Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи.

Ко дню народного единства

E-mail Печать PDF

4 ноября (22 октября по ст.ст.), в день празднования Казанской иконы Божией Матери, наш народ впервые отмечает особый, неизвестный доселе праздник — День народного единства.

После смерти Бориса Годунова на Руси возникла Смута. Историки называют этот страшный период в жизни нашего государства «великим разорением», когда отсутствие реальной власти, разрушение ориентиров, отсутствие информации и всеобщая смута в сознании людей поставили страну на грань всеобщей катастрофы. Рушилась сама основа государства, всё превращалось в хаос. Над Россией нависла тогда страшная угроза исчезновения с исторической сцены и ухода в небытие. Вторжение шведов с севера и поляков с запада, оккупация многих исконно русских городов, захват Москвы и самого духовного сердца России — Кремля, осада Свято-Троицкой Сергиевой лавры, осквернение православных святынь и бесчинства над русским народом — всё это, думали многие, приведёт Россию к завершению своего исторического бытия. Казалось, сбывается многовековая исконная мечта католицизма: разрушение вертикали Богом данной власти и повержение в пучину хаоса вот-вот принудят Россию подчиниться папе римскому. Для Московского престола был уже приготовлен и кандидат в «русские цари» — наследник польского королевского дома Владислав IV. С точки зрения политической это могло означать только одно — конец России. В условиях полного беспорядка, административного и военного развала вся реальная власть в русской столице с 21 сентября 1610 года сосредоточилась в руках бояр-изменников (т.н. Семибоярщина) и польского коменданта Гонсевского. Непримиримые соперники, поляки и шведы, проявили тогда трогательное единодушие в деле разграбления русских земель, норовя отхватить у России кусок побольше, пока страна истекала кровью в горниле смутного безвременья. Сохранились тайные инструкции Рима. Их суть заключалась в том, чтобы постепенно, но неуклонно вести дело к подчинению Русской Православной Церкви папе римскому. Вот уж где воистину Ватикан показал, что для него «цель оправдывает средства». Тем более, что была составлена и грамота от Семибоярщины, где говорилось, что Московское государство «отдаётся на волю польского короля». Роковую роль сыграла здесь измена боярской верхушки, утерявшей сознание своего национального и религиозного долга и страшившейся лишь за политические и сословные привилегии. Начав политическую торговлю с иноземцами, остановиться на полпути было уже никак нельзя. Поэтому дело оставалось за самым малым — чтобы подпись свою поставил Патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Казалось, раздираемая кровавой смутой Россия, лишённая столицы, регулярного войска, системы государственной власти, последних выходов к европейским торговым путям, доживает последние дни. И в этот самый момент появляются первые признаки духовного прозрения, осознания причин Смуты и раскаяния в совершившемся грехе. Патриарх говорит изменникам-боярам: «Нет. Подписи на вашей грамоте в присягании польскому королю не сделаю и вам не повелеваю. Всех благословляю умереть за Православие, но только не отречься».

Напрасно бояре угрожали Патриарху смертью — он был непреклонен. Грамота без подписи Патриарха была незаконна. Тогда бояре стали кричать, что, дескать, «Патриарх в земские, то есть мирские дела, не должен вмешиваться». Но русский народ отвечал иначе. Духовный разум и здравый смысл взяли верх. «Изначала у нас в Российском государстве так велось: если великие земские или государственные дела качнутся, то государи призывают к себе патриархов и митрополитов и с ними советуются. Без их совета ничего не решают. Теперь мы стали безгосударны, и Патриарх у нас человек начальный. Без него о таком великом деле говорить непригоже. Нам теперь без патриарших грамот, по одним боярским, ничего делать нельзя». Тогда Патриарху Гермогену стали угрожать смертью. Но сговора с католической Польшей и передачи ей власти на Московское государство не получилось. Вот что значит, порой, одна лишь такая «малость», как подпись — вернее, в данном случае отсутствие таковой. Жертвенный подвиг русского Патриарха дал духовное и законное основание начать русским городам переписываться между собой с целью решить, как спасать Москву и Отечество. В этой переписке часто упоминался Патриарх Гермоген, как «пастырь добрый, готовый душу свою положить за други своя и веру христианскую». Жители Ярославля писали к гражданам Казани: «Гермоген стал за веру и Православие и нам всем велел до конца стоять. Если бы он не сделал сего досточудного дела, погибло бы всё». Между тем Гермоген рассылал во все города грамоты, призывая Россию подняться на своё освобождение. Эти грамоты имели огромную духовную силу и пробуждали народ. Поляки заточили Патриарха в подземелье и начали морить голодом. Но голос Церкви не смолк. С теми же призывами объединиться и пойти на защиту Отечества стали рассылать русским городам свои грамоты монахи Троице-Сергиевой лавры во главе с архимандритом Дионисием. И русский народ нашёл в себе силы подняться с колен и выступить на борьбу за своё национальное существование. Призывы Церкви были услышаны в самой глубине народного сознания. Нижегородский купец Кузьма Минин отдал все свои сбережения на сбор народного ополчения. Его примеру последовали сотни других русских людей. Возглавил ополчение князь Димитрий Пожарский. К Москве потянулись народные дружины. По совету Патриарха Гермогена, из Казани в ополчение Минина-Пожарского была взята святая Казанская икона Пресвятой Богородицы. Осенью 1612 года русское ополчение было уже под Москвой. Однако пробиться в столицу не удавалось. И тогда ополченцы наложили на себя строгий трёхдневный пост, усилив при этом молитву Царице Небесной перед Её Казанской иконой. Духовная помощь, которую источал этот чудотворный образ, была неоценима. 4 ноября (22 октября по ст.ст.) под благодатным покровом Казанской иконы Матери Божией начался штурм Кремля русским ополчением, и после решительного приступа поляки сдались. Через три дня капитулировал последний польский отряд. Интересным было это чудное зрелище, когда на Красной площади, под сенью Казанской иконы Божией Матери, русские ополченцы — простые горожане и крестьяне, большая часть которых была плохо одета и вооружена чем попало, — принимали капитуляцию поляков. Из Кремля правильным строем в золочёных латах выходило польское войско, отлично вооружённое, и слагало к лаптям мужиков свои потерявшие славу знамёна. Смута кончилась. Но до этого светлого дня Патриарх Гермоген не дожил. 17 февраля 1612 года он умер голодной смертью в подземелье Чудова монастыря. Враги не простили ему его святое слово. В 1912 году он был причислен к лику святых, и мощи его до сего дня почивают в Успенском соборе Московского Кремля.

В память об этом событии 4 ноября (22 октября по ст.ст.) был установлен праздник Казанской иконы Божией Матери. А немного позднее трудами князя Пожарского и москвичей на Красной площади в честь этой иконы был воздвигнут и храм. Икона сия имеет одну очень интересную особенность, обычно не замечаемую сразу. Если на всех Богородичных иконах Матерь Божия, держа Богомладенца, свободною рукою обычно указывает на Него, как бы говоря молящимся: «Вот ваш Спаситель», то на Казанской иконе руки Матери Божией не показаны. Но зато Христос Своей ручкой указывает на Неё, как бы говоря людям: «Вот ваша Заступница». Казанская икона Богородицы свидетельствует о возрастающем значении Царицы Небесной в последних судьбах Церкви и мира, о том, как Она неоднократно спасала Россию от самозванцев и супостатов, и о том, что Она спасёт русский народ от всех искушений последнего царя — самозванца антихриста в канун второго и страшного пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему всё, происходящее с Казанской иконой или окрест неё, важно для всей России не только вчера, но — сегодня и завтра, и в самый последний день. Именно Казанская икона Матери Божией подняла дух русского народа, вселила в него уверенность в своих скрытых до времени могучих силах. Волей Пресвятой Богородицы, посредством Её чудотворной Казанской иконы, а также предстательством русских святых и сопротивлением народа была спасена Россия.

Без царя, без войска и даже без правительства русский народ, как бы придя в себя, сумел сбросить западных супостатов и восстановить государство, практически переставшее тогда существовать в хаосе Смуты. Время этой великой Смуты показало, на что способен великий русский народ под водительством настоящего пастыря, если в этом народе не иссякли добрые силы высшей духовной воли. Это великое испытание завершилось большой духовной победой русского народа — избранием на древний Московский престол Всероссийским Собором помазанника Божия — русского царя Михаила Феодоровича Романова. Пределы Отечества были очищены. Произошла политическая и социальная консолидация русского народа. Как будто разогнулась пружина русского духа, и совсем скоро произошло присоединение Урала, покорение Сибири и распространение Русского государства на Дальний Восток. А светлой надеждой послужило тогда то обстоятельство, что высшая добрая воля народа, имевшая опорой своей Святую Русь, сумела возобладать над восстанием воли низшей и сохранить свою Родину как духовную цель и основу всей жизни российского общества в целом и как мерило поведения всех, в том числе и сильных мира сего. Эти здоровые силы Святой православной Руси явились основой её внешней военной победы над силами Запада. Из великого искушения Святая Русь выходила и достойно, и славно.

И сегодня, перечитывая эту славную страницу в истории Русского государства, нам всем необходимо помнить, что помимо мира материального, существует и мир духовный, невидимый, законы которого ничуть не менее определены и категоричны, чем те, что управляют движением материи. Это и неудивительно. Ибо Творец и Основоположник законов — и тех и других — Один и Тот же, сказавший: «Аз есмь Бог твой и несть разве Мене...» Законы же, данные Им в религиозно-нравственной области человеческого бытия, предполагают непременно обязательными веру и верность, карая как злостное и непростительное нарушение пагубное своеволие и гордостное самовластие, особенно в священной области русской истории, являющейся местом действия не постижимого человеческим разумом Промысла Божия. Полностью подтверждает это и наша недавняя история. Разве не повторил русский народ в начале XX столетия прегрешений наших предков? Разве из пустой суетности и тщеславия, в погоне за миражами материального благополучия, в ослеплении гордыни не отвергли мы тогда богоучреждённый порядок бытия земли Русской? Но от подобных причин подобное же бывает и следствие. Отсюда кровь Гражданской войны, ужасы террора и коллективизации, гнёт «застоя» и позор нынешней «демократии». Жаль только, что и после всего этого мало кто видит настоящие причины русской трагедии. Что тут сделаешь? «Имеющий уши, да слышит...» Народ, который отворачивается от Бога, делается орудием сатаны. Поэтому сегодня мы, как никогда нуждаемся в том, чтобы обрести народное единство. И дай Бог, чтобы водовороты страшных смут начала XVII и XX веков заставили нас оглянуться на эти минувшие времена, дабы усвоить их уроки. И в день праздника Казанской иконы Матери Божией даруй нам, Господи, сил и разума, веру и жажду истины, которые не раз уже помогали предкам нашим выходить из самых затруднительных положений и, подобно древнему фениксу, возрождаться из пепла и горечи ошибок и поражений.

2005 г.

 

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135


Страница 87 из 101

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Обложка книги "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи. Автор - протоиерей Леонид Константинов

Книги настоятеля

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Епархиальные интернет-ресурсы

Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии
Белгородская Православная Духовная Семинария (с миссионерской направленностью)


I Белгородское благочиние

Преображенский Кафедральный собор в г. Белгороде
Смоленский собор г. Белгорода
Николо-Иоасафовский собор города Белгорода
Храм Архангела Гавриила г. Белгород (БелГУ)
Храм преподобного Сергия Радонежского г. Белгород
Вставить



Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама