Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи.

Восемь дней по Святой земле. Воспоминания паломника

E-mail Печать PDF

Приступая к описанию паломничества по земле Иисуса, прежде всего, сталкиваешься с проблемой — как в краткой статье пересказать всё то, что удалось увидеть и пережить, путешествуя по Палестине. Маленькая полоска земли между Средиземным морем и рекой Иордан по богатству и разнообразию флоры и фауны, бесспорно, занимает первое место в мире, где за один день можно побывать в нескольких климатических зонах и увидеть самые разнообразные пейзажи. Земля, по библейскому определению, «текущая молоком и мёдом», с незапамятных времён являлась местом столкновения народов трёх континентов. На пороге XXI века она всё ещё далека от обретения мира и гармонии, более соответствующих стране, которая в течение тысячелетий была центром культурных и духовных связей между Европой, Азией и Африкой.

С географической точки зрения, в этом регионе существует 4 различных между собой ландшафта: зелёные равнины, снежные горы, сухие безводные пустыни и, наконец, широкие и плодородные оазисы. Пейзаж Святой земли необыкновенно живописен и выразителен из-за сильных контрастов. Всё пронизано обильным солнечным светом: скалистые горы, плантации и сады, голубые озёра и даже пустыни. И всё это проникнуто религиозным настроением, потому что именно в этом уголке Ближнего Востока находится перекрёсток христианства, иудаизма и ислама — трёх монотеистических религий, дающих человеку представление о едином Боге и поразительных, едва уловимых между ними точках соприкосновения. Но, прежде всего, Святая земля — это место, где протекала земная жизнь Иисуса Христа. Эта земля была свидетельницей Его деяний, пророчеств, чудес и, наконец, Его последней высшей Жертвы. Археологические находки необычайной важности, своеобразная древнейшая архитектура, многочисленные места, связанные с именем Иисуса — всё это побуждает людей всего мира к глубоким размышлениям. И хотя до сих пор не смолкает здесь зловещее эхо войны, тысячи верующих со всех концов света стекаются сюда в поисках смысла жизни, в размышлениях о вере, надежде и любви, которые доходят до всех из этого святого уголка земного шара.

Каждый человек, побывавший в Палестине, отождествляет себя с древними путешественниками, ходившими по этой земле. Посещение часовен, храмов и монастырей, купание в Иордане, ночное богослужение на Голгофе даёт паломнику несравненный духовный опыт, который не оставит его равнодушным к великим свидетельствам культурного и религиозного наследия огромной части человечества.

День первый

Паломничество в Иорданию - Нажать для увеличения!Наше путешествие по Святой земле началось с Иордании. Я удивился, что в стране, исповедующей ислам, так много христианских храмов. Мусульмане и христиане уживаются здесь прекрасно. Кроме фосфоритов, в стране не добывается никаких полезных ископаемых. На каждом шагу ощущается острая нехватка воды, и, тем не менее, в маленьких магазинчиках и огромных супермаркетах есть буквально всё, что может пожелать себе человек. Золото здесь очень дешёвое и хорошего качества, а денежная единица — иорданский динар — стабильна. В этом маленьком арабском государстве сохраняется монархический строй, поэтому всюду можно увидеть портреты короля Хусейна. По мнению самих иорданцев, это не есть культ личности в нашем понимании, но искренняя и всенародная любовь к своему монарху. Осматривая Амман, мы побывали на развалинах храма Геракла и видели древнейший амфитеатр, построенный римлянами задолго до нашей эры. К сожалению, не удалось попасть в расположенную далеко на юге легендарную Петру (город, высеченный в скале). Зато в Мадобе мы обнаружили храм, на полу которого сохранилась древнейшая мозаика — карта Святой земли. Её возраст 1500 лет. Когда-то во время землетрясения здесь было всё разрушено. Позднее археологам удалось обнаружить часть мозаичного пола, и на этом месте была построена церковь. Однако главным событием нашего пребывания в Иордании стало посещение горы Нево. Три тысячи пятьсот лет назад Господь привёл сюда богоизбранный народ. Отсюда, с вершины этой горы, Бог показал Моисею всю страну обетованную, и здесь же величайший пророк и вождь народа израильского умер. Нам совсем нетрудно было подниматься на эту гору. Мягкий, комфортабельный автобус доставил нас почти к самой вершине, и пока туристы щёлкали фотоаппаратами, мне вспомнились слова из Библии: «И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона. И показал ему Господь всю землю Галаад, до самого Дана, и всю землю Неффалимову и Ефремову, даже до самого западного моря. И сказал ему Господь: «Вот земля, которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря — семени твоему дам ее. Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но ты в нее не войдешь». И умер там Моисей, раб Господень, и погребен в земле Моавитской, и никто не знает места погребения его даже до сего дня». Так говорит Библия. Сейчас на вершине этой горы католический орден францисканцев ведёт раскопки, начатые ещё в 1952 году. За долгие годы кропотливого труда удалось обнаружить древнейший храм времён Юстиниана с портиками, колоннами и мозаикой.

День второй

Паломничество в Вифлием - Нажать для увеличения!Вдоволь насладившись прекрасным видом Иорданской долины и Мёртвого моря, мы прощаемся с маленьким и гостеприимным арабским королевством и по мосту Алленби пересекаем иордано-израильскую границу. Быстро пройдя формальности таможенного досмотра, наша группа пересаживается в израильский автобус и направляется к Вифлеему. Теперь наш путь пролегает по безжизненной местности, именуемой пустыней Иудейской. Автобус едет по стране, лишённой всякого очарования. Кое-где вдали видны стоянки бедуинов. Совсем недавно закончился сезон дождей, и по склонам холмов бродят ещё стада овец. Но через месяц здесь не останется даже сухих колючек — всё будет сожжено солнцем. «Глас вопиющего в пустыне, — вспоминаются мне евангельские слова, — приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Цивилизация почти не коснулась этих мест и кажется, что вот сейчас выйдет из ущелья суровый отшельник в одежде из верблюжьей шерсти и, глядя на нас, грозно произнесёт: «Покайтесь, приблизилось Царство Божие!»

В первые же дни своего служения людям Иисус Христос также должен был отдать дань пустыне. В Евангелии сказано: «Дух ведет Его в пустыню... И был Иисус там 40 дней, искушаемый сатаною...» Но всё же, несмотря на безжизненность этих сухих каменистых холмов, пустыня Иудейская не может не вызывать восхищения. Ведь эти места отмечены событиями из жизни Иисуса и Иоанна Крестителя. Именно эта пустыня в первые века христианства изобиловала монастырями и лаврами, как улей пчёлами. Следы многих из них сохранились до сих пор. И, конечно же, этот «лунный» пейзаж заслуживает того, чтобы его увидеть.

Между тем вдали уже показались строения Вифлеема. Ландшафт быстро меняется. Всё чаще встречаются лимонные деревья, оливковые рощи и виноградники. Этот небольшой городок из белого камня лежит на склонах скалистого крутого холма с разбросанными повсюду пальмами и кипарисами. В наши дни, как и «во время оно», здешние пастухи, одетые в длинные одежды, ведут стада овец через обширное пастбище, известное как Поле Пастырей, которое помнит не только царя Давида, но и множество ангелов, возвестивших людям о рождении Спасителя. На въезде в Вифлеем, у дороги, виднеется небольшое строение с белым куполом — это могила Рахили, любимой жены Иакова. Она умерла здесь и была похоронена «на дороге в Вифлеем», как сказано в Библии.

Глядя на купол гробницы вспоминаются замечательные бунинские стихи:

«...Ночной порой в ней светит слабый свет,
И купол гроба, выбеленный мелом,
Таинственною бледностью одет.
Я приближаюсь в сумраке несмело

И с трепетом целую мел и пыль
На этом камне, выпуклом и белом...
Сладчайшее из слов земных! Рахиль!»

Прямо напротив гробницы Рахили — приют для паломников — гостиница «Парадайз».

Паломничество в Вифлием - Нажать для увеличения!Окрестности Вифлеема — это сплошной сад. Недаром ещё в глубокой древности город носил название Ефрафа, то есть «плодоносное место». Позднее это название сменилось Вифлеемом (на иврите Бейт Лехем), что значит «Дом хлеба». Сегодня 30 тысяч его жителей почти все мусульмане, но он носит все черты христианского города. В нём много церквей и монастырей, а многочисленные лавки и магазинчики торгуют предметами христианской религии и сувенирами.

Сразу же после размещения в гостинице начинаем знакомство с городом и первым объектом своего внимания выбираем «Вертеп». Это колыбель Иисуса. Здесь совершилось самое радостное событие христианской истории. «Свете Тихий святыя славы...» Это событие оставило неизгладимый след в сердцах человечества. Историческая оценка личности Христа предлагает нам образ Богочеловека, подарившего людям бессмертное наследие, которое в течение двух тысячелетий передается из поколения в поколение, и в наши дни также пробуждает совесть, мысль и веру у огромной части человечества. «В те дни, — говорит Евангелие, — вышло повеление от кесаря Августа сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, которая была беременна. Когда же они были там, настало время родить Ей, и родила Сына Своего и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому, что не было им места в гостинице...» (Лк. 2, 1-7).

С волнением переступаем мы крошечные Врата Смирения и входим в базилику Рождества. Здесь 20 веков назад родился Искупитель мира. Это место отмечено большой серебряной звездой, напоминающей евангельскую звезду волхвов. Рядом с ней краткая надпись «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос».

Не верится, что мы стоим на самом священном месте Вифлеема, о котором задолго до Рождества Христова пророчествовали израильские пророки. В глубокой древности пастухи выдолбили здесь пещеру, чтобы укрываться от непогоды. В этой пещере, называемой «Вертеп», Святое Семейство нашло убежище в ночь на Рождество. Здесь и совершилось величайшее событие всех времён и народов, разделившее эру человеческого бытия на две части. Холодная пещера, каменные ясли, суровая колыбель и сияющий неземной красотой Младенец Христос вместе со склонившейся над Ним в умилении Девой-Матерью. С самых далёких дней место, где впервые заплакал Христос, считается одной из величайших святынь христианства.

Ещё в IV веке равноапостольная царица Елена построила здесь великолепный храм и наполнила тёмный пустынный вертеп царственным убранством. В этой пещере поклонились Богомладенцу бедные пастухи и отсюда зародившееся христианство, как торжествующее солнце, поднялось на высоту небес, заливая весь мир тёплым светом и насаждая новую жизнь. Молча склоняемся мы к звезде — месту, где родился Тот, Кто призвал к Себе всех труждающихся и обременённых, плачущих и нищих духом, кротких и чистых сердцем. «Рождество Твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...» И кажется, что здесь ещё стоят смиренные те пастухи, что пришли когда-то по зову ангела в эту пещеру поклониться рождённому Младенцу Христу. Нас потрясает монументальное великолепие интерьера из пяти нефов, разделённых четырьмя рядами коринфских колонн. На стенах росписи византийских мастеров на библейские темы. В некоторых местах сохранились фрагменты древнего мозаичного пола. Они относятся к тому времени, когда храм Рождества был в зените славы. Здесь короновались первые короли крестоносцев. Рядом со звездой два алтаря, расположенных друг против друга: алтарь Яслей, куда Иисус был положен после Своего рождения, и алтарь Волхвов, построенный там, где, по преданию, древние мудрецы поклонились Сыну Божьему. «Дева днесь Пресущественнаго раждает».

Невольно вспоминается здесь библейское пророчество: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысяч Иудиных? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкой во Израиле и происхождение которого из начала от дней вечных», — так пророчествовал за сотни лет до Рождества Христова пророк Михей, предвидя это событие.

День третий

Посещение Вертепа так благодатно действует на сознание, что осмотр следующей достопримечательности Израиля — города Тель-Авива не производит на нас никакого впечатления. Зато старая Яффа оставляет в душе неизгладимый след. Этот древнейший город Палестины имеет богатую и длинную историю. Недаром Яффа называлась «прекрасной» ещё в ветхозаветной древности. По преданию, она была основана Яфетом, сыном Ноя, назвавшим город своим именем. Древние свидетельства говорят, что именно здесь Ной построил свой ковчег и отсюда отплыл в разверзшиеся хляби земли. О Яффе упоминает «отец истории» Геродот, а Плиний, патриарх естествознания, признаёт за Яффою допотопный титул. Отсюда отправился в путешествие и пророк Иона, очутившийся потом во чреве кита. Древние греки также не обошли Яффу своим вниманием. До сих пор у самого берега видны высокие нагромождения чёрных камней. Это Скала Андромеды. По преданию, она была прикована к ней, но спасена Персеем. Во дни царя Соломона город служил пристанью, куда доставлялись ливанские кедры для строительства Иерусалимского храма. «Мы нарубим деревьев с Ливана, сколько нужно тебе, и пригоним их на плотах по морю в Яффу, а ты отвезёшь их в Иерусалим». В этом городе апостол Пётр воскресил Тавифу и крестил Корнилия-сотника. А на месте дома Симона-кожевника, где великий апостол жил и творил чудеса, построен сейчас католический монастырь. В средние века Яффа являлась одним из главных ключей для владычества над берегом. За неё жарко бился с сарацинами король Ричард Львиное Сердце, а Наполеон обесчестил здесь своё имя расстрелом пленных албанцев. При такой продолжительной и бурной истории Яффа претерпела много бедствий и только в XX веке город стал развиваться и расти.

Сегодня вьющиеся переулочки Яффы полны сказочного очарования. Бродишь по ней, словно по коридорам давно запущенного замка, ныряя под тёмные своды, прячась в разные закоулочки, карабкаясь по увитым плющом ступенькам. Думаешь, что это ход на колокольню, а попадаешь на улицу: кажется, что под ногами спуск в винный погребок, а это вход в мастерскую художника. Целый лабиринт поворотов, переходов, лесенок. Защищаться тут легко одному против десяти, и везде прохлада и цитрусовые. В наши дни Яффа — это богемный уголок, излюбленное место поэтов, художников и скульпторов. Ежегодно здесь проводятся фестивали музыки и театра. В 1950 году Яффу присоединили к Тель-Авиву, порт её был закрыт и превращён в место для прогулок, куда по утрам рыбаки приносят свой улов. Несколько христианских церквей примыкают сейчас прямо к кварталу художников с его галереями и магазинчиками. Обращённые к морю рестораны, антикварные лавки и музеи дают возможность приятно отдохнуть и полюбоваться эффектной панорамой береговой линии древней Яффы. А на центральной площади привлекают внимание раскопки строений II века.

С великой неохотой расстаёмся мы с этим прекрасным уголком Святой земли и отправляемся в Эммаус. Слева от нас промелькнул аэропорт Бен-Гурион. В раскрытые окна автобуса врывается ароматный запах апельсиновых плантаций. Марка здешних апельсинов известна во всём мире. Они тут с детскую голову и очень дешёвые. По дороге посещаем католический монастырь Латрун — в прошлом вечный притон разбойников. Это родина Маккавеев. Через 10 минут останавливаемся в Эммаусе. «...В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на 60 от Иерусалима, называемое Эммаус, и разговаривали между собой о всех сих событиях. И когда они рассуждали, Сам Иисус, приблизившись, пошёл с ними...» (Лк. 24, 13-15). Так упоминает Евангелие об этом месте. Сегодня это маленькая деревня Эль Кубей, находящаяся в 12 км от Иерусалима. В этом месте Воскресший Господь явился двоим ученикам. Сейчас здесь построена большая церковь. Она сооружена на развалинах старого храма XII века, внутри которого найдены остатки древнего дома, принадлежавшего Клеопе. Именно в нём происходила сцена, описанная в Евангелии. «...И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им...» (Лк. 24, 30). От двухтысячелетней истории прошлого уцелели сейчас только толстые камни фундамента древних строений. Нет никакого сомнения в том, что именно эта библейская местность есть то поле жестоких и бесчисленных битв, которыми древний кочующий Израиль очистил себе место среди воинственных народов, густо населявших тогда землю Ханаанскую.

День четвёртый

Паломничество в Иерусалим - Нажать для увеличения!Перед нами Иерусалим — город Мира — древнейшая святыня всего человечества. Ещё тогда, когда Рим и Афины не были основаны, Иерусалим был уже тысячелетним стариком. По самым скромным подсчётам, ему 5 тысяч лет. Впервые упоминание о городе Урсалиме учёные находят в табличках древнеегипетской книги Экзекрации, возглавляющей длинный список городов — вассалов фараоновой мощи.

В самом начале Библии рассказывается о том, как Авраам, возвращаясь в родные шатры, встретил Мелхиседека — царя Салимского, который благословил его хлебом и вином, прообразом будущей новозаветной жертвы. Уже само название города вызывает мысль о всеобщем единении всех народов, выходящем за рамки национализма, расовой дискриминации и политических барьеров. Это духовная столица половины населения всей земли. Для христиан — это место Страстей и Распятия Спасителя (храм Гроба Господня). Для евреев — священный со времён Давида Ершалаим (Стена Плача). Для мусульман — святой Эль Кудс (мечеть Эль-Акса). За свою многотысячелетнюю жизнь Иерусалим видел, как возникали и разрушались великие царства, но сам он, несмотря ни на что, стоит и по сей день. Ощущение нерушимости создаётся сиянием белого камня, из которого строятся его дома. Старые и новые постройки сплетаются в узорчатый гобелен, основа которого — вечность. Всегда есть что-то новое, что можно открыть и узнать об Иерусалиме, и кажется, что пребывание в нём было слишком коротким, и хочется вернуться ещё раз. Здесь царь и пророк Давид создавал свои божественные псалмы. Здесь Премудрый Соломон написал свою знаменитую «Песнь Песней». Следы прошлых эпох свидетельствуют не только о его славе, но и о стремлениях, надежде и вере, которые он возбуждал в сердцах стольких людей. И, конечно же, нельзя не согласиться, что Иерусалим — самый прекрасный и драгоценный камень в короне Святой земли. Сегодня в мире нет города священнее и красивее, который бы обладал таким всепокоряющим очарованием. Город Мира. Но как мало было в его жизни мирных периодов. История Иерусалима — это сплошная летопись войны. Все цивилизованные народы Европы, Азии и даже Африки захватывали и разоряли Иерусалим. Ассирийцы и египетские фараоны, парфяне и греки, персы и вавилонцы по очереди грабили этот святой город. Уже Навуходоносор пахал Иерусалимский Сион, как хлебное поле. Но самое страшное разорение последовало от римских императоров Тита и Адриана. После взятия Иерусалима Флавием Титом через одни только ворота было вынесено более 115 тысяч трупов. А пленные юноши и девушки продавались за 30 динариев, словно в напоминание тех тридцати сребреников, за которые Иуда продал своего Учителя. Кстати, Христос не любил Иерусалима. В Его евангельских фразах мы не найдём ни одного тёплого, сочувственного слова, обращённого к Иерусалиму. В этом очаге иудаизма Христос как бы предвидел Своего врага. «Вот мы входим в Иерусалим, — говорил Он ученикам, — и Сын Человеческий будет предан в руки грешников, и оплюют Его, и предадут Его, и осудят Его на смерть. Се оставляется вам дом сей пуст». За 40 лет до разрушения Иерусалима Господь предсказал городу его грядущую судьбу: «Все это будет разрушено, так что не останется камня на камне. И будет в те дни такая скорбь, какой не было от начала творения...» Да, нелюбовь Христа к Иерусалиму общеизвестна. Он вообще не любил шумных городов. Тихие берега Геннисаретского озера, скромный приют у простых сельских жителей, какими были Лазарь, Марфа и Мария, — вот истинное место отдыха Христа. Но особенно Господь любил уединение на Елеонской горе, у подножия которой мы сейчас находимся. Елеон, или Масличная гора — вот истинный дом Христа. Именно сюда, под сень оливковых рощиц, Он часто уходил отдыхать и молиться. «И вышедши из Иерусалима, пошёл по обыкновению на гору Елеонскую», — говорится в Евангелии. Здесь Господь был взят под стражу, и здесь же в последний раз стояла Его нога перед вознесением на небо, когда Он покидал грешную землю. Первое, что бросается в глаза с Елеонской горы — это мечеть Омара (мечеть Скалы). Со своим вздутым куполом она похожа на золотой шатёр. Когда смотришь на неё вблизи, кажется, что арабские сказки «Тысяча и одна ночь» вторглись в суровые страницы Библии. Иерусалим в наши дни, как и во времена Христа, заключён в кольцо зубчатых стен. Нынешние стены возведены в XVI веке султаном Сулейманом Великолепным. Во многих местах он поставил их на оставшихся фундаментах ещё ветхозаветных времён. Эти места носят сейчас названия «от Соломона до Сулеймана». В стенах сохранились все 8 ворот, ведущих в святой город. Прямо у подножия этих стен, куда ни глянь, сплошное кладбище. Гробницы и саркофаги разных веков густою нивою выпирают из этих недр. Где ни тронет землю лопата, на какую глубину ни опустится она — всюду могилы, одна древнее другой, и археолог везде роется как бы в прахе человеческих поколений. Гробницы времён пророков и апостолов, надгробия первых веков христианства и периода крестоносцев — всюду торчащие тысячелетние камни, словно выпирающие из земли кости, которым не хватило места в пресыщенной смертью земной утробе. Невольно вспоминаешь мрачные слова библейского пророка: «И вывел меня Господь духом, и поставил среди поля и оно было полно костей — кости же эти — весь дом Израилев».

День пятый

Паломничество в Иерусалим - Нажать для увеличения!Прямо перед нами долина Иосафата. Здесь, по древнему преданию, совершится Страшный суд Божий. «Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафатову», — сказано в Библии. Воистину эта долина — великая житница смерти, а несметные плиты мирового некрополя, как раскрытые книги, напоминают стада окаменевших овец. В средние века старики-евреи из самых далёких стран, бросая прибыльные дела, приходили сюда, на родину предков, добровольно терпеть обиды от мусульман, лишь бы только похоронить свои старые кости в соседстве священных гробниц израильских царей и пророков. Осмотрев стены иерусалимские, мы направляемся в Русскую миссию для совершения благодарственного молебна. Затем наш путь лежит в Гефсиманский сад. Этот сад из старых оливковых деревьев является одним из самых священных мест, которые дороги всем христианским исповеданиям. Ещё и сегодня в нём растёт несколько древнейших кряжистых олив, возраст которых исчисляется тысячелетиями. Это те самые деревья, которые видели Иисуса в Его последнюю ночь перед взятием под стражу. Слово «Гефсимания» происходит от древнееврейского выражения Гэтшемен — что означает «оливковый пресс». Это место освящено той ночью, в которую Иисус молился здесь до кровавого пота. «Потом приходит Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26, 36-39). Мы тоже отходим в глубину сада, становимся на колени и молимся.

Паломничество в Иерусалим - Нажать для увеличения!Надо сказать, что Иерусалим, несмотря на свою красоту, не производит впечатления христианского города. Только церковь Марии Магдалины, куда мы теперь идём, говорит о родной и близкой русскому сердцу православной архитектуре. Внешний вид этого храма с его золочёными куполами-луковицами, увенчанными крестами, напоминает московские соборы. Церковь стоит в красивом месте на западном склоне Елеонской горы. Она была построена царём Александром Третьим в честь его матери, Марии Александровны. Внутри церкви много старинных чудотворных икон, а также гробница с мощами великой княгини Елисаветы Феодоровны, замученной большевиками в 1918 году. Мы склоняемся перед великой мученицей Елисаветой. Я читаю ей молитву, затем осматриваем храм и беседуем с матушками. Они поят нас прохладной ключевой водой. Захватив из сада несколько оливковых веточек на память, медленно направляемся в Гефсиманскую пещеру Матери Божией. По пути заходим в католическуюПаломничество в Иерусалим - Нажать для увеличения! церковь Наций, но она не оставляет в наших сердцах особых воспоминаний. Гробница Девы Марии, известная также как церковь Успения, приобрела настоящие формы после её реконструкции крестоносцами. А сам великолепный подземный храм в скале, над гробом Святой Девы, воздвигнут ещё царицей Еленой. В него спускаемся по широкой мраморной лестнице в 50 ступеней. На половине пути в полутемных нишах помещены гробницы родителей Девы Марии — Иоакима и Анны, а также Её Обручника святого Иосифа. Церковь принадлежит Греческой православной миссии.

Паломничество в Иерусалим - Нажать для увеличения!Глубокий мрак высоких древних сводов освещается огнями бесчисленных драгоценных лампад, которые мерцают в темноте храма, как звёзды в ночи. Гробница Пресвятой Девы расположена прямо в скале и богато украшена множеством древних икон. В плите гробницы проделано 3 больших отверстия, дающих возможность верующим трогать могилу Богородицы. Это самая почитаемая святыня Иерусалима после Гроба Господня. Помолившись Матери Божией, мы прощаемся с Её усыпальницей и направляемся в Сионскую Горницу, где Христос на Тайной вечери установил Таинство Причащения. Оставшееся время посвящаем Горненскому женскому монастырю. Он ещё называется Эйн Карем — то есть «виноградный источник». Здесь родился Иоанн Креститель. Но ещё раньше в этом месте произошло другое важное событие — встреча Девы Марии с праведной Елисаветой. Во время этой встречи, когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её, и Елисавета исполнилась Духа Святого и воскликнула громким голосом:

«Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» Мария ответила на это хвалебной песнью — знаменитым гимном во славу Господа, навсегда увековеченным Церковью.

День шестой

Ранним весенним утром мы вошли в Иерусалим Львиными воротами. Этот благодатный день начался с аудиенции у Патриарха Иерусалимского Диодора (Теодориса). Глава Иерусалимской Церкви ласково принял нас, благословил и в своём слове сказал, что он будет молиться о нашем благополучном пребывании в Святой земле. Поблагодарив Господа за такие милости и попрощавшись с патриархом, мы начали осмотр Старого города. Сперва побывали в доме Иоакима и Анны, затем долго осматривали Овчую купель, где когда-то Спаситель исцелил расслабленного. Теперь некогда многоводный бассейн почти совсем высох. Наш проводник по узкой винтовой лесенке проводил нас в подземные галереи Иерусалима, где перед нами открылось настоящее озеро. Это было так неожиданно, что даже не верилось. Казалось, будто мы находимся не в недрах древнего города, стоящего на каменистом холме, а в какой-то горной пещере. Однако повсюду была вода, а с мокрых сводов падали звонкие капли. «Дайте мне лодку, — сказал наш гид, — и я доставлю вас к любым воротам Иерусалима». Это было совершенным открытием для всей группы.

В древние века Иерусалим не испытывал жажды во время осад благодаря именно этому подземному водоёму. Мы с трудом выбрались на свет Божий и подошли к дому Пилата. Отсюда начнётся сейчас наше шествие по Виа Делароза — улице Скорбного Пути. Так называется тот отрезок дороги, по которому Христос прошёл, сгибаясь под тяжестью креста, от крепости Антония до Голгофы. В этой крепости, где Господь стоял перед судом Пилата, до сих пор сохранились отдельные участки древних мощёных покрытий и глубокие скважины в стенах, к которым был прикован Спаситель.

От этого места началось мучительное шествие Иисуса по направлению к Голгофе, которая в те времена находилась за пределами города. В прежние века улица Скорби была сплошь покрыта храмами и часовнями. Каждый шаг Божественного Страдальца отмечался какой-либо благочестивой постройкой. На местах, где останавливался и падал Христос, где Его встречала Матерь Божия, Симон Киринейский и святая Вероника, были положены мраморные плиты и колонны. Но сейчас Скорбный Путь представляет возмутительное зрелище для христианского чувства. Эта тесная узкая улица наполнена сегодня лавками и магазинами. Повсюду крик, шум, торжище и пёстрая толпа. Люди жуют, ругаются, продают и покупают. Им нет никакого дела до этой улицы. Это настоящий азиатский базар, который никак не даёт сосредоточиться на личности Богочеловека. И кажется, что идёшь не по Иерусалиму, а по Ташкенту или Бухаре. Однако мы подходим к монастырю Бичевания, где Иисус предстал на допрос и был осуждён. «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и одели Его в багряницу. И говорили: «Радуйся Царь Иудейский. И били Его по ланитам» (Ин. 19, 1-3).

Мы молча осматриваем это место и видим три витража: на первом — привязанный к столбу Христос, на втором — умывающий руки Пилат, на третьем — освобождённый Варавва; и над всем этим — позолоченный терновый венок. Молча проходим дальше и видим древнюю римскую арку под названием «Экке Гомо» — «Се Человек» — слова, произнесённые Пилатом, когда он отдал Иисуса на суд толпы. Сейчас здесь на некоторых плитах можно увидеть рисунки для игры в кости. Здесь римские воины играли на одежду Христа, когда бросали жребий на каменном полу. Эти плиты носят название «Лифостротон» — Каменный помост.

Прямо за ним место первого падения Христа, как видно из надписи над дверью, здесь Господь уже так ослабел, что не мог нести крест. На этом месте шедший с поля Симон Киринейский водрузил на себя Крест Христов и нёс его до самой Голгофы. Простое, деревенское сердце Симона Киринейского, случайно идущего навстречу скорбному шествию, растаяло от жалости, и он принял на себя непосильную тяжесть креста.

Следующая остановка хранит память о встрече Иисуса с Вероникой. Плачущая, она вышла из ворот своего дома, чтобы отереть кровавый пот, струящийся по лицу Праведника. Этот чудный лик остался ей на память в Нерукотворном образе Спасителя, запечатлевшемся на полотне. Могилу святой Вероники можно увидеть здесь же, внутри небольшой церкви. А реликвия этой встречи — Покрывало Вероники, хранится сегодня в римском соборе Святого Петра. Ещё одна остановка отмечена потемневшим от времени крестом на стене. Этот крест напоминает о встрече Иисуса с благочестивыми женщинами. Когда Господь приближался к месту распятия, целые толпы иерусалимских женщин шли за Ним и рыдали о Нём. Он же, обернувшись к ним, сказал: «Дочери Иерусалимские, не плачьте обо Мне. Но плачьте о себе и о детях ваших».

Паломничество в Иерусалим - Нажать для увеличения!Все эти места трогательных встреч до сих пор сохраняются в памяти христиан и показываются богомольцам на улице Скорбного Пути. Между тем мы приближаемся к Судным воротам. Во дни Христа через них проводили осуждённых на распятие. Теперь всё это вместе с Гробницей и Голгофой покрыто куполом огромного храма. Это самое святое место в Иерусалиме. Каждый входящий сюда испытывает сильное внутреннее волнение. Когда-то здесь, за городскими стенами, возвышался каменистый холм. Этот холм назывался Голгофа, от слова «Гулголет» — место Черепа или Лобное место. Форма этой каменной возвышенности действительно напоминала череп, к тому же, по преданию, здесь был захоронен череп Адама. «И взяли Иисуса и повели... И вышел Он на место, называемое Лобное, по-еврейски же Голгофа» (Ин. 19, 16-17). В 325 году равноапостольная царица Елена произвела здесь раскопки и отыскала не только Гроб Господень, но и Животворящий Крест. Сперва Елена построила здесь небольшую церковь Анастасиос — Воскресение. Но затем в 1099 году крестоносцы обогатили и расширили это здание. В настоящее время этот храм принадлежит католикам, православным, армянам, коптам, сирийцам и эфиопам. Это Храм храмов. И как-то уж совсем непривычно видеть вокруг этого храма вооружённые военные патрули. Сегодня они в Израиле на каждом шагу. Кажется, что и по прошествии двух тысяч лет не освободился Гроб Господень от воинов Пилата, стерегущих Пречистое Тело.

С великим сердечным волнением переступаем мы заветный порог. Первое, что находится прямо перед нами, это лежащая на полу каменная плита. Это камень Помазания. Здесь, после снятия с креста, тело Иисуса было помазано особым составом на погребение, и здесь же Его оплакивала Пречистая Богородица. Мне вспоминаются евангельские слова «Пришел также и Никодим и принес состав из смирны и алоя, и взяли они тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями...» (Ин. 19, 39-40). Мы преклоняем колени перед этой великой святыней — простым известняковым камнем розового цвета. Направо отсюда видна лесенка с крутыми ступеньками — это вход на Голгофу. Там находится сейчас крест с изображением распятого Иисуса и греко-православный престол. Под крестом видна вершина древней скалы. Место, где стоял подлинный Крест Господень, отмечено серебряным знаком. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его... Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 33).

Паломничество в Иерусалим - Нажать для увеличения!В самом центре храма возвышается часовня Гроба Господня. Мраморный пол и скамьи перед ней покрыты молящимися. Целые толпы народа устремляют свои взгляды на эту часовню и, кажется, забывают весь мир. Перед ней целый лес горящих свечей и лампад, цепями в несколько ярусов висящих над иконами. Мы тихо входим в часовню. Это первый придел. Гроб Господень во втором. Здесь также сияние лампад, а в центре — обломок круглого камня. Это часовня Ангела. Этим камнем когда-то закрывали вход в пещеру. Это тот самый камень, который ангел отодвинул от дверей гроба. «И сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от двери гроба» (Мф. 28, 2). Теперь этот камень служит престолом по время литургии. Прежде чем вступить под свод Святого Гроба, молимся и ждём своей очереди. Впереди нас несколько католических монахинь. Пригибаясь, они заходят в часовню Гроба, а мы терпеливо ждём. Теперь только эта маленькая дверца отделяет нас от Гроба Господня. Наконец, наступает и наша минута. Низко склоняя головы, входим вместе с сыном и попадаем в крохотную каменную комнатку. Это настоящая утроба скалы. Везде — полумрак. Вверху — сияние многочисленных драгоценных лампад.

Первое, что мы видим, это древняя икона Скорбящей Матери. Она прямо перед нами. А справа — углубление, сделанное в скале, как бы в виде лежаночки. Сверху оно покрыто мраморной крышкой, на которой множество горящих свечей и живых цветов. Это и есть величайшая святыня всех времён и народов — Святой Гроб Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Мы опускаемся на колени, с трепетом созерцаем это грубое каменное ложе Спасителя. Это место, где закончилась история земной жизни Иисуса Христа. По обычаю древних иудеев, тело усопшего клали прямо на выступе пещеры, а вход закрывали круглым камнем в виде жернова. Царица Елена ещё в IV веке повелела накрыть этот отрезок скалы крышкой из белого мрамора. Мы молча стоим на коленях, плачем и молимся. Сын достаёт из сумки и кладёт на крышку Гроба чётки, свечи, иконы, крестики — всё то, что удалось купить на улицах Иерусалима. Множество золотых и серебряных лампад целыми гирляндами спускаются с низкого свода, переливаясь разноцветными огнями. «И взяв тело, Иосиф обвил Его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек в скале...» (Мф. 27, 59-60). Сейчас Гроб Господень не принадлежит никому, но разделён между всеми. Ежедневно на нём служится множество обеден — сперва православная, потом католическая, затем армянская и т.д. Ничего общего с устройством нашей церкви здесь нет. Отсутствуют Царские врата и завеса. Нет основного престола. Здесь каждый камень — престол.

День седьмой

Паломничество в Назарет - Нажать для увеличения!Мы едем в Назарет, город, расположенный на севере Святой земли, в Галилее. Здесь находится родина смиренного Иосифа и Девы Марии. Это одно из самых радостных и прекрасных мест во всей Палестине. Назарет живописно раскинулся на зелёном холме, недалеко от Тивериадского озера. Бесспорно, это один из лучших уголков Святой земли с самым чистым воздухом и самой широкой панорамой окрестности. В нём провёл 30 лет Своей жизни Иисус. Но, прежде всего, это город, с которым связана тайна Благовещения. «...В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога, в город Галилейский, называемый Назарет к Деве, имя же Ей Мария. Ангел вошел к Ней, сказал: Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою. Ты обрела благодать у Бога и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус...» (JIk. 1, 26-30). В наши дни здесь бок о бок живут евреи, мусульмане, православные и католики. Главные святыни Назарета принадлежат сейчас двум конфессиям — католической и православной. Дом Святого Семейства и Благовещения в руках католиков. Надо отдать им должное — с великим рвением и большими жертвами они поддерживают эти святыни.

С архитектурной и художественной точек зрения католическая церковь Благовещения уже издали производит впечатление величественного и грандиозного памятника. Начиная с 356 года и по наши дни на этом месте было построено пять церквей. Последняя постройка была снесена в 1955 году, чтобы уступить место современному храму. Это замечательное сооружение с высоко взметнувшимся вверх куполом возвышается над всем городом. Церковь построена над Криптой, где находится Грот Святой Девы и где, по преданию, Мария услышала Благую весть о своем будущем материнстве. Внутри церкви видна небольшая известковая скала — «Горница Святой Девы», где и произошло Благовещение.

Рядом с ней находится ложе в нише, где спал Младенец Христос. У стены расположен престол с надписью «Здесь Он был в повиновении у них». Православным грекам принадлежит в Назарете самое характерное и несомненное место — колодезь Святой Девы. Это единственный источник, из которого Назарет черпал и черпает свою воду. И, конечно же, Дева Мария ежедневно ходила к нему наполнять Свои кувшины. Христос-Младенец, а затем отрок и юноша, также часто проводил здесь Свои часы, помогая Матери. Построенная в этом месте греческая церковь Святого Гавриила очень просторна и богато убрана. Её лёгкая каменная колокольня возвышается прямо над источником. Внутри храма открывается спуск в пещеру, построенную из крупных каменных блоков. Собственно, эта пещера и есть главная святыня храма. Источник находится в левом углу пещеры, перед иконой Благовещения. Мы опускаем туда небольшую железную чашу, достаём воду, пьём её и обмываем ею лицо, в ограждение себя от болезной. Вода эта удивительно приятна и прохладна. Многие богомольцы наполняют ею свою посуду, чтобы потом увезти в далёкую Россию. Всё это оказывает огромное влияние на душу и отзывается в сердце обычаями и нравами глубокой древности. Над всем сохраняется таинственная печать давно ушедших веков. Ни одна из многочисленных католических святынь Палестины не производит на нас своим золотом и живописью такого впечатления, как этот, глубоко спрятанный в недрах скалы источник Пресвятой Девы с его каменными сводами и грубой железной кружкой. Кажется, что сквозь толщу прошедших тысячелетий видишь те далёкие дни, когда смуглые назаретянки с высокими кувшинами на плечах сходили к этой воде по вырубленным в камне ступенькам...

Паломничество в Галилею - Нажать для увеличения!Группы босоногих ребятишек созерцали здесь отдыхающий караван, пришедший неведомо откуда и уходящий неведомо куда. И среди этих женщин и детей выделяется тихо двигающаяся в белых одеждах юная Дева и задумчиво смотрящий вдаль Младенец Иисус. Выехав из Назарета к Тивериадскому озеру, мы по пути проезжаем Кану Галилейскую. Здесь Господь превратил воду в вино. Сейчас это небольшая деревня, спокойная и умиротворённая. До сих пор стоят в ней две церкви, в одной из которых сохраняется несколько древних каменных водоносов, служивших для вина на свадьбах. Мне приходят на память евангельские слова: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них...» Так начинается рассказ об этом событии в Евангелии от Иоанна. Это чудесное событие в Кане играет первостепенную роль в библейских текстах, так как речь идёт именно о первом чуде Христа после Его возвращения с Горы Искушений. Между тем автобус мчит нас по зелёным долинам живописной Галилеи. Внезапно справа, на одном из поворотов, показывается спокойная гладь Тивериадского озера.

Это евангельское море Христа. Его прозрачное голубое зеркало покоится в глубокой круглой долине, как в драгоценной оправе. Берега озера имеют огромное значение с точки зрения исторической и религиозной. Кроме того, мягкий климат, постоянно солнечная погода, древнейшие памятники и наличие горячих минеральных источников превращают эти места в рай для туристов и отдыхающих. Побережье Тивериадского озера — это сплошная естественная оранжерея самых редких и драгоценных растений юга. Грозные скалистые обрывы во многих местах совершенно неожиданно придвигаются прямо вплотную к воде. С одного из таких утесов бросилось когда-то в эти воды гонимое бесами стадо свиней. Мы останавливаемся в небольшой арабской деревушке Мигдель. Это древняя Магдала — родина Марии Магдалины.

«...И выйдя оттуда, пошел в пределы Магдалинские...» — вспоминаются здесь слова из Книги Жизни. В этом месте берега напоминают ботанический сад, но само озеро уже не кажется таким спокойным и гладким, каким смотрелось издали. Недалеко видны лодки рыбаков. Тени евангельских воспоминаний, как призраки, беззвучно проносятся перед духовным взором. Долго стоим на берегу, глядя на воду, по которой ходил Христос. Но окружающий нас пейзаж, несомненно, тот самый, на который взирали глаза Христа. Огромное удовольствие доставляет всем Петрова рыбка, которую за небольшую плату можно попробовать в местном ресторанчике. После этого посещаем Тиверию. А далее — Гора Искушений.

Эта суровая скалистая гора как бы нависает над всей долиной реки Иордан. Она владычествует здесь над всем. С её вершины, как с крыльев орла, видны все «окрестные царства», от зелёных оазисов Иерихона до Мёртвого моря. Это настоящий престол сатаны. Нельзя выбрать более подходящего места для молитвы и сокрушения своей плоти. Эти мрачные, безотрадные кручи действительно закалят волю и сделают дух человека непричастным никакому соблазну. Здесь почувствуешь всю ничтожность свою и всего земного. Здесь нет другого хлеба, кроме камня, который сатана предлагает Христу. Здесь каждый шаг достаётся кровавым потом. «Гора соблазна».., «Гора искушений».., «Гора сорока дней». Целые монашеские лавры мало-помалу возникали в тёмной утробе этой горы. Сегодня её скалистые террасы поддерживают стены греческого православного монастыря. Переходы и спуски, скрытые от взора, соединяют эти «ласточкины гнёзда», висящие над страшною бездной. Кое-где над обрывами видны балкончики, галерейки и лесенки, на которые даже снизу нельзя смотреть без содрогания. Самые крепкие нервы здесь могут не выдержать. «Тогда, — сказано в Евангелии, — берет диавол Иисуса на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне» (Мф. 4, 1-4). Сейчас на том месте, где сатана показывал Христу эти царства, водружён большой каменный крест. Уверяют, что в заоблачных высях, где и поныне видны развалины сторожевой башни, стоял когда-то замок крестоносцев, защищавший подступы к Иерусалиму.

Глядя снизу на эти вершины, воистину веришь, что оттуда видны самые далёкие страны, и что для диавола, действительно, нельзя было найти никакого более подходящего места... Прямо у подножия этой горы, в вечнозелёном оазисе Иорданской долины лежит город Иерихон. Сейчас, как и в древности, его со всех сторон окружают роскошные пальмовые и фруктовые сады. Это один из самых древних городов мира. Впервые это имя я услышал в юности, когда купил пластинку Дина Рида. Она открывалась песней с названием «Иерихон». И вот, спустя много лет, Господь привёл меня в этот город. По библейским свидетельствам, именно отсюда евреи начали завоевание Ханаана. Руководимые Иисусом Навином, они перешли Иордан и стали под стенами Иерихона. Шесть дней безуспешно играли на трубах священнослужители, и только на седьмой день неприступные стены города рухнули от мощного крика. Проведённые в 1952 году археологические раскопки обнаружили чрезвычайно древние строения, датируемые несколькими тысячелетиями до нашей эры и подтверждённые впоследствии с помощью новейшего научного оборудования. Среди этих находок привлекает внимание вросшая в землю монументальная башня — единственный пример фортификационных сооружений ветхозаветного периода.

Современный Иерихон расположен в прекрасной долине, примерно на 250 метров ниже уровня моря. Мировую известность он получил благодаря истории, рассказанной в библейской книге Иисуса Навина. Во дни Христа Иерихон является одним из важнейших торговых городов Палестины. Его дороги обсажены пальмами и кипарисами, а окрестности покрыты колосящимися хлебами. Его жители богаты серебром и золотом. Здесь, в Иерихоне, Христос был гостеприимно принят в дом Закхея. Когда-то Иерихон принадлежал сопернику Августа — Антонию, который подарил его своей возлюбленной — царице Клеопатре. Капризная египтянка продала город за большие деньги Ироду Великому, а тот обратил его в маленький Рим и сделал своей резиденцией. За стенами города росли при нём сплошные рощи апельсинов, гранат и финиковых пальм. Иродов Иерихон был так обширен, что занимал площадь не только современного города, но и склоны горы, где до сих пор видны развалины царского дворца и водоёмов. Крестоносцы построили здесь новый город, который в свою очередь уничтожил и привёл в запустение египетский Ибрагим-паша. Сегодня в Иерихоне нашли приют палестинские беженцы. Нам даже показывали дом Ясира Арафата. Сфотографировавшись на прощание с добродушным палестинцем, мы выехали из Иерихона и направились к Мёртвому морю. По пути с высоты скалы осмотрели древний монастырь Георгия Хозевита, расположенный в огромном каньоне, прямо над бездной. Когда-то на этом месте скрывался от царского гнева пророк Божий Илия. До сих пор в стенах этого монастыря находят молитвенный приют бесстрашные отшельники.

День восьмой

Мёртвое море начинаешь видеть издалека. До него, кажется, рукой подать. Но это досадная иллюзия — насмешка бесконечной пустыни над близорукостью жалкого человеческого ока. Но мы, в конце концов, всё-таки добираемся до него и сразу же ощущаем в воздухе запах серы. Повсюду берега покрыты солью, а в неподвижной поверхности воды чувствуется тяжесть налитого в гигантский котёл расплавленного свинца. Это самая глубокая впадина на земном шаре — один из редчайших феноменов в мире. Мёртвым назвали его римляне. Древние арабы называли его Содомским морем, а у евреев, как говорит Иосиф Флавий, оно называлось Асфальтическим. На его безжизненных берегах не встретишь ни одного моллюска, ракушки или водорослей. На всём громадном просторе этого мрачного сатанинского бассейна не видно ни птицы, ни лодки, ни белого паруса. Вода этого моря до того насыщена асфальтом и солями, что действительно бесплодна и мертва в полном смысле этого слова. Рыбы Иордана, попадающие в неё, тотчас же гибнут и выбрасываются на берег. Это единственное в мире море, скрывающее в себе не жизнь, а смерть.

Страшная Содомская катастрофа, описанная в Библии, подтверждается ныне географическими и археологическими исследованиями. Река Иордан, вливаясь в громадную чашу этого моря, словно проваливается сквозь землю, не увеличивая ни на одну каплю запаса мёртвых вод и ни на одну йоту не растворяя собой горько-смолянистый рассол проклятого Богом гигантского водоёма. В его южной оконечности над обрывом до сих пор высится соляной столб, напоминающий человеческую фигуру. Его называют Женой Лота. Во время бегства из Содома она оглянулась, нарушив этим запрет Бога, и была превращена в соляное изваяние. Литр воды Мёртвого моря содержит в себе 275 граммов соли. Вообще в нём растворено более 30 процентов солей, содержащихся во всех морях мира. Поэтому существование любых живых организмов в нём невозможно. Его дно покрыто смолой, а берега — природным асфальтом с примесью серы. Рядом с Мёртвым морем расположен Кумран — последняя достопримечательность на нашем пути. Это место, где были найдены замечательные и важные кожаные свитки, относящиеся к библейскому периоду и известные теперь как Рукописи Мёртвого моря.

В 1947 году арабский мальчик-пастух искал в этих горах отбившуюся от стада овцу. Бросая камни в одну из пещер, чтобы выгнать оттуда животное, он услышал звуки бьющейся посуды. Из любопытства он спустился в пещеру посмотреть, что в ней есть, и увидел ряды глиняных кувшинов и амфор. Во многих из них бедуинский пастушок обнаружил покрытые пылью холщовые свитки. Они оказались пергаментами с древнейшими текстами. Вскоре была установлена их подлинность и начался своего рода кумранский бум. Сотни бедуинов бросились обследовать скалистые пещеры, потому что это давало возможность заработать неплохие деньги. Благодаря этому, здесь были найдены целые коллекции уникальных по своей значимости фрагментов и полных рукописей. Спустя несколько лет в Кумране начались интенсивные раскопки. Были отрыты жилые помещения, гончарные мастерские, керамические вазы и водоёмы для омовений. С большим удовольствием мы осмотрели эти древнейшие поселения и посетили расположенный рядом небольшой магазинчик, чтобы купить на память кумранские сувениры.

Наше путешествие по земле Иисуса подходило к концу. Торжественным богослужением в храме Гроба Господня мы закончили своё паломничество по Святым местам. Ночью, в 24.00, мы служили Божественную литургию на Голгофе. Совершение великого евхаристического таинства возглавил митрополит Иерусалимской Церкви Даниил. Вместе с ним служили несколько священников-греков. Из русских батюшек было трое: отец Марк — начальник Духовной миссии; отец Василий из Псково-Печерского монастыря и автор этой статьи. Вся служба проходила на греческом языке. Возгласы мы говорили по-церковнославянски. Сперва отслужили утреню. Это была Крестопоклонная седмица, и митрополит выносил крест. Затем началась и Божественная литургия. Причащались прямо на Голгофе в 4 часа утра, как на Пасху. После окончания службы, переполненные каким-то необъяснимым восторгом, молча шествовали по ночным улицам Иерусалима до Яффских ворот, где нас ждал автобус. В этот же день мы навсегда покидали Иерусалим. Глядя на его древние стены, долго молились. Прощай, колыбель христианства. Прощай, Святая земля! «И да созиждутся стены Иерусалимские!» Слава Богу за всё!

1994 г.

 

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135


Страница 89 из 101

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Обложка книги "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи. Автор - протоиерей Леонид Константинов

Книги настоятеля

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Епархиальные интернет-ресурсы

Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии
Белгородская Православная Духовная Семинария (с миссионерской направленностью)


I Белгородское благочиние

Преображенский Кафедральный собор в г. Белгороде
Смоленский собор г. Белгорода
Николо-Иоасафовский собор города Белгорода
Храм Архангела Гавриила г. Белгород (БелГУ)
Храм преподобного Сергия Радонежского г. Белгород
Вставить



Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама