Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи.

"Не прикасайтесь к помазанным Моим..." К вопросу о канонизации Царя-Мученика Николая и Царской Семьи

E-mail Печать PDF

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Но виноградари, увидевше его,
рассуждали между собою, говоря:
«это наследник; пойдем, убьем его,
и наследство его будет наше»

(Лк. 20, 14)

«...Нам дано ради Христа не только
веровать в Него, но и страдать за Него»

(Флп. 1, 29)

«Будет некогда Царь, который меня прославит,
после чего будет великая смута на Руси.
Много крови потечёт за то, что восстанут
против этого Царя и самодержавия,
но Бог Царя возвеличит»

(Пророчество преподобного Серафима Саровского, 1825 г.)

Предлагаю вашему вниманию и суду доклад, в котором я, по мере своих сил и возможностей, старался собрать аргументы в пользу канонизации в лике святых страстотерпцев последнего русского Царя Николая Второго и его семьи.

В качестве пролога я привожу постановление Великого Московского Земского и Церковного Собора от 21 февраля 1613 года:

«Заповедано, чтобы избранник Божий, царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником правителей на Руси из рода в род с ответственностью в своих делах перед Единым Небесным Царем. А кто же пойдет против сего соборного постановления, да проклянется такой в сем веке, и в будущем отлучен будет от Святыя Троицы...»

«Торжественная и вместе с тем страшная грамота, — пишет афонский подвижник Феодосий, — ибо ею клятвенно связаны с домом Романовых не только наши предки, которые составляли её, но и все мы, потомки их. Соблюдение этого обещания, данного нашими предками, есть залог нашего благополучия, как временного на земле, так и вечного, на небесах. А несоблюдение его есть великий грех перед Богом, влекущий за собой наказание, как и показали дальнейшие годы после революции».

1

«Если будете делать зло,
то и вы и царь ваш погибнет»
(1 Цар. 12, 14, 25)

Всякий раз, когда речь заходит о предстоящем прославлении Николая Второго, приходится слышать три недоумённых вопроса: как могли случиться в его жизни такие вещи, как: 1) 9 января 1905 года; 2) Распутин и 3) отречение? Ведь будучи помазанным на царство, наделённый всей полнотой власти, Николай Второй был ответственен за все события, происходившие в его государстве как перед своим народом, так и перед Богом. Поэтому, несомненно, часть личной ответственности за исторические ошибки ложится на самого Императора.

Конечно, всё это так. Но дело в том, что сегодня уже точно доказано (и этому посвящён специальный доклад, принятый комиссией Священного Синода), что к событиям, происходившим в Петербурге 9 января 1905 года, Николай Второй никакого отношения не имел. Его вообще не было тогда в столице. Далее: отношениям с Распутиным посвящено ныне специальное исследование «Царская семья и Распутин», в котором разгадка распутинского феномена кроется в болезни Царевича Алексея. И сегодня уже ясно одно: личность Григория Ефимовича Распутина представляла собой совершенную противоположность той, которую преподносили в годы большевизма Радзинский, Пикуль, Касвинов и иже с ними. Что же касается отречения Государя, то о нём далее будет сказано более подробно, а пока приведём слова Святейшего Патриарха Тихона, произнесённые им спустя несколько дней после цареубийства: «...Мы знаем, что он (Император Николай Второй), отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринял для улучшения своего положения, безропотно покорившись судьбе».

Однако даже если и не знать вышеизложенных фактов, следует учитывать, что в Православной Церкви известны случаи причисления к лику святых даже тех христиан, которые долгое время вели греховную жизнь, но искупили её особыми подвигами покаяния, мученичеством или аскезой, например, святой мученик Вонифатий, преподобномученица Евдокия, священномученик Киприан, блаженный Августин, преподобная Мария Египетская, а также греческие мученики XVII-XVIII веков, пострадавшие от мусульман.

Обстоятельства жизни Николая Второго и его семьи, особенно в последний её период, рассматриваются ныне в исторической перспективе подвига тех свидетелей веры, которых Святая Церковь именует страстотерпцами. В Послании к евреям апостол Павел говорит о стойкости и терпении в перенесённых страданиях. «Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий» (Евр. 10, 32). В церковной богослужебной литературе слово «страстотерпец» стало употребляться применительно к тем святым, которые в строгом смысле не были мучениками за Христа, но завершили свою жизнь от рук гонителей и убийц. Такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (1015 г.), Игорь Черниговский (1147 г.), Михаил Тверской (1319 г.). Все они своим подвигом страстотерпцев явили высокий образ христианской нравственности, терпения и личного мужества. Когда прославляют страстотерпцев, то прославляют их не за их жизнь, а за их готовность принять мученическую кончину. И Царская Семья последнего русского Императора была подготовлена к этому вся. Большинство свидетелей последнего периода жизни Романовых говорит об узниках Тобольского губернаторского и Екатеринбургского Ипатьевского домов как о людях безмерно страдавших, и, несмотря на все издевательства и оскорбления, ведших истинно христианскую жизнь. В этой семье, оказавшейся в заточении, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. О том, как вся семья переносила тяжёлые испытания, постигшие их в заключении, говорят дневники Царя и переписка членов Царской Семьи.

2

Последний Всероссийский Император Николай Второй родился б (19) мая 1868 года в день праведного Иова Многострадального. Мученическую же кончину он принял 4 (17) июля 1918 года в день памяти Андрея Критского, призвавшего на все времена верующих к покаянию. Ещё маленьким ребёнком будущий Император был трогательно боголюбив. Он очень любил изображения Божией Матери. Он всегда завидовал своему брату, что его зовут Георгием, потому что у него такой красивый святой, убивающий змея.

В 26 лет Николай Второй в связи со смертью своего венценосного отца, вынужден был принять бремя царской власти. Здесь хотелось бы особо отметить, что за все годы своего правления Государь не подписал ни одного смертного приговора и ни в какой пролитой крови он не был повинен, ибо карал закон. Но впоследствии, на протяжении многих десятилетий, безбожные власти пытались заклеймить его прозвищем «кровавый». Воистину на Государе, как и на Спасителе, сошлись пророческие слова «и к злодеям причтён».

Его внешнюю политику всегда отличало стремление привносить в государственную жизнь христианские религиозно-нравственные принципы своего мировоззрения. Именно он, Император Николай Второй, первым в мире выдвинул идею всеобщего и полного разоружения. Это он был инициатором международных мирных конференций 1900 и 1907 годов в Гааге, призывая к тому, чтобы «великая идея мира восторжествовала над областью смуты и раздора». Решения этих конференций в значительном объёме действительны и по сей день. «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся».

Среди представителей тогдашней аристократии Царскую Чету выделяла глубокая религиозность и благочестие. Будучи оба (и Царь, и Царица) глубоко верующими христианами, они были русскими и православными в особенности. Из этого мировоззрения и вытекал, главным образом, их национальный патриотизм и стремление во всём положиться на волю Божию. В этом они как-то таинственно и предзнаменательно связаны с Серафимом Саровским. Подобно Серафиму, предавшему себя в руки разбойников, последний Император отказом от террора власти соблюл в чистоте и неосквернённости святыню самодержавного престола.

Революционную болезнь Государь всегда готов был лечить милостью и прощением, если только виновные искали их.

Он очень любил простых людей. Особенно хорошо относился к докторам, священникам и крестьянам. Во внутреннем мире этих людей он искал те черты, которые были ему дороги. Его простую, незлобивую, беспритязательную и глубоко верующую натуру тянуло к бесхитростным людям, с душою простого русского человека.

С особой любовью и постоянной сыновней заботой относился Государь к Православной Церкви. За время его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, не считая новых часовен и молитвенных домов. Было открыто более 250 новых монастырей. Император сам участвовал в закладке и освящении новых храмов и постоянно жертвовал на их созидание свои собственные средства. Он часто посещал святые места, глубоко и искренне почитал святых угодников. Благодаря щедрым пожертвованиям Государя в эти годы во многих европейских городах были сооружены 17 великолепных русских храмов, ставших достопримечательностями тех мест, в которых они были построены.

Следуя примеру своего державного отца, Государь постоянно заботился об улучшении материального положения духовенства и о духовном просвещении. В 1902 году им был утверждён устав о пенсиях и денежных пособиях священнослужителям и псаломщикам. При утверждении устава Царь наложил резолюцию: «Убеждён, что епархиальное духовенство с ещё большим рвением будет нести своё пастырское служение в истинно христианском духе».

Не меньше внимания обращал Государь на улучшение в области духовного просвещения. Он очень ревностно заботился о церковно-приходских школах, против которых постоянную кампанию вела Государственная дума. Перед революцией в России насчитывалось 37641 церковно-приходская школа, а число учащихся в них достигло двух миллионов детей.

В 1913 году по случаю празднования 300-летия дома Романовых, Государь, чтобы подчеркнуть важность высшего духовного образования, наименовал духовные академии императорскими.

Заботы Николая Второго о Церкви Божией простирались далеко за пределы России. Во многих церквах Греции, Сербии, Румынии, Черногории, Турции, Египта, Сирии, Ливии, Абиссинии, Палестины имеется тот или иной дар Царя-Мученика. Целые комплекты облачений, драгоценных икон, богослужебных книг, золотых и серебряных сосудов посылались в епархии Болгарской, Антиохийской, Константинопольской и Иерусалимской Церквей, не говоря уже о громадных денежных субсидиях на их поддержание. Он и только он во всём мире выступал на защиту православной веры и Церкви, оберегал церковный мир по всей земле. Он и только он встал на защиту, когда турки вырезали армян-христиан и угнетали балканских славян. Он и только он широко открывал границы России беженцам из этих стран. Воистину он был ктитором всей Православной Вселенской Церкви.

Вопреки распространённому мнению среди иностранцев, русский Император не был духовным главой Поместной Православной Церкви, но, как носитель верховной власти величайшего православного государства — Помазанник Божий, он нёс священные обязанности Вселенского Покровителя и защитника Православия, и в этом качестве занимал в православном мире самое высокое место. Им было сделано всё для духовного спасения России в лоне её.

В основание всего в своём царстве Государь полагал не что иное, как благочестие, сам лично давая пример его, глубокого, чисто древнерусского (православного), любья к благолепию церковных служб и особенно усердию к прославлению великих подвижников святой богоугодной жизни. Господь прославил царствование Николая Второго более частым открытием угодников, чем это было даже во времена древние. За годы его правления в лике святых были прославлены:

святитель Феодосий Углицкий, Черниговский в сентябре 1896 года; преподобный Серафим Саровский в июле 1903 года; святая княгиня Анна Кашинская в июне 1909 года; преподобная княжна Евфросиния Полоцкая в мае 1910 года; святитель Иоасаф, епископ Белгородский, в сентябре 1911 года; святитель Гермоген, Патриарх Московский, в феврале 1913 года; святитель Питирим, епископ Тамбовский, в июле 1914 года; святитель Иоанн, митрополит Тобольский, в июне 1916 года. Буди благословенно имя Государя Николая Александровича за то, что он так смело пошёл навстречу этому поистине церковному и народному делу. В деле прославления этих святых Государь несколько раз проявлял свою самодержавную волю, идя даже впереди Синода — особенно в деле прославления святителя Иоасафа Белгородского и святителя Иоанна Тобольского. И уже один этот факт свидетельствует о том, что Государь сам достоин сиять в лике святых, прославленных с его участием. Так было велико его благочестие, давшее ему решимость вести это святое дело, несмотря на препятствия во мнениях и колебаниях так называемого образованного общества. Но Государь не имел этого страха перед мнением неверующей и непатриотической интеллигенции. Что же касается памяти блаженно почившего батюшки Иоанна Кронштадтского, то Государь дал завещание о прославлении его в будущем, смело высказав своё мнение уже в день кончины всероссийского молитвенника.

3

Но наиболее важной была великая общечеловеческая миссия, возложенная Божественным Промыслом на русского Императора. Апостол Павел во 2-м Послании к Фессалоникийцам говорит: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят из среды удерживающий теперь» (2, 7). Здесь «удерживающим» называется Глава величайшего христианского государства, и Церковь с полным основанием относит эти слова Святого Писания к Русскому Царю, наследнику христианских императоров Рима, Византии — Возглавителю Третьего Рима — православного самодержавного царства. Он был священным лицом, преемственным носителем особой благодати Святого Духа, которая действовала через него и удерживала распространение зла. Николай Второй был глубоко проникнут сознанием этой лежащей на нём религиозно-мистической миссии. Вот что сказано ещё в XIX веке по этому поводу Фридрихом Энгельсом: «Ни одна революция в Европе и во всём мире не может достигнуть окончательной победы, пока существует теперешнее русское государство». («Карл Маркс и революционное движение в России», 1933, стр. 15). Такое свидетельство со стороны одного из основателей советского коммунизма, этой кровавейшей формы современного богоборчества, нельзя не признать серьёзным доказательством правильности толкования нашей Церковью пророческих слов апостола Павла, относящихся к православному русскому Императору, как удерживающему, являющемуся оплотом добра против зла, которое всё возрастает в этом мире.

4

Когда Государя обвиняют в том, что в годы его правления в России не было восстановлено патриаршество, то это обвинение, по выражению православного писателя Е.Е.Алферьева, «заслуживает особого порицания». Всеми силами души Император Николай Второй стремился вернуть Россию на спасительный самобытный путь Святой Руси, возродить её идеалы, восстановить её монолитность, воссоздать и укрепить существовавшее в прошлом единство между Церковью, царём и народом, которое лежало в основе её могущества. Он ясно понимал роковые ошибки Великого Преобразователя, ослеплённого материальными достижениями Запада и поставившего, по европейскому образцу, материальное начало впереди духовного.

Надо было поворачивать государственный корабль к родным берегам, в сторону от Запада, давно отступившего от истинно христианской веры. А для этого надо было прежде всего восстановить патриаршество. Государь давно интересовался этим вопросом, тщательно изучал его и искал наилучшие пути его разрешения. Если бы дело ограничивалось только переменой в церковном управлении, то есть передачей высшей церковной власти в руки Патриарха, то это не могло бы вызвать никаких затруднений. Но проведение реформ в том грандиозном масштабе, в каком они были задуманы Государем, было делом чрезвычайно сложным. Ведь необходимо было переделывать всё государственное здание на духовных началах, причём успех намеченного плана всецело зависел от удачного выбора Патриарха, так как помимо своих прямых обязанностей по возглавлению Церкви, он привлекался также вместе с лучшими выборными людьми Русской земли в лице Земского собора, и к участию в управлении государственными делами, как это было в старину. Особенно важным должен был быть, конечно, трудный, переходный период.

5

Этому не суждено было сбыться из-за последующих роковых событий — начала Первой мировой войны. Начинался крестный путь Государя и его Августейшей Семьи.

К этому периоду столыпинские реформы в России стали уже приносить свои обычные плоды.

Государство достигло очень высокого материального расцвета. Россия намного обгоняла Англию и Германию по выплавке чугуна и стали. 14 зарубежных стран были постоянными покупателями русского хлеба. В стране свободно, наряду с бумажными ассигнациями ходила золотая монета, и это ни у кого не вызывало удивления и ажиотажа. При объявлении войны Германией всё многомиллионное русское население охватил необычайный патриотический подъём. Примирились все враждующие партии, даже левые. Возбуждение охватило все слои русского общества. В первый же день войны площадь Зимнего дворца, запруженная народом так, что нечем дышать, оглашается единодушным могучим: «Боже, царя храни». Сотни тысяч людей с хоругвями и патриотическими лозунгами. Как один человек, все на коленях. Николай и Александра выходят на балкон перед ликующим народом. Так встречали Христа при входе в Иерусалим с пальмовыми ветвями, восклицая: «Осанна Сыну Давида», — чтобы через несколько дней яростно крикнуть Пилату: «Распни Его!» Этот всеобщий народный патриотический восторг — это его, Самодержца Всероссийского, торжественный вход в Иерусалим — преддверие его царственной голгофы. И осенив себя крестным знамением, Государь произносит: «Не положу оружия моего до тех пор, пока хоть один враг останется на земле Русской».

6

Историк царствования Николая Второго Сергей Сергеевич Ольденбург пишет: «Самым трудным и самым забытым подвигом последнего царя в войне с Германией было то, что он, при невероятно тяжёлых условиях довёл Россию до порога победы. Его противники не дали ей переступить через этот порог». Но ярче всего свидетельствует о тех роковых обстоятельствах Уинстон Черчилль, бывший в то время британским военным министром: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошёл ко дну, когда гавань была уже видна. Она уже пережила бурю, когда всё обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача уже была выполнена. Долгие отступления окончены, снарядный голод побеждён, вооружение притекало широким потоком. Сильная, многочисленная и хорошо снабжённая армия сторожила огромный фронт... Никаких трудных действий уже не требовалось, только оставаться на посту, тяжёлым грузом давить на широко растянувшиеся германские линии; удерживать, не проявляя особой активности, слабеющие силы противника на всём фронте; одним словом — держаться; вот все, что стояло между Россией и плодами общей победы!..»

Но эта гигантская работа Николая Второго была оценена и его врагами, и «между Государем, с одной стороны, и его армией и победой, с другой, стала революция», — пишет генерал Н.А.Лохвицкий.

7

«Святой страдалец» — это пожалуй самое верное, истинно выражающее душу и жизнь Государя определение, произнесённое его супругой.

«Кругом измена и трусость, и обман», — так свидетельствует запись в дневнике Государя, сделанная им в день отречения, 2 марта. В этот скорбный час он почувствовал себя глубоко одиноким, преданным всеми. Нет, он не просто «подал в отставку», подчиняясь малодушному давлению своего окружения, но он понимал, что отречение от престола было последним шагом на пути его служения народу, который уже согрешил перед Помазанником Божиим, требуя упразднения монархии. Страшный пример полного одиночества Николая Второго говорит о непременном участии и ответственности за жизнь и судьбу государства, всего русского народа. «Тогда, — сказано в Евангелии, — все оставивши Его, бежали...»

Поэтому на вопрос, как мог он отречься от своего царского служения, надо ответить: «Потому что мы все отреклись от служения Помазаннику Божию, отреклись от власти богоугодной и освящённой». Своё царское служение России Государь исполнил до конца, сказав слова: «Быть может, нужна искупительная жертва, чтобы спасти Россию. Я буду этой жертвой. Да совершится воля Господня!» «Дело идёт о России, об её кровных интересах». «Для России я готов отдать всё, и трон, и жизнь, если я стал помехой счастья Родины. Нет той жертвы, которую я не принёс бы во имя действительного блага и спасения России».

Таким образом, самый факт отречения от престола явился выражением его самопожертвования ради Отечества, проявлением наибольшей любви, полагающей «жизнь свою за други своя». Он нёс на себе огромное бремя правления один, памятуя постоянно в своём одиночестве, что он даст ответ за всё Царю царей на небе. Он знал, для кого он это делает. Не для себя: «Я берёг не самодержавную власть, а Россию», — сказал он в роковой день отречения.

Но утратив Государя-Помазанника Божия, Россия утратила государственность.

8

Рождённый в день церковной памяти Иова Многострадального, последний русский Царь, жизнь которого была также тяжела, часто обращал внимание на день своего рождения, и сам уподобил свою жизнь испытаниям библейского страдальца, приняв свой крест, как когда-то Иов, твёрдо, кротко и без тени ропота. Сознания полноты счастья, удовлетворённости жизнью у него никогда не было. На нём исполнилось его собственное пророчество: «У меня более чем предчувствие, что я обречён на страшные испытания, и что я не буду вознаграждён за них на этом свете».

Ещё на заре своей жизни он получил ранение от руки фанатика-японца, как предзнаменование будущего страдания.

Заря счастливой супружеской жизни была омрачена кончиной венценосного отца. Заря государственного служения — ходынской катастрофой. Затем потеря любимого брата, друга, бесконечные революционные волнения, неудачная Русско-японская война, разногласия и своеволие родственников — великих князей, томительное ожидание сына и рождение вымоленного у Бога, неизлечимо больного мальчика. Наконец, новая война с первоначальными неуспехами, но с надеждой и со всеми данными грядущей скоро уже победы, которой так и не удалось дождаться. И со всем этим постоянное непонимание, травля и клевета общества.

На мудрого, но скромного в быту Венценосца смотрят свысока.

Глубокое сознание нравственной ответственности за судьбы Родины, за жизнь бесчисленных подданных, трактуется как безволие. Смирение осуждается, религиозность высмеивается. В речах и манифестах, чуждых угодливости и твёрдых по взглядам и убеждениям, усматривается рутинность, консерватизм. А всякая политическая и военная неудача, в обход дипломатов и генералов, возводится в его личную ошибку или преступление. Клевета не щадит даже Государыню, которую обвиняют в измене. Но из всего этого моря лжи, клеветы и ругани Государь выходит прекрасным и чистым. Ни единого неверного, неблагородного, нецарственного жеста, ни единой вспышки гнева или худого слова: такое достоинство и такое смирение. Сколько же пережило это сердце, сменившее царскую корону на терновый венец! Воистину в его царские уста так легко вкладываются слова Иова: «Нагим я вышел из чрева матери моей, наг и возвращаюсь: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать» (Иов 1, 21).

9

Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-Мученика Николая Второго, и его, особое, благоговейное почитание Матери Божией, можно с уверенностью сказать, что именно он умолил Царицу Небесную взять на Себя верховную власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица приняла Россию в самый трудный момент русской истории и величайшего падения богоизбранного народа, взяв на Себя преемство власти державы Российской.

«В судьбе царей воздаяние за жизнь подданных и наоборот».

Согрешил народ русский, поддавшись безбожникам, отступив от заветов отцов своих.

Тяжко согрешил пред Господом Богом и виновен перед Помазанником Его, оставив его одиноким в самую трудную минуту и допустив страшное злодеяние. Таким образом, была нарушена великая соборная клятва верности дому Романовых.

«Жертвенный подвиг Государя заключался в том, что, желая сохранить древние основы и православные традиции России, он был мистически покорен судьбе и уповал на Божественное предопределение», — писал задолго до смерти А.И.Деникин.

10

Власть православного государства руководствуется православным мировоззрением, согласно которому смысл жизни в кратчайшей своей формуле — это приобщение к Богу и Божественному миру. За всю свою историческую жизнь русский народ ни разу не произнес «священная Россия» (наподобие Священной Римской империи, но всегда мудро и тонко говорил «Святая»). А это отнюдь не государство, это уже общественно-национальная жизнь, создающаяся под влиянием любви к святости русского народа. И Государь всей своей натурой чувствовал это. Он стремился быть представителем духовной и Святой Руси по своим воззрениям, по личной жизни и характеру, а не только по своему царскому служению. Государь желал, чтобы жизнь русского государства и общества, каждой отдельной личности и семьи, от царя до крестьянина была неотрывна от жизни Церкви. Он был представителем и носителем этой национальной русской культуры, по существу своему религиозной. Он был верен именно духовной и Святой Руси и наилучшим образом воплощал её в себе. Он сознательно и благоговейно принял на себя царское служение — посвящение себя на служение Богу в царском чине. Он сознательно и убеждённо принёс присягу верности Богу и Православию. Именно в годы его правления русскому народу дано было свыше явное указание на возвращение в своё историческое русло. Но Божие напоминание никого не образумило; ни явление такой колоссальной личности в середине XIX века, как Серафим Саровский, ни деятельность на пороге двух столетий Иоанна Кронштадтского, по своим масштабам напоминавшая евангельские времена, поняты не были. И потому борьба против Государя стала борьбой против Православия, и Царь-Мученик стал жертвой восстания против Бога.

11

«Тучи чёрные и гроза! Туман покрывает будущее. Без ропота это трудно выносить, но и это пройдёт. Там, впереди такое сияние, там всё станет ясно, там награда за все тяжелые переживания».

(Из писем Александры Феодоровны в заточении).

И далее: «Тяжко жить, но впереди свет и радость, тишина и награда за все страдания и мучения...».

«Читаю много Евангелие и Библию, и каждый раз нахожу новое и лучше понимаю: надо Бога вечно благодарить за всё, что Он дал».

Государыня глубоко ощущает связь страданий страны и народа, от которых не отделяет себя, и страданий Христа Спасителя. «Боже, как все Христа распинают. Как Он ежечасно страдает из-за грехов мира. За нас Он умер, страдал, и так мы Ему отплатили...»

Государыня пишет, что страдания посылаются Богом не случайно, через их перенесение очищаются души человеческие, искупаются совершённые прежде грехи.

«Все должны страдать за всё, что сделали, но никто этого не понимает...»

«Атмосфера электрическая кругом... Но на душе мирно — всё по воле Божией. Он всё к лучшему делает. Только на Него уповать...»

«Господи, смилуйся над Россией! Спаси её. Твёрдо и непоколебимо верю, что Он один и спасёт. Он один это может. Надо только терпеть, очиститься, переродиться...»

Подобные же страдания испытывает и Государь. В своём дневнике он немногословен. «...Кажется иногда, что дольше терпеть нет сил, даже не знаешь, на что надеяться, чего желать? А всё-таки никто как Бог. Да будет воля Его Святая!»

В перенесении всех этих великих скорбей утешение и крепость царственные узники получают в молитве, духовном чтении, богослужении, причащении Святых Тайн. Множество раз об этом говорится в письмах Государыни и других членов семьи:

«В молитве утешение... Господь дал нам неожиданную радость, допустив нас приобщиться Святых Христовых Тайн, для очищения грехов и жизни вечной. Светлое ликование и любовь наполняют душу».

Из письма великой княжны Татьяны Николаевны: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежною смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту... Они шли спокойно навстречу смерти, потому что надеялись вступить в иную духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».

12

Семнадцать долгих месяцев Царская Семья шла по тернистому пути к своей голгофе, все выше становясь нравственно, озаряясь изнутри светом Небесного града. Из вышеприведённых записей семьи видно, какими мыслями святые узники жили, с чем они молча соглашались, в чём невольно выражали себя их души. Эта готовность всё претерпеть за любимую ими Россию, стать искупительной жертвой и есть подвиг страстотерпчества. Подобно тому как Христос был распят на Голгофе за грехи всего мира, всеми оставленный, так и Государь был принесён в жертву за грехи всей России, также всеми оставленный. И никто не оказал помощи своему царю в дни его тяжких испытаний, когда он был узником богоборческой сатанинской власти.

«Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных, мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей...»

(Из екатеринбургского стихотворения великой княжны Ольги Николаевны).

Святая Церковь называет исповедниками тех христиан, которые мужественно претерпели страдания и узы, темницы и ссылки за открытое исповедание своей веры. И Государь был умучен от неверного и отступнического общества, ставшего чуждым принципам Святой Руси. Умучен как хранитель этих принципов, как слуга Божий, ограниченный в своей воле и власти только Законом Божиим, законом правды и любви, которому он служил до смерти. За верность своей присяге, клятвенному обещанию, данному при восшествии на престол. За веру в святость своего миропомазания на царство и свою ответственность пред Богом. За благочестие, то есть за свидетельство о Христовой истине самой своей жизнью, за правду русского бытия и культуру, дух которой — в Православии. Самый акт отречения от престола явился выражением его самопожертвования ради Отечества, проявлением наибольшей любви, полагающей жизнь свою за други своя. Но силой христианской жертвы победил Государь врагов, взойдя на Екатеринбургскую голгофу во искупление нашего земского греха. Поэтому смертный грех цареубийства тяготеет над всем русским народом, а, следовательно, в той или иной степени, — над каждым из нас. «Кровь Его на нас и на детях наших...» (Мф. 27, 25).

13

В этом плане прославление Государя и его семьи в лике святых может иметь величайшее и духовное и историческое значение, так как оно открывает путь к возрождению России и спасает её от окончательной гибели в тисках богоборческой власти. Государь уже давно прославлен Богом с момента мученической кончины. Когда Церковь прославляет какого-либо святого, то она вовсе не делает его святым, она только возвещает людям о том, что такой-то человек или группа людей уже прославлены у Бога. Но редко кто обращает внимание на мистическую сторону вопроса, так как претерпев мучения, святые страдальцы являются победителями зла, а значит имеют дерзновение у Господа молиться о нас и пополнять число угодников Божиих. Актом прославления Церковь выражает свою любовь к мученикам, уверенность в том, что они святы у Господа, преклонение перед их подвигом, желание молиться им с любовью о помощи нам, грешным. Гораздо более чем им, спасшим души свои мученической смертью за Христа, и ныне наслаждающимся светом славы в селениях Отца Небесного, торжественное прославление Царственных Мучеников необходимо нам в этом погибающем мире. Прославление святых — это соучастие в их подвиге. Оно всегда даётся не легко. Вспомним, сколько трудов потребовалось Государю, первому Мирянину по занимаемому им положению в Церкви, чтобы прославить Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Иоанна Тобольского. Зависть диавола сопротивлялась прославлению святых всегда, как сопротивлялась она и распространению благовестия о Воскресении Самого Христа. А что такое прославление святых, как не свидетельство об их воскресении в жизнь вечную, подтверждённую всею Церковью?

14

Часто сегодня по этому поводу раздаются голоса незнающих или малодушных людей, что, мол, «хватит уже об этом, поговорили, вспомнили и будет. Они и так святые, мы же почтим их память и довольно, ибо внешне это уже политика». Ответим: «Да, у Бога они прославлены, святые, а нам в том какая честь?»

Великий учитель и святитель Церкви Игнатий Брянчанинов пишет: «Сердцем веруется в правду, по слову апостола, усты же исповедуется во спасение». Поэтому нужно исповедание правды устами и, когда можно, делами. Правда, исповеданная словами и делами, как бы осуществляется, делается принадлежностью человека. И потому, что она существенна — она важный залог спасения».

Итак, прославление нужно нам для нашего спасения. Тот же, кто говорит, что прославление «затевается» по политическим мотивам, есть противник ему по политическим мотивам. Потому что подобная политика направлена против Церкви, а в конечном счёте, против спасения, которое даровал святым Бог, а через участие в их подвиге, за их молитвы — и нам, грешным.

Из истории мы знаем, что и в прежние времена случались устранения государей и в Европе, и в нашем Отечестве. Но впервые в истории России убийство монарха означало уничтожение самого престола — места, которое, по вере православной, было свято и означало место Ответчика и Предстателя пред Небом за весь народ и всю Россию. Последствием этого убийства явилось разобщение соборной души русского народа, обезглавливание его мистического тела, беспризорность и безначалие. «Камень, который был отвергнут строителями, оказался главою угла». Поэтому канонизация Царской Семьи — это прежде всего осознание своего великого греха пред ней. Да простит нам Господь и святая Семья Царственных Мучеников этот великий, всенародный, земский грех! И да поможет нам Бог начать новую жизнь по Его учению. Будем же усерднее исповедовать Христа Спасителя, а также имя великого православного христианина, небесного покровителя России, святого Царя-Мученика Николая Второго. Это чудесный ключ, открывающий для нас врата жизни будущего века.

Аминь.

1997 г.

 

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135


Страница 84 из 101

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Обложка книги "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи. Автор - протоиерей Леонид Константинов

Книги настоятеля

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Епархиальные интернет-ресурсы

Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии
Белгородская Православная Духовная Семинария (с миссионерской направленностью)


I Белгородское благочиние

Преображенский Кафедральный собор в г. Белгороде
Смоленский собор г. Белгорода
Николо-Иоасафовский собор города Белгорода
Храм Архангела Гавриила г. Белгород (БелГУ)
Храм преподобного Сергия Радонежского г. Белгород
Вставить



Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама