с этой минуты, страшно сказать, самым великим грешником, взявшим на Себя все грехи мира, этот момент Крещения есть самый страшный и трагический час Его земной жизни, который ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада. Ибо теперь уже Он идёт вольной волей свободно исполнить то, что было предначертано в Предвечном Совете Пресвятой Троицы: искупить всех людей на нашей планете от греха и вечной погибели путём принесения Себя Самого в жертву крестную — «о всех и за вся».

А мы очень мало думаем об этом величайшем земном подвиге Господа нашего Иисуса Христа. Как мало в наших сердцах сыновней благодарности к Нему и как редко мы вспоминаем, что всё, чем живём и дышим — всё это в Нём и всё от Него: жизнь, здоровье, семья, благополучие, сладость молитвы и радость Причащения. «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его».

Но сегодня уже воочию видно, что почти весь мир оказался недостойным Голгофской жертвы и живёт взаймы у Православия. Да и нас, так называемых православных христиан, Господь почти насильно, через болезни и скорби, влечёт ко спасению, потому что добровольно сегодня уже никто не хочет исполнять Его волю. И хотя каждый день мы говорим Ему слова: «да будет воля Твоя», — но делами своими совершаем совсем обратное: «да будет воля МОЯ». А когда Он посылает нам ради нашего исправления какие-то испытания, мы начинаем роптать на тяжесть своего креста, вернее крестика, забывая Его слова «В терпении стяжите души ваши».

Поэтому вспоминая то, ради чего Он пришёл в мир, будем хотя бы в малом послушны Ему. Ведь мы же православные христиане. Ведь это для нас Он совершил Свой земной подвиг, начав его Крещением в Иордане, и теперь ждёт от нас веры в Него, надежды на Него и любви к Нему. И если мы исполним эти добродетели, тогда и для нас крещенская благодать Святого Духа воссияет Божественным светом, и над каждым исполнятся слова чудесного песнопения: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся». «Иисусе, од еж до светлая, украси мя».

Пусть же это облечение в одежду Христову, как духовная броня, покроет нас от всех бесовских козней, поможет пройти мытарства и приведёт в Небесный чертог, где каждый из нас, победно прошедший земной путь, услышит слова Христовы: «Приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте Царство Божие...» «Победителю дам сесть рядом со Мною». «Где Я буду, там будет и слуга Мой».

Аминь.

 

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135


Страница 33 из 101

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Обложка книги "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи. Автор - протоиерей Леонид Константинов

Книги настоятеля

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Епархиальные интернет-ресурсы

Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии
Белгородская Православная Духовная Семинария (с миссионерской направленностью)


I Белгородское благочиние

Преображенский Кафедральный собор в г. Белгороде
Смоленский собор г. Белгорода
Николо-Иоасафовский собор города Белгорода
Храм Архангела Гавриила г. Белгород (БелГУ)
Храм преподобного Сергия Радонежского г. Белгород
Вставить



Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама