Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи.

К 2000-летию пришествия в мир Христа Спасителя

E-mail Печать PDF

Братья и сёстры!

1

С каждым днём мы с вами приближаемся к величайшему юбилею — двухтысячелетию пришествия на землю Бога. Весь мир находится сейчас в преддверии этой великой годовщины и эта дата имеет поистине вселенское значение.

20 веков назад, среди таких же, как мы, людей жил Богочеловек Иисус, рождённый против законов природы. Он возрастал в бедности и был воспитан в безвестности. Он не завёл собственной семьи, не получил никакого образования и всего лишь один раз пересёк границу Своей родины — во время бегства в Египет, ещё Младенцем.

У Него не было ни влияния, ни власти, ни богатства. Родственники Его были скромными людьми без средств и положения в обществе. Но ещё в колыбели перед Ним склонились лучшие учёные того времени. В детстве Он озадачивал вопросами книжников и мудрецов. А в зрелом возрасте управлял силами природы, как её единственный Повелитель. Он усмирял море и воскрешал умерших. Без лекарств и антибиотиков Он исцелял целые толпы больных и при этом не брал никакой платы.

Он не написал ни одной книги, но привёл в движение больше перьев, карандашей и чернил, чем вся писательская рать древности и современности. И сегодня во всех библиотеках мира находятся миллионы томов, посвящённых Ему.

Он никогда не пел песен и не сочинял стихов. Но Своей жизнью дал тему для творчества несметному количеству поэтов, композиторов и художников.

Он не основал ни одной школы, но собрал больше учеников, чем все академии мира.

Он никогда не занимался психотерапией, но исцелил больше искалеченных душ, чем все врачи нашей планеты.

Без дипломатии, армии и оружия Он завоевал больше людей, чем Александр Македонский, Цезарь и Наполеон вместе взятые.

Без науки и философии Он пролил больше света на человеческие и божественные предметы, чем все философы и учёные земного шара. Ничья другая жизнь на этой планете не породила такого огромного объёма всевозможных произведений среди всех народов и на всех языках. И этот поток не оскудевает, а наоборот, набирает силу. Каждую неделю, в специально посвященный Ему день миллионы людей приходят в храмы, чтобы отдать Ему дань любви и уважения.

Мы знаем, что время — это великий разрушитель, предающий забвению всё — но и оно не способно ни ограничить этого интереса к Нему, ни ослабить.

И сегодня, на пороге XXI века Он встаёт перед нами на высочайшем пьедестале небесной славы. Так же, как и две тысячи лет назад, Ему служат ангелы и поклоняются святые. Так же, как и всегда, злые силы трепещут и страшатся Его — живого и близкого Иисуса Христа — нашего Господа и Спасителя.

2

Задолго да Его Рождества у людей всего мира не угасала надежда, что появится Тот, Кто выведет их из лабиринта неизвестности. Лучшие умы человечества ожидали пришествия на землю Бога. Об этом писали все ветхозаветные пророки. Это предсказывал древнегреческий философ Платон. Об этом говорил китайский мыслитель Конфуций. Древнеримский поэт Вергилий предсказывал рождение Младенца, с Которого начнётся новая эра. Буддисты ожидали Матрейю, индуисты — очередное воплощение своего бога, персы — спасителя Саошианта, иудеи — мессию.

Наконец, когда всё, казалось, было уже испытано и исчерпано, над тёмным горизонтом истории зажглась утренняя заря. В двадцатый год правления императора Августа, в маленьком селении Назарет, юная Дева Мария услышала Благую весть: «Ты родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... и будет царствовать во веки... и Царству Его не будет конца».

Ни одно евангельское событие, кроме Пасхи, не празднуется Церковью с такой радостью, как Рождество Христово.

Священное Писание говорит, что для рождения Спасителя Бог выбрал не дворец, а пещеру, и первым возвестил об этом не богачам, а пастухам, которые сразу пришли и поклонились Ему. Уже в первую ночь после Своего рождения Он приобщился всем бездомным людям, которые из года в год проходят через жизнь презренными, нежеланными и исключёнными из человеческого общества, ибо никто не принял их в свой дом, но все сочли их чужими и отослали в бесконечный путь.

Таким образом Бог стал одним из нас не в славе, а в немощи и нищете — беспомощный и обездоленный для всех, кто верит только в физическую силу и земное величие.

Большинство людей всегда представляло Бога великим и непостижимым, о чём человек на земле и мечтать не может. Но Христос рождается ради нас уязвимым и как будто побеждённым. Он приобщается к тем людям, которых за всю историю человечества было несметное количество. На земле и сейчас существуют миллионы бездомных, которым некуда пойти, которых никто не ждёт, которым никто не хочет открыть двери, потому что они чужие. Эти одинокие люди исключены из судьбы общества. И такое убийственное одиночество, которое терзает сердца стольких людей, было уделом Матери Божией и Богомладенца Христа. Он был чужой, никем не желанный и исключённый.

Таким образом, уже в первые часы земной жизни Он приобщился всем, кто так живет и сейчас — побеждённый подлостью, трусостью и злобой человеческой. И это было началом Его пути.

Вот таким явился перед нами Бог, когда захотел стать одним из нас. Он сделал это для того, чтобы ни один человек на земле не боялся Его, будто Он так велик и так далёк. Он не постыдился нас, но сроднился с нами через Свое понимание, прощение и милосердие. В первую очередь Он сроднился с тем, кого общество всегда отталкивало. Но Он для того и пришёл, чтобы ни один человек, потерявший к себе уважение из-за своих падений, не мог подумать, что и Бог перестал уважать его. Для того Он и воплотился, чтобы сказать всем, потерявшим в себя веру, что Он верит в нас и продолжает любить нас в нашем падении до того, что не стыдится стать одним из нас. А чтобы мы сами поверили в это, Он становится презренным и обездоленным человеком.

Но здесь открывается и другая сторона человеческого бытия. Если Сам Бог соединился с нашей человеческой природой — неужели мы не понимаем, как велик человек? Ведь ни одно творение в мире не могло вместить в себя Бога, кроме человека. Поэтому мы должны знать, что наши плоть и кровь способны быть богоспасаемыми и явиться в славе, которой мы не видим, но которую видит Бог. Именно ради спасения каждой живой души, всей стонущей и страдающей твари вочеловечился Господь, Альфа и Омега, начало и конец всего сущего. И все попытки материалистов вывести человечество из тупика, забыв о Боге, являются бесперспективными и утопичными. Евангелие говорит о Боге, Который, став человеком, ел и пил, радовался и страдал, познал искушения и смерть, и в то же время, Сам не ведал греха, прощал грешников, как может прощать только Бог, и не отделял Себя от Отца. «Вижу, — восклицает Иоанн Златоуст, — как Он жаждет и спит, плачет и молится, и узнаю в Нём человека. Вижу, как Он исцеляет слепорождённых, укрощает бурю, воскрешает мёртвых — признаю, что Он — Бог Всемогущий». Поэтому Церковь исповедует в лице Иисуса Христа Сына Божия Слово Сущего Бога в действии, Который проникает в самые недра святого творения.

«Бог стал человеком, чтобы мы стали богами», — эти слова св. Афанасия Великого передают самую суть таинственного воплощения.

3

Вопрос Иисуса, обращённый к ученикам «за кого Меня почитают люди?», звучит и сегодня. Как и две тысячи лет назад, многие готовы видеть в Нём только пророка, чудотворца или учителя нравственности. Они не могут объяснить, почему именно Иисуса, а не кого-нибудь другого, миллионы людей признали «единосущным Отцу». Им непонятно, в чём заключается неповторимая загадка Христа? Только ли в Его чудесах и моральной доктрине? Но ведь возвышающую этику предлагали и Будда, и Платон, и Сократ. Как же в таком случае христианство могло победить своих соперников?

И, наконец, самое главное: Евангелие отнюдь не похоже на простую нравоучительную книгу или проповедь. И вот здесь-то мы вступаем в область наиболее таинственного и решающего во всём Новом Завете. Здесь внезапно разверзается пропасть между Человеком Иисусом и всеми философами, моралистами и основателями религий. Ведь то, что Иисус открыл нам о Себе, не позволяет ставить Его в один ряд с другими мировыми учителями. Любой из них сознавал себя лишь человеком, обретшим истину и призванным возвещать ее. Они ясно видели дистанцию, отделяющую их от Предвечного. А Иисус? «Я и Отец одно есть», — сказал Он ученикам, «Видевший Меня видел Отца». Со спокойной уверенностью этот Учитель, чуждый фальши и экзальтации, провозглашает Себя единственным Сыном Божиим. Он говорит не как пророк — от имени Сущего, — но как Сам Сущий... Поэтому неудивительно, что для многих Христос кажется неразрешимой загадкой. Для таких парадокс явления Иисуса заключается в том, что Он — невероятен и в то же время Он — историческая реальность. Поэтому тщетно бьётся над Его загадкой плоский «евклидов рассудок».

4

Наполеон, много думавший в своём заточении о путях истории, под конец жизни сказал: «Я знаю людей, и я могу сказать вам, что Христос — это не просто человек. Его нельзя сравнить ни с кем из живших на земле. Да, Александр Македонский, Цезарь, Карл Великий, как и я, основали могущественные империи. Но на чём держались все наши подвиги? На физической силе. А Христос основал Свою империю на любви, и в любую минуту миллионы людей готовы умереть ради Него. Поверхностный ум усматривает сходство между Иисусом и основателями или богами других религий. Но такого сходства не существует. Бесконечная пропасть отделяет христианство от всех иных религий. Всё во Христе поражает меня. Его дух повергает меня в трепет. Его воля бесконечно превосходит мою, Его невозможно сравнить ни с одним другим человеком в этом мире. Он — существо самодовлеющее. Его мысли и чувства, провозглашённые Им истины, Его способы убеждать людей, — всего этого не объяснить ни человеческим устройством, ни природой вещей. Чем ближе я подхожу к Нему, чем тщательней Его изучаю, тем яснее вижу Его превосходство во всём, Его подавляющее величие над всем мирозданием. Его религия — это откровение разума, который никак не мог быть человеческим. Ни в ком, кроме Него Самого, не отыскать подражания Его жизни или её образца. Я тщетно искал в истории кого-либо сходного с Иисусом Христом, или учения, сравнимого с Евангелием. Но ни история, ни человечество, ни минувшие века, ни природа не смогли дать мне ничего, что я мог бы поставить рядом с Евангелием или использовать для его объяснения. Поражает всё, что связано с Христом. Лишь одному Ему удалось возвысить человеческое сердце к невидимому до пожертвования временным, и при помощи этого средства Он связал небо и землю».

5

Между тем уже первые философы и пророки древности знали, что Первопричина всего — не безликий космический порядок, равнодушный, как любая из сил мироздания, но — Бог Живой, говорящий с людьми, даровавший им Свой образ и подобие. Он ищет согласия с человеком, призывает его к высшей жизни. Но если в Ветхом Завете замысел и лик Божий оставались прикровенными, то явление в мир Христа приближает Творца к людям. Через Него мир должен познать, что «Бог есть Любовь» и что Он может стать для каждого Отцом. Заблудшие дети земли призываются в дом Отчий, чтобы там обрести потерянное сыновство. Ради этого в мир рождается Иисус Христос — Сын Человеческий и Божий, Который в Самом Себе примиряет Божество и человечество, небо и землю. В Новом Завете стало реальностью то, что было лишь неясной надеждой Ветхого Завета. Отныне духовное единение с Иисусом есть единение с Богом. Для этого Спаситель создаёт на земле свою Церковь, то есть общество верующих в Него. В это общество может войти любой человек, невзирая на пол, возраст, национальность. Господь каждому, входящему в Его Церковь, обещает спасение в жизни вечной. И сегодня мы уже не можем даже представить мира без Христа и Его Церкви. «Сын Человеческий, — говорил Христос, — не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы Самому послужить для людей, и отдать душу за искупление многих».

Слово «искупление» в Библии было синонимом спасения и связывалось с освобождением от рабства и с «приобретением для себя» Как некогда Бог спас от египетского плена ветхозаветный Израиль и сделал его «своим народом», так и Церковь Христова должна навеки стать Его «уделом». Но искупление есть и нечто большее — это возврат творения на путь, предначертанный свыше. Ибо всё творение, порабощённое злу, по слову апостола Павла, «стенает и мучается, ожидая откровения сынов Божиих». Искуплённый человек не изымается из остального творения, но идёт впереди него к «новому небу и новой земле».

Чем больше узнаём мы сегодня о процессе мироздания, тем яснее обрисовывается картина Вселенной, восходящей по ступеням ввысь. Сначала упорядоченность структур, потом — жизнь, и наконец — человек! «В начале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста. И тьма над бездною. И Дух Божий носился над водою. И сказал Бог...»

Отсюда видно, что с каждым шагом хаос отступает во тьму и всё шире разливается сияние. Когда же сотворённый Богом человек не выполнил своего предназначения, Сам Творец явил себя миру, воплотившись в Иисусе Христе. «Так возлюбил Бог мир, что отдал за него Сына Своего Единородного».

Но самоотдача Иисуса не могла не стать трагедией. Тот, Кто соединяется с падшим миром, неизбежно становится причастником его страдания. И отныне боль любого существа — это Его боль и Его Голгофа. Среди людей Иисуса ждёт не торжество, а муки и смерть. Безгрешный, Он берёт на Себя все последствия греха. Поэтому созданная Им Церковь и призывает всех идущих за Ним «...с терпением проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел Крест».

Всемогущий Сын Божий, Творец и Мессия — страдалец! Казалось, этого нельзя ни понять, ни принять, ни вместить. Мало кто из людей в дохристианский период решался говорить вслух о возможности столь невероятной. Она представлялась кощунством. Но слово было сказано пророками и запечатлено в Писании задолго до Рождества Христова. И оно оставляло людей в смущении. Иудейские толкователи обходили эти места в Писании, как бы стараясь забыть их.

Иисус же, напротив, через эти древние слова, изъяснял Свою миссию, ссылаясь на пророчества о Слуге Господнем. Он жил на земле, не покоряя людей силою Своего могущества. Он был умалён в глазах «века сего», сохранив этим неприкосновенной свободу каждого человека. Не рабов, а сынов и братьев искал Иисус, которые бескорыстно полюбят Его.

Если бы Он явился людям в небесной славе, тогда, конечно, никто бы не смог отвернуться от Него, а это было бы уже принуждением. Но Он учил иному: «Вы познаете истину, и истина сделает Вас свободными».

Ради свободы каждого человека Он заключил Себя в границы тленного и стал в те дни «менее Отца». Он нуждался в пище и отдыхе. Он закрыл от Себя грядущее и на Себе Самом пережил всю скорбь мира. Он вошёл в жизнь человечества непринуждённо и приблизился к нему столь непосредственно, как никогда прежде. Но эта реальная историческая встреча с Ним во времени явилась и Судом, который вступил в силу с того момента, когда униженный Сын Божий — вестник любви и правды — поставил людей перед выбором: принять или отвергнуть Его.

За 800 лет до Его распятия и смерти пророк Исайя уже предвидел эти муки Христа и описал их в прошедшем времени. «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились... Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязаем был, но страдал добровольно. Он отторгнут был от земли живых; за преступления народа моего претерпел казнь. Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его, но Господу было угодно поразить Его, и Он отдал Его на мучения: Он предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был... Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем...» (Ис. 53, 5-12).

Когда читаешь эти строки, то кажется, что древний пророк сам стоял у подножия Голгофы.

6

Справедливо считают, что тайна мученической смерти Иисуса выходит за пределы, доступные человеческому пониманию. Но можно смело сказать, что и вся земная жизнь Его является непостижимой тайной. Однако есть и осязаемые факты, находящиеся в поле зрения историка. В тот самый момент, когда ученики Иисуса, увидев Его мёртвым, потеряли веру, и казалось, что Церковь Христова едва зародившись, навсегда погибла — всё вокруг внезапно коренным образом меняется. Ликующая радость приходит на смену отчаяния и безнадёжности. И те, кто только что покинул своего Учителя и отрёкся от Него, смело возвещают миру о победе Сына Божия.

Что-то произошло, без чего не было бы самого христианства. И самое раннее и непосредственное свидетельство об этом событии принадлежит человеку, в жизни которого встреча с Иисусом произвела полный переворот. Этим человеком является апостол Павел, который в Послании к Коринфянам пишет: «Я передал всем то, что принял, и что Христос умер за грехи наши и что Он погребен, и что Он воскрес в третий день по Писанию, и что Он явился Кифе, потом Двенадцати, затем свыше чем пятистам братиям, затем Иакову, потом всем апостолам, а после всех явился и мне. Ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию» (1 Кор. 15, 3-9).

Это Павлово свидетельство вместе с пасхальными повествованиями Евангелий приводят нас к реальному факту воскрешения Христа из мёртвых. Именно этот непостижимый для нашего ограниченного разума факт духовно воскресил учеников и заставил пойти их на проповедь Благой вести по всему миру. Именно ради этого ключевого во всей человеческой истории факта написана вся Библия и без него она не имела бы никакого значения. Именно в этом факте и состоит вся сущность христианства. А сущность эта означает Жертву, которую совершил Христос ради человеческого рода, ради всех людей прошлого, настоящего и будущего. Жертва эта заключается в восприятии Христом на себя всего естества человеческого, всего нашего повреждения, всего искажения, которое постигло первых людей после грехопадения, а затем перешло на всех их потомков, в силу отпадения от Бога. Само название «христианство» целиком вписывается в одно слово — Христос.

И в этом самое существенное, что отличает христианство от всех прочих религий. Во всех других религиях основатель не имеет того исключительного значения, какое имеет Господь Иисус Христос в христианстве. В других религиях основатель является всего лишь проповедником нового или старого, давно забытого учения. Он всего лишь учитель и глашатай Бога. Не более. Главное же — это учение, которое он передаёт, принимая свыше. Поэтому основатели в других религиях всегда находятся как бы на втором плане по отношению к возвещаемому ими учению. Существо учения, ими возвещаемого, от них не зависит, и нисколько не пострадало бы, если бы это возвестил другой учитель или пророк. Например, буддизм спокойно мог бы существовать, если бы доказали, что Будды никогда и не было, а был какой-то другой основатель. То же самое в исламе и в других религиях, потому что функции основателей этих религий заключались в самом их учении, которое они предлагали людям. Это учение и составило сущность их служения.

Иное дело в христианстве. Без крестной жертвы Богочеловека Иисуса Христа христианства никогда бы не было.

И теперь можно понять, почему весь отрицательный критерий был направлен именно на упразднение исторического Христа, как реально существовавшую личность. Если представить, что не было Того, Кто пострадал за нас, приняв смерть крестную — христианство рассыплется тут же. Идеологи атеизма это прекрасно понимали. Поэтому, если мы хотим выразить сущность христианства одним словом, то скажем так: оно состоит в Рождестве Христовом, Его смерти и Воскресении, через которое человечество получило возможность возрождения, то есть восстановления того падшего образа Божия, носителями которого мы являемся. Поскольку по так называемой естественной природе мы не способны к единению с Богом, ибо ничто повреждённое не может быть причастно Богу, то для единения с Ним, для осуществления Богочеловечества необходимо соответствующее воссоздание человеческой природы. Христос восстановил её в Самом Себе и дал возможность сделать подобное каждому из людей. Так было восстановлено первоначальное отношение между творением, то есть человеком, и Творцом, то есть Богом. Этой великой тайне послужила Дева Мария, ставшая, по словам Святых Отцов, тою Божественною дверью, «какою Христос пришёл из вечности во время».

7

Важнейший аспект, составляющий существо христианства, — это правильное духовное устроение человека. И здесь христианство предлагает то, что принципиально отличает его от учения всех других религий. Это, во-первых, учение о Боге, во-вторых, понимание существа и цели духовной жизни человека, и наконец, учение о Воскресении.

Уникальная особенность христианства (а в настоящее время правильнее говорить — Православия) касается существа духовной жизни человека.

Христианство всецело устремлено на исцеление души, а не на приобретение блаженства в раю. Преподобный Симеон Новый Богослов ясно говорит: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека (то есть открывает ему) его немощи». Итак, обратим внимание на эти слова: исполнение заповедей делает человека не чудотворцем или пророком, носителем сверхъестественных сил, что является главнейшим следствием и даже целью во всех других религиях. Нет. Христианский путь ведёт человека совсем к иному — к тому, чтобы человек увидел глубочайшую повреждённость своего существа, ради исцеления которого воплотился Бог и без познания которого он не способен ни к правильной духовной жизни, ни к принятию Христа Спасителя.

Отсюда видно, насколько несходно христианство с другими религиями. И до чего близоруки те, которые говорят об общем религиозном сознании, о том, что якобы все религии ведут к одной и той же цели и что все они имеют единую сущность. Как наивно звучит всё это! Только человек, совершенно не понимающий христианства, может говорить об этом.

Христианство открывает человеку его истинное состояние — состояние глубочайшего повреждения и падения: с какой стороны ни прикоснись ко мне — ни со стороны гордости или самолюбия, языка или тайных страстей, — я весь болен. И из того факта, что спасать человечество пришёл не какой-то пророк, или полководец, или философ, но потребовалось приходить Самому Богу — мы вправе заключить, кто же мы тогда такие. Чем же я болен, если для моего спасения пришёл Сам Бог?!

Ведь на протяжении тысячелетий никто не мог помочь, даже Иоанн Креститель, величайший из рождённых жёнами. Никто. Вот это и есть самая главная истина, в которой нам прямо говорится самим именем христианства, самой верой во Христа — истина наличия нашей болезни, которую мы никак не хотим признать, и которая отрицается сейчас почти всеми. И надо поистине удивительное нравственное мужество, чтобы в это поверить. Но именно в этом и состоит самое основное утверждение Православия — увидеть своё подлинное, реальное, больное состояние, свою духовную болезнь и ...смириться. До тех пор, пока человек не захочет смирить себя, он никогда не может быть по существу верующим человеком.

Настоящим христианином становится только тот, кто действительно увидит своё бедственное духовное и нравственное состояние. Где ни тронь меня, откуда ни подойди — или со стороны зависти, или гордыни, или сладострастного тела, — Бог знает, что начинается.

Поэтому истинным христианином становится только тот, кто начинает видеть нужду во враче, то есть в Спасителе.

«Иисусе, Сыне Божий, спаси нас!»

Только в осознании своей немощи у человека возникает правильная духовная сила. Тогда становится человек сильным, когда Бог входит в него. Апостол Павел о себе пишет: «Трижды молил я Бога». А результат: «Сила Божия в немощи совершается». Оказывается, только через познание себя, какой я есть на самом деле, в человека входит Господь, и тогда действительно человек приобретает силу.

Что обещает человеку христианство? Иоанн Златоуст говорит: «Бог обещает ввести нас не в рай, а в самое небо и не царство райское возвещает, а царство небесное».

Значит не что-то тварное получит человек, но Самого Бога! Обожение — так именуется наш идеал. Оно есть теснейшее единение человека с Богом, есть полнота раскрытия человеческой личности, есть то состояние человека, когда он становится поистине Сыном Божиим, Богом по благодати.

Какая колоссальная разница открывается здесь между христианством и другими религиями! И самым важным, о чём говорит христианство, что отличает его от других религий и без чего ему невозможно быть, является его важнейший догмат, выраженный в самом главном христианском празднике Пасхи — догмат Воскресения Христа из мёртвых. Христианство говорит не просто о том, что человеческая душа соединится с Богом и что она будет испытывать то или иное состояние. Но оно утверждает, что человек — это душа и тело, единое духовно-телесное существо, и обожение присуще не только душе, но и телу. Христианство говорит о всеобщем воскресении как факте, который последует вследствие Воскресения Христова. Каждый, кто является христианином, не может не воскреснуть. И христианство утверждает это в качестве одного из центральных своих догматов.

На протяжении двух тысяч лет весть о Воскресении пронизывает всё христианское сознание. Величайшие святые, достигшие озарения Божия и просвещения ума, утверждали со всей силой и категоричностью эту истину. Она уникальная в истории религиозного сознания человечества.

8

На протяжении всей мировой истории в человеческом сознании постоянно идёт борьба. По меткому выражению Ф.М.Достоевского, «здесь сатана с Богом борется, а поле битвы — человеческие сердца». Кого выберет человек? Бога Христа или бога антихриста? Один Бог спасёт и исцелит, даст возможность стать истинным Сыном Божиим в единении с воплощённым Христом. Другой — лживо обещает все земные блага на миг времени.

Что изберёт человек? Это зависит от его свободной воли. Но в любом случае не «мудрость» страуса, зарывающего голову в песок при неизбежной опасности, спасёт человека от мира страстей (то есть страданий), живущих в душе, но лишь мужественный и честный взгляд на самого себя и осознание своей глубокой духовной нищеты откроет истинное спасение и истинного Спасителя Христа, в Котором заключено всё благо вечной жизни.

9

Проходят века и тысячелетия. Возникают и разрушаются великие империи. Гибнут цивилизации. Военные, политические и социальные перевороты меняют самый облик нашей планеты. Но христианство и Церковь, основанная Сыном Божиим две тысячи лет назад, возвышаются, как скала, среди этого клокочущего моря насилия, разврата и наживы.

Вера Христова, которую в первые дни исповедовало всего несколько десятков человек, движет сегодня миллиардом жителей земли, говорящих на разных языках и создавших бесчисленные формы культур.

Когда евангельская проповедь, подобно свежему ветру, ворвалась в дряхлеющий античный мир, вдохнула в него новую жизнь и энергию, то она, эта проповедь, осудила угнетателей, возвысила женщину, способствовала искоренению рабства. Она стала опорой гуманности и просвещения, заставив грубую силу признать духовный и нравственный авторитет. Эта проповедь привлекла к себе, казалось бы, абсолютно не похожих людей: от рабов Рима до Данте, от африканских пастухов до Достоевского.

Как в I веке она укрепляла мучеников Колизея, так и в XX веке давала силу исповедникам и новомученикам.

10

В каждую эпоху исторического бытия евангельское слово Христа обнаруживало скрытые в нём неистощимые импульсы к творчеству. Если первыми учениками Иисуса были простые деревенские рыбаки, то впоследствии перед Его Крестом склонились величайшие умы всех народов. Его откровение озарило мысль Августина и Паскаля, любовь к Нему возводила уникальные храмы, вдохновляла поэтов и ваятелей, вызывала к жизни могучие звуки симфоний и хоралов.

Бессмертный образ Иисуса запечатлели Андрей Рублёв и Дионисий, Микеланджело и Рембрандт, Леонардо да Винчи и Рафаэль.

И сегодня, на пороге третьего тысячелетия, Новый Завет, повествующий о Христе, переведён почти на две тысячи языков и расходится по всему миру, во много крат опережая прославленные творения человеческого гения. Грозы и ураганы проносятся над христианской Церковью. Внешние и внутренние опасности подстерегают её. Властолюбие вождей и сотни всевозможных тоталитарных сект, соблазны и натиск открытых противников, грехи человеческие, распри, расколы и гонения, порою, кажется, ставят под удар само существование Церкви Христовой. Но она живёт и действует. Она выдерживает все исторические битвы и кризисы. Тайна её неодолимости заключается в её Основателе Иисусе Христе, Который, по слову апостола, «вчера, сегодня и во веки веков — Тот же, в дарах Духа, сходящих на верных Ему».

И каждая душа, обретшая Иисуса Христа, отныне знает, что человек — не одинокий скиталец, которого некому окликнуть в чёрной космической пустыне, но дитя Божие, соучастник Божественных замыслов.

Родившийся две тысячи лет назад Богочеловек указал людям на их высокое предназначение, освятил и одухотворил человеческую природу, посеяв в ней семена бессмертия. В Его лице сокровенный и непостижимый Творец стал близок нам, и это наполняет жизнь верующих людей радостью, красотой и смыслом. Нет больше «пугающего безмолвия бездны». Над всем — свет Христов и любовь Небесного Отца. Вот почему всякий раз, когда христианство считали уже похороненным, оно, как Распятый и Воскресший Христос, неизменно вставало из гроба, являя непреложность Христова обетования: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

Не доктрины или теории, но Сам Господь, пребывающий с нами во Святой Евхаристии, всегда обновляет христианство и ведёт его в вечность. Два тысячелетия, минувших с тех пор, когда Сын Божий пришёл на землю, не более чем пролог в богочеловеческой полноте торжествующей небесной Церкви. Религия Благой вести есть откровение вечности. Царство Божие, основанное 20 веков назад, существует ныне в сердцах бесчисленного сонма людей в красоте мира, в богослужениях Церкви, в истинных учениках Господа, святых подвижниках и всех, кто хочет идти за Ним, и кто не покидает Его среди тяжких испытаний Его Церкви.

Дай же нам, Божественный Учитель, мощь их веры, несокрушимость их надежды и огонь их любви к Тебе. Дай нам прозреть духовно и увидеть в современном хаосе и мраке Твой святой лик. Сквозь рёв и грохот технической эры, столь ныне могущественной и одновременно столь нищей и бессильной, научи всех нас внимать тишине вечности и слышать в ней Твой Божественный голос и Твои вселяющие мужество слова: «Я с вами во все дни до скончания века».

Аминь.

1999 г.

 

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135


Страница 80 из 101

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Обложка книги "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи. Автор - протоиерей Леонид Константинов

Книги настоятеля

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Епархиальные интернет-ресурсы

Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии
Белгородская Православная Духовная Семинария (с миссионерской направленностью)


I Белгородское благочиние

Преображенский Кафедральный собор в г. Белгороде
Смоленский собор г. Белгорода
Николо-Иоасафовский собор города Белгорода
Храм Архангела Гавриила г. Белгород (БелГУ)
Храм преподобного Сергия Радонежского г. Белгород
Вставить



Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама