Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи.

В Неделю о самарянке

E-mail Печать PDF

Если внимательно посмотреть на карту Святой земли, то мы увидим, что священная река Иордан, протекающая с севера на юг, разделяет эту землю на две неравные половины: левую — ближнюю к морю и густонаселённую, и правую — пустынную и безжизненную.

Левая часть Святой земли состояла из трёх областей: верхняя область называлась Галилеей, средняя — Самарией и, наконец, южная — Иудеей. Жители Самарии были в большой вражде с иудеями. Вражда эта уходила своими корнями в глубь веков. Ещё за много лет до Христа, когда иудеи возвратились из Вавилонского плена, они первым долгом начали восстанавливать разрушенный язычниками храм. Принять участие в этой работе захотели и самаряне. Но иудеи отвергли их. Сказали, что они недостойны строить иерусалимский храм, ибо давно уже по своей крови смешались с чужими народами. В ответ на это самаряне затаили в своих сердцах многовековую вражду. А чтобы не остаться без святилища они построили себе свой храм на горе Гаризим и там поклонялись Богу. Если же кому из иудеев случалось проходить через Самарию, то самаряне не только не давали им воды, но и оказывали при встрече самое враждебное презрение. Зная такое отношение к себе, иудеи обходили Самарию десятой дорогой. И когда отправлялись на Пасху в Иерусалим, то не шли прямо, через Самарию, а делали большой круг: уходили за Иордан и там, по безжизненной и малонаселённой пустыне, спускались к Иерусалиму. Так продолжалось много лет.

Но вот в эти места пришёл Иисус Христос. Побывал на празднике в Иерусалиме и пошёл на Свою родину, в Галилею. На пути предстояло пройти враждебную Самарию. Однако Господь не стал обходить её окольными путями, а пошёл прямо.

Стоял знойный палестинский полдень. Ученики Христовы ушли вперёд купить в селении хлеба, а Спаситель, утомлённый от долгого пути, присел у колодца. Из ближайшего городка к колодцу приходит женщина-самарянка и начинает брать воду. С молчаливым удивлением смотрит она на Путника и по Его одежде узнаёт, что Он житель враждебной Иудеи. Кроме этого между самарянкой и Путником было ещё одно большое различие: она была женщиной с нечистой жизнью, а Он — сама святость и чистота. Но Господь первый нарушает молчание и обращается к ней с простой человеческой просьбой: «Дай Мне пить». Удивлённая такой просьбой она спрашивает, как Он, иудей, решается просить воды у неё, самарянки, ведь между ними многолетняя вражда. И тогда Господь отвечает: «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит с тобой, то ты сама просила бы у Него пить и Он дал бы тебе воду живую». Так Спаситель возводит Свою речь от простой колодезной воды к высокому учению о духовной воде, текущей в жизнь вечную, Источником которой служит Он Сам. Однако женщина ещё не понимает Его. Откуда Он возьмёт какую-то особую «живую» воду, ведь колодец глубок, а у Него и почерпнуть-то нечем. Спаситель объясняет ей и, указывая на колодец, говорит: «Всякий пьющий эту воду захочет пить опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовеки». Но женщина опять не понимает Его, она никак не может отрешиться от обычных, земных понятий, ибо говорит: «Так дай же мне этой воды, чтобы мне больше не иметь жажды и не приходить сюда».

Тогда Господь, видя, что самарянка готова и дальше слушать Его слова, касается самых сокровенных и тайных струн её сердца. «Позови мужа твоего», — говорит Спаситель. При этих словах лицо женщины заливает краска стыда. Ей стыдно привести сюда того, кого она не может назвать мужем, и обмануть Учителя, от Которого веет такой чистотой, таким душевным светом. И она, опустив глаза, произносит: «Нет у меня мужа».

«Правду ты сказала, — отвечает Господь, — пять мужей было у тебя, и тот, с которым сейчас живёшь, не муж тебе, это ты правильно сказала».

Услышав эти слова, женщина в изумлении поняла, что перед ней великий Человек, Посланник Божий, ибо первый раз встретив её, Он уже знал всю её жизнь. «Вижу, что Ты — Пророк», — воскликнула женщина.

Господь с самого начала Своей беседы возводил мысли самарянки от чувственного к духовному, от земного к небесному. И вот сейчас, когда она увидела, что перед ней не простой человек, а Небесный Посланник, у неё пробуждается интерес к духовной жизни, и она спрашивает у Господа, почему существует такая религиозная вражда между иудеями и самарянами. Те ходят молиться в Иерусалимский храм, а эти поклоняются Богу на горе Гаризим. Кто прав? Где надо поклоняться? Чью молитву принимает Бог?

И Господь возводит мысли этой простой женщины на высоту истинного понятия о Боге, ибо говорит, что настанет время и настало уже, когда поклонение Богу не будет связано с каким-либо местом. «Бог есть Дух, и поклоняться Ему надо в духе и истине», — говорит ей Господь. И в этих словах Сына Божия открываются нам самые великие тайны богословия. Бог есть дух, «Душе истины — иже везде сый и вся исполняяй...» и значит, где бы человек ни был — в Иерусалиме или в Самарии, дома или в храме, в пути, на суше или на море, — Господь везде услышит его, ибо всегда с ним и всегда готов принять его хвалу, прошение или молитву.

Посмотрим теперь на самих себя. Что живёт в наших мыслях, в нашем сознании? А в нашем сознании живёт постоянная жажда всё знать и всё понимать. Знать, что ждёт человека после его смерти и ждёт ли его что-нибудь; знать, есть ли другой мир, кроме того, какой мы видим, и можем ли мы с тем невидимым миром входить в общение. Нам хочется знать, почему человек живёт так мало, почему так коротка земная жизнь и почему, несмотря на все страдания и болезни, человеку не хочется уходить из этой жизни. И сколько в наших мыслях сомнения, недоумения, маловерия... А так хочется всё узнать, чтобы всё было ясно, чтобы свет освещал наши мысли. Но Господь не сказал: «Блаженны знающие», но «блаженны верующие». Учёные говорят: «Всё это может объяснить нам наука». Однако наука занимается только тем, что человек видит или о чём может заключить из того, что видит и наблюдает. Значит, у науки есть свои ограниченные пределы. Но ведь есть ещё другая область, есть особые знания — это область веры. Знания не спасают человека, но спасает вера. Только вера в Иисуса Христа может открыть перед нами мир духовный, мир вечный и только она может ответить нашему сознанию на все вопросы. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Только вера может удовлетворить жажду человеческого стремления всё узнать, ибо Сам Господь говорит: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек». Он даёт нам эту живую воду. Это Его святое Евангельское учение — божественный дар верующим. Это незримая благодать Божия, которую Господь подаёт всем любящим Его, всем, входящим в ограду Его Святой Церкви. Эта вода, о которой говорит Христос, есть великая сила благодати Господней. Спаситель щедро раздавал её во время Своей земной жизни и оставил её в мощах святых угодников, в чудотворных иконах, во святых таинствах и обрядах. Он оставил её для всех, кто с верой приходит к Нему. Через эту божественную благодать слабые духом становятся сильными, грешники становятся праведниками. Этой силой Христовой и женщина-самарянка, по преданию, уверовала в Него как Сына Божия, оставила свою греховную жизнь и пошла за Господом. А когда началось гонение на христиан, она за веру во Христа была вместе со своими сыновьями живой брошена в колодец. Она умерла за Того, Кто научил её испить воды живой, освященной Божественным светом. И в этом великом примере всем нам дано знать, что бесконечные века будет жить со Христом тот, кто верит в своего Творца, кто посещает святые храмы и причащается Святых Христовых Тайн. Кто пьёт эту живую воду слова Божия, текущую в жизнь вечную!

Аминь.

проверено//7.03.2013//tess

 

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135


Страница 62 из 101

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Обложка книги "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи. Автор - протоиерей Леонид Константинов

Книги настоятеля

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Епархиальные интернет-ресурсы

Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии
Белгородская Православная Духовная Семинария (с миссионерской направленностью)


I Белгородское благочиние

Преображенский Кафедральный собор в г. Белгороде
Смоленский собор г. Белгорода
Николо-Иоасафовский собор города Белгорода
Храм Архангела Гавриила г. Белгород (БелГУ)
Храм преподобного Сергия Радонежского г. Белгород
Вставить



Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама