Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи.

Слово к причастникам

E-mail Печать PDF

Закончилась Божественная литургия, за которой все желающие причастились Тела и Крови Христовых, соединившись, таким образом, не только духом, но и плотью со своим Сладчайшим Спасителем. Поэтому хочется напомнить слова апостола Павла о достойном причащении Святых и Животворящих Тайн Христовых. Слова эти страшные и грозные: «Да испытает себя человек и тогда пусть ест от Хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо тот, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет себе во осуждение». Значит, можно причаститься во спасение, а можно и во осуждение. Поэтому Церковь и готовит своих чад ко причащению постом и молитвой. Когда священник берёт с престола Святую Чашу, всегда слышится возглас: «Со страхом Божиим и верою приступите».

В ветхозаветной книге Исход есть замечательный рассказ о том, как однажды Моисей, находясь в пустыне, «увидел, что терновый куст горит огнем, но не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление... Но Господь воззвал к нему из среды куста и сказал: «Не подходи сюда; сними обувь свою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3, 2-5).

Отсюда видно, что если место, на котором только однажды незримо присутствовал Господь, было святым, то что же сказать о Святом Престоле, на котором постоянно стоит Чаша с Телом и Кровью Христовыми? Кто присутствует с нами во Святой Чаше?

А это Тот, Кто единым словом Своего всемогущества сотворил небо и землю. Это Тот, Кто послал на эту землю потоп, чтобы истребить грех. Тот, Кто попалил огнём нечестивые города Содом и Гоморру за развращение. В Чаше — Тот, Тело Которого держал на своих руках праведный Симеон. Это то самое Тело, от прикосновения к которому исцелялись больные и бесноватые, и которое страдало на кресте в страшных мучениях. О, если бы у всех нас была крепкая вера, сколько бы исцелений получали бы наши причастники!

Ведь это ради нас Господь телесно сошёл с небес, родился в холодной пещере, лежал в яслях и ещё Младенцем претерпел гонения от Ирода. Это ради нас Он тридцать лет жил в безвестности, а затем три с половиной года проповедовал спасение, подвергаясь оскорблениям, насмешкам и злословию. Ведь это ради нас Он претерпел распятие и страшную смерть. И это была Его любовь к нам. А что же у нас к Нему?

Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Когда я причащаюсь, то про себя всегда молюсь — Господи, Ты моё Счастье, мой покой, моя радость, моё сокровище. Твори со мной что угодно Твоей воле. Можешь наградить меня здоровьем, а можешь повергнуть в скорби и болезнь. Да будет на всё воля Твоя святая! Только одного не делай, не оставляй меня. Даруй мне с Тобой жить и с Тобой умереть. Не покидай меня в моих грехопадениях и не лиши меня светлой радости приступать ко Святой Чаше».

Вот как молился перед причащением святой угодник Божий, и эти его слова должны стать и нашей молитвой.

Вот если бы сейчас мы предстали перед Господом на Страшном суде, то сколько бы сокрушений и слёз о своих грехах вырвалось бы тогда из нашей души! Но Господь ещё не позвал нас к Себе. Он ещё долготерпит нас и даёт нам время на покаяние. Потому что «Бог есть Любовь». И эта Любовь Божия даёт нам время покаяться, то есть достойно приготовиться к переходу в жизнь вечную. За тысячу лет до Рождества Христова пророк Божий Давид уже провидел Святую Чашу и миллионы припадающих к ней причастников. Поэтому он и воскликнул: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115). «Вкусите и видите, яко благ Господь».

Иоанн Златоуст сравнивает Любовь Божию к грешникам с океаном. В своих сочинениях он пишет: «Представьте себе искру, упавшую в океан, что с ней будет? Может ли она оттуда снова появиться? Конечно, нет. Поэтому что искра по отношению к океану, то и наши грехи по отношению к Духу Святому и Его человеколюбию, да ещё и не то же, а гораздо меньше. Потому что океан земной, хоть и велик, но всё же имеет свои пределы, а благодать и человеколюбие Духа Святого Божия беспредельны».

Это же говорит и Тихон Задонский: «Сколько бы грехов ни было у кого, и как бы велики они ни были, но у Бога милосердия ещё больше. Потому что, как Он Сам бесконечен, так и милость Его бесконечна».

Это вовсе не значит, что мы должны на каждом шагу грешить. «Мерою грехов ваших, — пишет архиепископ Черниговский Филарет, — измеряйте только своё смирение и ограничивайте свою гордость, но не измеряйте милосердия Духа Божия, которое беспредельно».

Вот какой у нас чудный Господь — долготерпеливый и многомилостивый. Не до конца прогневается и не вовек враждует. Душа наша во время земной жизни покрывается грехом, но стоит только покаяться и причаститься, Господь всё прощает.

В своих грехах мы делаемся сообщниками бесов, а Господь делает нас причастниками Своего Тела и Крови.

По своим греховным делам мы достойны вечного огня и адских мук, а Он, милосердный, открывает перед нами райские двери.

И что же нам сказать на это?

Слава долготерпению Твоему, Господи!

Какая безграничная, святая, отеческая любовь!

Какая великая радость, какая бездна милосердия!

Обращаясь к народу, Господь говорил: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий».

Тогда иудеи стали требовать от Него знамения, подобного знамению Моисея, который «хлеб с неба дал».

Господь поправил их: «Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб, который я дам, есть плоть Моя, которую Я отдаю за жизнь мира».

Эти слова привели многих иудеев в недоумение. А Господь продолжал: «Истинно говорю вам, если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем. Я воскрешу его в последний день».

Здесь, после этих слов, весь народ почувствовал, что открывается что-то такое небывалое и непонятное, что даже многие из учеников Его говорили: «Какие странные слова, кто может это слушать?»

Да, действительно, небывалые в истории мира слова, ибо здесь заканчивается общечеловеческое и доступное для нашего разума понимание, и открывается христианское слово о Кресте, страданиях на нём Божественного Тела... и о Чаше — «для иудеев соблазн, для эллинов безумие».

Здесь начинается такая тайна, перед которой умолкает всякий человеческий ум и после открытия которой даже многие ученики Иисуса, как сказано в Писании, «отошли от Него и уже не ходили с Ним».

Тогда Господь обратился к оставшимся: «Не хотите ли и вы отойти?»

И Симон Пётр ответил от лица двенадцати: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной».

А между тем апостолы не больше других поняли, что Господь говорил-то о причащении Его Тела и Крови. Но они остались, не отошли, потому что знали — идти некуда.

И среди злобного мира, зависти, ненависти и постоянной смерти, которую верующий человек так часто видит вокруг себя, он понимает, что только Спаситель, и никто другой, говорит ему о жизни вечной. Причём говорит как власть имеющий.

В устах любого другого человека, будь то царь, философ, полководец или даже основатель какой-либо религии, эти слова «Я даю вам жизнь вечную» показались бы кощунственными. А ведь жизнь вечная — это мечта и вожделенный дар для каждого человека.

Поэтому для нас, православных христиан, приступающих ко Святой Чаше во время Божественной литургии, открыто гораздо больше, чем тогда для учеников Иисуса. Ибо мы знаем, что значит вкусить Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина. Но и мы до конца не понимаем, что едим Плоть и Кровь нашего Бога, ибо и после этого продолжаем грешить, а Он и после этого продолжает нас любить и прощать. А грешит человек, потому что не знает, что делает. Ибо если бы узнал хоть на минуту, то ужаснулся бы этой тайны, перед которой мы стоим, созерцаем, которая порою страшит нас и даже отталкивает — но мы знаем, что идти нам больше некуда: ни в театр, ни к чиновникам, ни к соседям, которые нас ненавидят, а только к Господу, Который отдаёт нам Самого Себя, Своё Тело и Свою Кровь и Который служит нам до того, что идёт на Крест, лишь бы соединить нас с Собой и вытащить из тёмной бездны.

Поэтому в тот день, когда, причастившись, мы снова берёмся за старое — осуждать, пьянствовать и блудить, то есть творить дела тьмы, то тем самым мы и Спасителя насильственно, мучительно влечём по пути греха, по которому Его вели иудеи на мучения и смерть.

Потому что радость от Причащения бывает только тогда, когда усилием воли и беспощадностью к себе мы удерживаем свой язык, свою похоть и тягу к развлечениям, ибо хотим принадлежать не земле, а небу. А это значит, что как Господь принёс себя в жертву за нас, так и мы должны жертвовать плотскими удовольствиями и стать чужими для всех, кто восстаёт против этой правды. Поэтому, если будем так поступать, то и дар Святого Причащения принесёт нам великие плоды духовной радости и видения пустоты и никчемности этого проходящего мира. Тогда мы не будем тосковать о том, что, обращаясь к Богу, мы часто остаёмся без помощи и сил, не потому что Бог не даёт нам этой помощи, а потому, что, причащаясь, мы так легко порою растрачиваем эту благодать в пустыне жизни. А Григорий Богослов сказал: «Нет пользы в настоящей жизни, потому что жизнь эта имеет конец».

Поэтому будем помнить, что если не отойдём от Спасителя, но при всяких искушениях с детской доверчивостью будем говорить «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной!» — то и Господь даст нам счастье достойно причащаться и быть спасёнными в жизни будущего века. Этой безмерной радости хочется пожелать от всей души всем достойно приходящим ко Святой Чаше!

Аминь.

проверено//6.03.2013//tess

 

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135


Страница 48 из 101

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Обложка книги "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи. Автор - протоиерей Леонид Константинов

Книги настоятеля

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Епархиальные интернет-ресурсы

Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии
Белгородская Православная Духовная Семинария (с миссионерской направленностью)


I Белгородское благочиние

Преображенский Кафедральный собор в г. Белгороде
Смоленский собор г. Белгорода
Николо-Иоасафовский собор города Белгорода
Храм Архангела Гавриила г. Белгород (БелГУ)
Храм преподобного Сергия Радонежского г. Белгород
Вставить



Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама