Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи.

Преподобный Серафим Саровский

E-mail Печать PDF

Преподобный Серафим Саровский

1

Сегодня взоры всей верующей России устремлены к древнему Курску — земной родине великого угодника Божия Серафима Саровского, — городу, который раньше уже дал России отца русского иночества преподобного Феодосия Киево-Печерского.

Ныне Курская земля напоминает радостный живой улей, куда слетелись тысячи пчёлок. Маленькая частичка Руси, именуемая Курском, питает в эти дни серафимовской радостью всю Россию, ибо ныне совершилось давно желанное и столь ожидаемое здесь Торжество Православия. Над Курском сегодня как бы открылось духовное небо, и тысячи православных христиан увидели дорогого гостя — своего пламенного молитвенника и ходатая пред Богом.

Снова сбываются слова преподобного Серафима: «Настанет время, когда среди лета запоют у нас Пасху. Радость моя, Христос воскресе!» «Радость моя», — слышится и теперь от его цельбоносных мощей.

Свыше двух веков прошло с тех пор, когда 19-летний отрок Прохор покинул Курск, чтобы уйти в Саровскую пустынь, и лишь один раз он приходил сюда, к своему старшему брату за сбором пожертвований на больничный храм. Поэтому его нынешнее возвращение в Курск есть благодатное посещение батюшки Серафима своей земной родины.

Глубоко символично, что столь великое торжество происходит в день праздника Матери Божией, Которую так любил преподобный Серафим и Которая столько раз засвидетельствовала ему свою ответную любовь: «Сей из рода нашего».

И как сказал наш Патриарх во время второго обретения мощей преподобного Серафима: «Он вернулся к нам во дни, когда в обществе так много противоречий и противостояния, а в людях — нетерпимости и вражды. Великую милость явил нам Господь — мощи Своего угодника».

«Радость моя! Стяжи в себе дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя», — так учил преподобный Серафим, потому что сам был носителем особой, присущей только ему, серафимовской радости. И эта его небесная радость передавалась всем людям, соприкасавшимся с ним. Он глубоко проник во всё невидимое нашему взору, и та преграда, которая существует между земным и небесным, для него, кажется, не существовала. Небо стало для батюшки Серафима действительно родной и близкой стихией. И когда за 2 года до его кончины офицер Каратаев спросил, не надо ли что передать его брату и курским родственникам, старец указал на лик Спасителя и Божией Матери и произнёс с улыбкой: «Вот мои родственники». Поэтому каждая душа приходящего к нему человека была открыта перед ним, как лицо в зеркале. А от него ждали невозможного и смотрели как на последнее прибежище там, где земные силы сделать уже ничего не могли.

Всякого человека — и праведника, и грешника, и богача-вельможу, и бедняка-крестьянина — он одинаково встречал земным поклоном и часто, всего лишь одной фразой или даже одним словом охватывал всю жизнь человека, наставляя его на нужный путь. Его святой образ действовал так сильно, что часто перед ним плакали гордые и надменные люди, пришедшие лишь из любопытства. С теми же, кто искал его для духовной пользы, он был особенно ласков. «О, если бы люди знали, — говорил батюшка Серафим, — какая радость ожидает душу праведного на небе, то решились бы во временной земной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету. Если даже сам апостол Павел не мог изъяснить той небесной славы, то какой же другой язык человеческий может изъяснить красоту горнего селения?»

Каждый земной день для преподобного старца был наполнен пасхальным светом, ибо он постоянно носил в своем сердце Воскресшего Господа и этой светлой радостью делился со всеми. «Радость моя! Нет у нас повода для уныния, ибо Христос воскресе!»

Он — Серафим — что означает «пламенный», как большая восковая свеча, всегда пламенел пред Господом, и в своей прошедшей земной жизни, и сейчас, в своём настоящем, небесном дерзновении перед Святой Троицей.

Дикие звери повиновались и любили его. И это была уже та высокая степень духовности, тот великий дар Божий, который был у первого человека на земле, и который потом был утрачен вследствие грехопадения.

Какое дивное откровение явил нам батюшка Серафим словами: «Радость моя! Молитва, пост, милостыня и всякие другие дела христианские сколь ни хороши сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для её достижения. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божия».

И эта благодать Святого Духа, так обильно приобретённая батюшкой Серафимом во время его земной жизни и ныне исходящая от его цельбоносных мощей, собрала сегодня в Курск десятки тысяч жаждущих вкусить воды живой, текущей в жизнь вечную. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей!» — сказано в Евангелии.

Современник екатерининского века, пугачёвского бунта, наполеоновских войн, 1812 года, декабристов — все эти грозные события прошли для него, как облачные тени. Дух Божий и дух тьмы столкнулись, как два урагана. Рушились города-царства, гибли царства-народы, а он стоял тысячу дней и ночей на камне в безмолвной молитве за спасение России. «Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как и не существовал уже», — говорил, бывало, батюшка Серафим. И он действительно «не существовал в жизни сей». Да у него, собственно, и не было этой жизни, а было только житие. И это удивительное житие русского святого XIX века ничем не отличалось от жития святых синайских и фиваидских отцов древней Восточной Церкви. И перенесение истязаний, и столпничество, и многолетний затвор, и молчальничество — все подвиги древних святых перенёс батюшка Серафим за полувековую монашескую жизнь, изучил малейшие движения души и познал все оттенки той борьбы, которую дьявол ведёт с человеком. И когда ему оставалось прожить последние 7 лет, он, по велению Матери Божией, должен был выйти из своего затвора и излить на русский народ все сокровища своего опыта, всю силу своих молитв и своей любви. И он начал новый и последний свой подвиг — подвиг старчества, то есть духовного руководства русским народом.

Старчество — это последняя ступень в его духовном возрастании, это венец его долголетнего и всестороннего подвижничества, это дар проникновения в душу каждого человека и прозрения в будущее даже целого царства. И ещё это долготерпение в обращении с тысячами людей, окружавших его. Едва ли когда виденное до этого откровение любви к людям явил батюшка Серафим в это время. Он весь как бы трепетал небесной любовью, этой безграничной силой сочувствия и сострадания. Эта любовь отражалась на его лице, сияла в его глазах, звучала в тех ласковых и нежных словах, которые он обращал к страждущим. «Радость моя! Твори непрестанно Иисусову молитву. С призыванием имени Божия найдёшь ты покой, достигнешь чистоты душевной и телесной, и вселится в тебя Дух Святый».

В великой мере действовал в преподобном и дар исцеления, проявившийся в первый раз над человеком, ставшим впоследствии преданным и вернейшим его почитателем до полного отречения от самого себя. При этом батюшка, бывало, говорил: «Разве Серафимово дело живит и мертвит? Нет! Это дело Единого Господа, Который творит волю боящихся Его и молитву их слушает».

2

Как сказал наш замечательный соотечественник Аксаков: «Жизнь России так же значительна, как Священное Писание. И относиться к ней нужно так, как к житию святых». Кажется, если по земному рассматривать нашу русскую историю, то более несчастного народа нет; если же рассматривать по небесному, в перспективе евангельского учения и вечности, то более счастливого народа нет, ибо ни одна страна в мире не дала небу столько святых, сколько дал русский народ, прославляя имя своего Спасителя. «И будете ненавидимы всеми народами за имя Мое», — сказал Господь в Евангелии от Матфея. Вот и ответ на вопрос, почему у России всегда было так много врагов. Потому что Россия через века пронесла и сохранила в неповреждённости Божественную Истину. Она, по словам Святых Отцов, есть «подножие престола Господня». Тот, кто следует за Христом, призван разделить Его судьбу. «Раб не больше господина своего». Поэтому судьба России повторяет земной путь Христа — Крещение, общественное служение, страдания и скорби. А значит за всем этим следует Воскресение. Вот почему так радостно батюшка Серафим в любое время года приветствовал каждого приходящего к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!»

И когда вера в русском народе стала ослабевать, России было дано в образе саровского угодника дивное знамение; на святорусском небосклоне воссиял пламенный Серафим, в глубокой любви которого к ближним во имя Христово вновь явила свой лик Святая Русь. И это явление батюшки Серафима перед началом великих потрясений было предупреждением, которое осталось непонятым большинством его современников — ни старой, дворянской Москвой, ни тем более гвардейским Петербургом. А незадолго до его канонизации столичные газеты удивлённо писали о нём: «Пролетел сквозь земную тьму светлым ангелом-серафимом, и, глядя ему вслед, мы можем только сказать: «сей не от рода нашего».

Как уже упоминалось, батюшка обладал чутким эсхатологическим слухом. Он слышал далекие политические гулы грядущих перемен. Поэтому предсказание батюшкой Серафимом Крымской войны за 30 лет до её начала дало повод позднее упрекнуть его словами «значит знал и о надвигавшейся грозе — почему же не предупредил?» Что-то извечно знакомое слышится в этих словах: «если Ты Сын Божий, спаси Себя и нас».

3

Однако несомненно одно — тайна подвига преподобного Серафима в плане Божественного домостроительства и её смысл откроются только в день окончательного торжества света над тьмой. А сегодня это уже единение России у гробницы святого праведника. Такое великое торжество нельзя создать искусственно — это воля Божия, указующая путь православному народу. Сегодня здесь, в Курске, православная Русь славит своего небесного покровителя, любимого всем народом, и этим могучим единым устремлением к Богу рушится вековое безверие. Через батюшку Серафима Россия вымаливает себе своё будущее.

Один, всего лишь один на всей земле, такой Божий Угодник, но вся Русь склонилась перед ним в молитвенном подвиге. Снова батюшка Серафим всколыхнул матушку Россию, поднял тысячи чад своих и маловерных, и немощных и благословил прийти на своё великое торжество. И если даже кто и желал бы приложиться к его святым мощам, но по какой-то причине не смог, не надо скорбеть, что не получил желаемого. Знайте, что если вы не видите угодника Божия, то он видит вас, знает все ваши сердечные желания, внемлет каждому вздоху, каждой слезинке и благословляет вас.

По своему величию подобное курское торжество батюшки Серафима можно считать третьим после 1-го и 2-го обретения его святых мощей. И как в первом обретении исключительная роль принадлежала Царю-Мученику Николаю Второму, так и во втором обретении исключительная роль принадлежит нашему Патриарху. И это великое серафимовское торжество есть ответ Церкви своему Создателю.

Воздадим же благодарение Господу нашему Иисусу Христу, даровавшему нам такое великое сокровище благодати для нашего спасения. Возблагодарим и Дивеевскую Гостью — Пресвятую Богородицу, в день праздника Которой совершается это светлое торжество, посвящённое Её избраннику.

Возблагодарим и нашего дорогого Святейшего Патриарха Алексия II за его постоянное возгревание дара Духа Святого в сердцах миллионов людей. И паки, и снова «едиными усты и единым сердцем» воскликнем: «Ублажаем, ублажаем тебя, преподобный отче наш Серафиме, и чтем святую память твою, наставление монахов и собеседниче ангелов». С праздником, братья и сёстры!

Аминь.

проверено//7.03.2013//tess

 

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135


Страница 70 из 101

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Обложка книги "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи. Автор - протоиерей Леонид Константинов

Книги настоятеля

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Епархиальные интернет-ресурсы

Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии
Белгородская Православная Духовная Семинария (с миссионерской направленностью)


I Белгородское благочиние

Преображенский Кафедральный собор в г. Белгороде
Смоленский собор г. Белгорода
Николо-Иоасафовский собор города Белгорода
Храм Архангела Гавриила г. Белгород (БелГУ)
Храм преподобного Сергия Радонежского г. Белгород
Вставить



Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама