Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи.

К установлению патриаршества на Руси

E-mail Печать PDF

Когда христианство стало государственной религией, неизбежно возник вопрос и о канонической организации Русской Церкви. Приняв вероисповедание от православной Византии, молодая Русская Церковь составила новую, 61-ю по счёту, митрополию Константинопольского Патриархата. Летопись рассказывает, что, возвращаясь после своего крещения из Корсуни, князь Владимир вывез на Русь и греческое духовенство во главе с митрополитом. Насчёт того, кто был первым митрополитом, среди историков существуют разногласия. Но церковная традиция не без основания считает им святого Михаила, память которого совершается дважды в году.

Первые киевские митрополиты проживали сначала в Переяславле, и только со времени построения Ярославом Софийского соборного храма в столице митрополичьей резиденцией стал Киев. Это было при митрополите Феопемпте и дало повод считать начало Киевской митрополии с 1039 года. Естественно, первые Киевские митрополиты избирались и посвящались в Константинополе и были греками по происхождению. Известны только два случая, когда ими становились русские. Например, в 1051 году по желанию великого князя Ярослава киевским митрополитом стал русский образованный священник села Берестова — Иларион. Однако это обстоятельство вызвало сильное недовольство в Константинополе: греки не хотели выпускать из рук доходную Русскую митрополию. Здесь, правда, был и положительный момент — устранялась возможность смены митрополитов по капризу столичных князей, часто менявшихся на Киевском престоле.

В 1240 году, во время разгрома Киева татаромонголами, погиб киевский митрополит грек Иосиф. Ехать в завоёванную татарами страну охотников среди митрополитов-греков уже не находилось, и в 1250 году в Константинополе посвятили на Киевскую митрополию Кирилла, родом русского.

Начиная с XIV века, измученная и раздробленная на мелкие феодальные княжества Русь стала медленно объединяться вокруг Москвы. Она же со времени святителя Петра (1308-1326 гг.), становится резиденцией русских митрополитов. Московские великие князья в своей объединительной политике нуждались в моральной поддержке своих митрополитов, знающих быт русского народа, его язык и традиции.

В то время, как Русское государство росло и укреплялось, Византия уменьшалась в своих границах и испытывала грозную опасность со стороны османских турок. Выход из создавшегося положения византийские императоры видели в союзе с католическим Западом. Они готовы были даже пойти на церковную унию (соглашение) с папским Римом. В 1439 году во Флоренции эта уния была заключена, и Константинопольский Патриарх Иосиф стал униатом. Вскоре он послал в Россию своего ставленника — униата Исидора. Но тому пришлось бежать из православной Москвы. Зависимость сильной Русской Церкви от слабой Византии стала теперь, когда под сомнение была взята чистота православия греков, фактически невозможной. В 1448 году Собор русских епископов самостоятельно возвёл на Московскую митрополию святителя Иону. Это событие следует считать началом автокефалии (самостоятельности) Русской Православной Церкви.

А спустя пять лет, в мае 1453 года, под натиском турецких полчищ пала древняя столица православной Византии — Константинополь. Эта трагическая страница в истории Вселенского христианства застигает Русское государство и Русскую Церковь восходящими в зенит своей славы и тесного союза. В половине XV столетия Московское княжество освобождается от двухвековых оков татарщины и развивается в обширное национальное государство. Русский митрополит в это время фактически пользуется правами патриарха и стоит по святительской чести выше всех православных митрополитов. С половины XVI столетия его уже называют «Святейшим». А сама Святая Русь после падения Константинополя (Второго Рима) окончательно осознаёт себя единственной представительницей незапятнанного Православия во всём подлунном мире. Этот несомненный исторический факт, естественно, ставит вопрос об учреждении на Руси патриаршества. К тому же, надежда найти в русском патриархе защиту Православию, угнетённому на Востоке мусульманами, а на Западе католицизмом, также располагала желать возвышения сана для русского митрополита.

Исторические обстоятельства, предшествовавшие этому событию, были таковы. В июне 1586 года в Москву для сбора пожертвований приехал Антиохийский Патриарх Иоаким. Ему оказали торжественный приём. Но во время встречи в соборном Успенском храме русский митрополит Дионисий неожиданно первый благословил восточного патриарха. Со стороны последнего это вызвало лёгкое замешательство. Конечно, можно с уверенностью утверждать, что поступок Дионисия был заранее обдуман и согласован с царём Феодором Иоанновичем. От имени царя Феодора его шурин (а фактически, правитель государства) Борис Годунов обратился к патриарху Иоакиму с просьбой передать на Востоке Вселенскому Патриарху прошение русского правительства о введении патриаршества в России. Иоаким обещал. На следующий год был получен ответ: Вселенский Патриарх вместе с Антиохийским Иоакимом согласен с желанием царя и что уже послали за Александрийским и Иерусалимским патриархами для совещания и соборного решения по этому вопросу.

Но в завоёванном турками Константинополе в это время произошли большие перемены. Султан низложил Вселенского Патриарха Феопемпта. Его состояние было разграблено, а патриаршая церковь Пресвятой Богородицы Паммакариссы (Всеблаженной) была обращена в мечеть. Новому Вселенскому Патриарху Иеремии пришлось строить церковь и жилище для себя на другом месте. Для этого нужны были средства. Единственный выход — поездка за милостыней на Русь. В июле 1588 года Иеремия прибыл в Москву и был торжественно встречен народом и царём. Со слезами рассказав о бедствиях Константинопольской Церкви, Иеремия вместе с тем объявил, что привёз соборное определение об открытии патриаршества в России. При этом он изъявил готовность остаться в России патриархом. Ему предложили устроить свою резиденцию во Владимире, на что он стал решительно возражать: «Мне во Владимире быть невозможно, потому что Патриарх всегда при государе. А то что за патриаршество, если жить вдали от государя?» Однако ему снова предложили Владимир. И Иеремия, в конце концов, сказал, что желает разделить скорби той Церкви, которую «как мать воспринял», и куда его зовут скорби епископов и всей греческой паствы. Он благословил государя избрать Собором русского патриарха с тем, чтобы и впредь патриархи избирались в России своими митрополитами, по чину церковному.

26 января 1589 года в Успенском соборе Кремля при участии Вселенского Патриарха Иеремии состоялось поставление первого русского Патриарха. Из трёх кандидатов жребий пал на митрополита Иова. Наречённый патриарх исповедал перед лицом всего Собора, перед Богом и епископами свою праведную и непорочную веру.

Это избрание царь велел увековечить особой грамотой, которая была скреплена печатями самодержца, обоих патриархов и всех русских и греческих архиереев, участвовавших в поставлении. Через два года Патриарх Иеремия прислал соборную грамоту об утверждении патриаршества в России за подписью его и других восточных патриархов. В этом документе было сказано: «Признаем и совершаем в царствующем граде Москве поставление патриаршеское господина Иова, да почитается и именуется впредь с нами, патриархами, и будет чин ему в молитвах после Иерусалимского...» Это означало, что Московский Патриарх занял пятое по чести место в ряду других восточных патриархов после Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

Вместе с возвышением Московского первосвятительского престола были возвышены и некоторые из епархиальных кафедр. Теперь в России подобало быть четырём митрополитам, шести архиепископам и восьми епископам. Саном митрополита были почтены пастыри Новгородский, Казанский, Ростовский и Крутицкий, постоянный помощник (викарий) Патриарха.

В политических событиях XVII века Московские Патриархи сыграли большую роль и остались в истории Русского государства как крупные политические деятели. Уже первый Патриарх — Иов выступил как энергичный и непреклонный борец против польско-шляхетской интервенции, выдвигавшей на Русский престол самозванца Лжедмитрия I. Занявший после смерти Бориса Годунова русский трон Лжедмитрий устранил Иова и заменил его своим ставленником Игнатием.

Однако 3 июля 1606 года патриарший престол перешёл к митрополиту Казанскому Гермогену, увековечившему себя в истории России как борца с врагами нашей Родины. Его преемником с 24 июля 1619 года стал Филарет (Романов), крупнейший государственный и церковный деятель. При молодости своего сына, царя Михаила Романова, Филарет был фактическим правителем Русского государства. Следующие патриархи Иоасаф (1634-1640) и Иосиф (1642-1652) были известны больше своею церковною деятельностью.

Сменивший в 1652 году умершего Иосифа Новгородский митрополит Никон был подлинный русский самородок, богатый умственными дарованиями, равного которому история Русской Церкви не знает; при нём Церковь достигла наивысшего положения в государстве. Но это торжество было непродолжительным. Никона постигла суровая опала. Его преемники Иоасаф II (1667-1672), Питирим (1672-1673), Иоаким (1674-1690) и Адриан (1690-1700) значительно уступали дарованиями и энергией своему предшественнику.

В истории Русского государства XVII век характеризуется ростом абсолютистской монархии. Это особенно заметно со времени царя Алексея Михайловича. Утрачивает своё первоначальное значение боярская Дума. Сходят со сцены Земские соборы. Урезываются вотчинные права Церкви. Теория патриарха Никона о приоритете церковной власти над светскою постепенно теряет своё значение и становится анахронизмом.

Крупный государственный преобразователь Пётр Первый подозревал в патриархах тайных и явных противников своих нововведений. Крутые меры по отношению к Церкви приводят к тому, что последний патриарх — Адриан предпочитает уехать из Москвы в пригородный монастырь и редко появляется в городе. А когда он умирает, Пётр не разрешает выбирать ему преемника. Управление Церкви было поручено митрополиту Стефану (Яворскому) в звании «администратора и экзарха патриаршего престола».

Спустя 20 лет, 1 января 1721 года, Пётр учредил Святейший Правительственный Синод. С его открытием было окончательно упразднено патриаршее управление. Синод подчинялся непосредственно самодержавной особе монарха. С 1722 года при Святейшем Синоде была учреждена должность обер-прокурора, который являлся «оком царевым и стряпчим дел государевых». Он фактически превратился в полного хозяина в Синоде.

Ликвидация патриаршества не вызвала открытых возражений со стороны духовенства. Однако и учреждение Синода не сопровождалось выражением радости. С недоумением это новшество было встречено и на православном Востоке. Учреждение Синода утвердил только один Константинопольский Патриарх. Александрийская патриаршая кафедра в то время была вакантна. Иерусалимский Патриарх отказался дать своё согласие, а Антиохийский подписал документ об учреждении Синода в России единолично, без остальных епископов и с оговоркой: «Если Синодальное управление не будет противно правилам апостольским и Вселенских Соборов». Таким образом, на два с лишним столетия патриаршество в России прекратило своё существование...

1999 г.

 

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135


Страница 88 из 101

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Обложка книги "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи. Автор - протоиерей Леонид Константинов

Книги настоятеля

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Епархиальные интернет-ресурсы

Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии
Белгородская Православная Духовная Семинария (с миссионерской направленностью)


I Белгородское благочиние

Преображенский Кафедральный собор в г. Белгороде
Смоленский собор г. Белгорода
Николо-Иоасафовский собор города Белгорода
Храм Архангела Гавриила г. Белгород (БелГУ)
Храм преподобного Сергия Радонежского г. Белгород
Вставить



Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама