Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи.

Глава 1. Эфес. Могила святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Церковь Девы Марии

E-mail Печать PDF

Воспоминания о посещении святых мест в Турции:

Я в Малой Азии, на берегу Эгейского моря, в Мармарисе. Ещё не так давно, лет 20 тому назад, здесь была маленькая рыбацкая деревушка под названием Фискос, что в переводе означает «сушёная рыба». Сегодня здесь развивается настоящий туристический бум — возводятся красивые отели, благоустраиваются пляжи, открываются рестораны и бары. О прошлом напоминает только небольшой памятник труженикам-рыбакам, забрасывающим свои сети в море.

Когда-то, в дохристианские времена, всё побережье Малой Азии принадлежало грекам. Сейчас эта территория принадлежит Турции.

В нескольких километрах отсюда, за скалистым холмом, уютно расположился ещё один курортный городок — Бодрум. Это древний Галикарнас

— родина «отца истории» Геродота и место, где находилось одно из семи чудес света — усыпальница Мавсола — так называемый «Галикарнасский мавзолей».

Если от Мармариса совершить на катере обзорную морскую прогулку, то через полчаса можно достигнуть овеянного легендами острова Родос, где в древности находилось ещё одно из семи чудес света — Колосс Родосский, разрушенный впоследствии землетрясением.

Наконец, в двух часах езды на автобусе к северу можно попасть в Эфес

— второй по величине город в античные времена после Афин. Это родина древнегреческого философа Гераклита и храм Артемиды Эфесской — ещё одно чудо света. Отсюда рукой подать до Измира, где когда-то родился Гомер, а рядом уже и холм Гиссарлык — легендарная Троя.

Вообще, когда едешь по азиатскому побережью Эгейского моря, создаётся впечатление, что находишься в музее под открытым небом: всюду развалины древних акведуков, торчащие из обрывов мраморные колонны, разрушенные храмы, гробницы и портики. Даже Олимп, обиталище древних богов, по преданию, был здесь, в Малой Азии.

Двадцать две цивилизации прошли вместе с неумолимым временем на этой обожжённой солнцем земле: хетты и ассирийцы, вавилоняне и персы, греки и римляне, византийцы и сельджуки, османы и современные турки, «им же несть числа...», дальше на восток, в районе озера Ван — Урарту и т.д. Для археологов здесь настоящий рай. Свыше трёх тысяч древних городов сокрыто под землёй Малой Азии. И сегодня в Турции работают три иностранные археологические компании — из Италии, Австрии и Японии. Все найденные в недрах древней Анатолии сокровища и находки делятся поровну — 50 на 50. Одну часть заинтересованная сторона увозит к себе домой, другая же остаётся в Турции и пополняет исторические музеи Анкары и Стамбула.

Эфес - Нажать для увеличенияЗавязав знакомство с пожилым турком — профессором археологии, я узнал всю закулисную сторону этого изнурительного и неблагодарного труда. Дело в том, что почти вся земля в Турции находится в частной собственности. И прежде чем приступить к раскопкам, правительство должно выкупить данный участок у законного владельца. Иногда это дело совершенно безнадёжное, потому что собственность в этой стране является неприкосновенной и находится под охраной закона. Но если участок всё же удаётся выкупить, начинается поиск спонсоров. Здесь-то и выступают на первое место иностранные компании. В то же время устанавливается связь с Академией и в группу иностранных археологов прибывает наблюдатель из Стамбула. Как правило, это турок с учёной степенью, который и курирует весь ход раскопок. И хотя время Шлимана, Картера и Кольдевея давно прошло, но недра Турции настолько насыщены сокрытыми в них памятниками древности, что впереди ещё (очень хочется в это верить) научный мир ждёт много интересных и загадочных открытий.

Своим первым объектом внимания я выбираю Эфес. Это непростое путешествие должно превратиться в настоящее паломничество. Ведь по обилию христианских святынь Эфес занимает, пожалуй, второе место после Иерусалима. Здесь, скрываясь от гонений Ирода, пребывала когда-то Святая Дева Мария. Вместе со Своим покровителем и учеником Господа Иоанном Богословом Она, уже в преклонном возрасте, некоторое время жила в Эфесе. Об этом говорит древнейший храм, возведённый в Её честь. Это первая в истории христианства церковь, посвящённая Деве Марии. Здесь в 431 году от Рождества Христова собирался Третий Вселенский Собор, защитивший достоинство Девы Марии как Матери Божией и на вечные времена утвердивший за Ней название «Феотокос» — что в переводе с греческого означает «Пресвятая Богородица». Сегодня храм Девы Марии представляет собой сплошные развалины, заросшие колючим кустарником и ежевикой. Это святое место умышленно сокрыто от взгляда паломников и не входит в список туристических посещений. Зато вам охотно показывают так называемый «домик Девы Марии» на холме Бюль-бюль («Соловьиная горка»). По утверждению католиков, ещё в XIX веке слепая немка Катарина Эммерих в сонном видении якобы увидела это место и позднее здесь были найдены остатки каменной хижины, которую католики облагоустроили в часовню и объявили последним земным пристанищем Девы Марии. У подножия горы они поставили бронзовую статую Богородицы, а на вершину холма проложили каменное шоссе. И сегодня каждый день десятки автобусов с туристами со всего мира посещают этот холм и пополняют казну Ватикана. Ну что ж.., как говорят Святые Отцы, «не хули и не принимай». И хотя таким «открытием» католики сами себе противоречат (ведь в Иерусалиме, на Сионской горе есть католический монастырь Успения, где, по преданию, Она и умерла)... Но «кто это знает и кому это надо?» — говорят католические прелаты.

А вот настоящую историческую святыню — каменную могилу Иоанна Богослова не показывают никому. До неё трудно добраться, и прежде, чем сделать это, заинтересованному лицу нужно провести изнурительные переговоры с вашим гидом и... что называется «дать в руку». Тогда дела начинают идти гораздо легче.

Если войти в Эфес «восточными воротами», то слева открывается прекрасная панорама большого античного театра. Он похож на гигантскую полуворонку. Ему свыше двух тысяч лет и одновременно в нём могут находиться 36 тысяч зрителей. Это самый внушительный театр на территории древней Анатолии. Археологические раскопки в Эфесе ведутся уже 150 лет. Но на сегодняшний день открыто только 24 процента всей территории античного города, и впереди у археологов ещё много работы. В начале XX века в театре были видны только верхние ряды, все остальное было сокрыто под слоем грунта. Сегодня он весь открыт вместе с ареной и отличается превосходной акустикой. Звон брошенной на каменный пол монеты хорошо слышен на самом последнем ряду. Здесь уже успели побывать и выступить с концертами многие западные рок-музыканты. Но для христиан это место связано с именем апостола Павла. Три года он жил в Эфесе, проповедуя слово Божие, и однажды рядом с театром его едва не разорвала обезумевшая языческая толпа. Дело в том, что святой Павел благодаря проповеди, приобретал здесь всё больше и больше своих последователей, которые отказывались от поклонения Артемиде Эфесской и принимали крещение. Бизнес эфесских ремесленников, изготовлявших на продажу Артемидины статуэтки и макеты её храмов, стал сильно падать. Тогда разъярённые кустари подговорили некоторых жителей Эфеса и возле театра, где обычно собирался народ, на Павла было совершено нападение. Вот как об этом говорится в Священном Писании: «В то время произошёл немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: «друзья, вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Эфесе, но почти по всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и ниспровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная». Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: «велика Артемида Эфесская!» И весь город наполнился смятением. Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его. Так же и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище (то есть в театре). Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: «мужи Эфесские! Город Эфес есть служитель великой богини Артемиды. И нам надобно быть спокойными и не поступать опрометчиво. А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-либо, то на это есть судебные собрания и есть проконсулы; пусть жалуются друг на друга. А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании» (Деяния 19). Так разумное вмешательство гражданской власти спасло от преждевременной смерти великого апостола. После этого Павел покинул Эфес, оставив в назидание его гражданам замечательное «Послание к эфесянам».

Как уже упоминалось, храм Артемиды в древности считался одним из семи чудес света. Построенный в незапамятные времена, он впоследствии был сожжен безумцем Геростратом, желавшим таким образом обессмертить своё имя. По чистой случайности это произошло в ночь, когда в Греции родился Александр Македонский. Впоследствии, отвечая на упрёки скептиков, «почему Артемида не защитила свой храм», жрецы богини говорили, что «она в эту ночь принимала роды у Олимпиады, матери Александра». Действительно, посетив через 22 года город Эфес, Александр Македонский повелел отстроить заново храм Артемиды, простоявший ещё многие века. Храм был украшен статуями Праксителя и других выдающихся скульпторов и мог одновременно вмещать в себя 250 тысяч человек. Здесь, по преданию, был открыт и первый на земле банк. Люди, отдавая в храм свои деньги, получали их через несколько лет с процентами. Сегодня это место представляет собой сплошное болото, где кричат лягушки и торчат из мутной воды несколько изуродованных колонн, на которых аисты строят свои гнёзда. Воистину «всё течёт и всё изменяется», — сказал когда-то эфесский мудрец Гераклит.

Эфес. Его происхождение относится к незапамятным временам. Древний историк и географ Страбон рассказывает, что ещё в XIII веке до Рождества Христова здесь стали селиться люди вокруг храма Великой Матери Кибелы, позднее отождествлённой с Артемидой. Есть сведения, что в Эфесе Гомер творил свои великие произведения. Здесь оставили свои следы легендарный Крез и персидский царь Дарий, Александр Македонский и цезарь Адриан. В I веке нашей эры здесь жили Христовы апостолы и Пресвятая Дева Мария. А в начале II века апостольская проповедь одержала верх над культом Артемиды, и Эфес становится центром большой христианской епархии. Языческие храмы были покинуты, а их камни пошли на строительство христианских церквей. Та же участь постигла и храм Артемиды, который по указанию Юстиниана стал строительным материалом для собора Святой Софии в Константинополе и церкви Святого Иоанна в Эфесе. В середине VI века город перемещается к вершине холма и располагается вокруг церкви на могиле апостола. В это время Эфес укрепляется строительством цитадели и бастионов. В первый раз турки захватили город в 1090 году, назвав его Айясулук. Но вскоре византийцы отвоевали его и владели им до 1304 года. Однако с 1348 года Айясулук становится столицей Эмирата Ай-диногуллар, а в XV веке переходит в оттоманское владычество. К этому времени Эфес становится лишённым всякого значения городком. Море отступает от него постепенно на несколько миль, и из-за отсутствия порта он уже не может продолжать свою блестящую торговую деятельность. Путешественники, посещавшие Айясулук в последующие времена, вынуждены были в своих описаниях ограничиваться фразами, что «там находятся развалины классических сооружений, по которым можно полагать, что на этом месте находился древний город Эфес».

Наконец, в 1941 году Айясулук ещё раз сменил своё имя и стал называться Сельчук.

Я попадаю на христианские святыни Эфеса не сразу. В первый раз молча еду вместе с группой туристов и внимательно слушаю гида. Он увлечённо рассказывает о прошлом Эфеса; об античных вратах Митридата, библиотеке Цельса, Одеоне, улицах, банях и многом другом, но о христианских святынях — ни слова. Однако я полностью в его распоряжении и не задаю никаких вопросов. Это разведка. При посещении театра узнаю даже происхождение слова «оболтус». Оказывается, в древние времена первые ряды в театре занимали аристократы и богачи. Представления шли весь день, сменяя друг друга. Зрителей обносили вином, печеньем и фруктами. Театральная середина доставалась купцам, воинам и чиновникам. А самые дальние ряды занимали бродяги и бездельники, которым власти города выдавали для этого самую мелкую монету — обол. От этого и происходит оскорбительное название всех тунеядцев.

Когда-то воды Эгейского моря подходили вплотную к Эфесу и прямо перед театром находилась прямая портовая улица, от которой сегодня сохранилась величественная колоннада. Но за прошедшие две тысячи лет море отступило на 8 километров и этот процесс продолжается.

Между тем гид не умолкает ни на минуту: улица Геракла, улица Олимпийская, Буколеон, водяной дворец, Агора... одно за другим меняются достопримечательности раскопанного археологами Эфеса. Затем следует обед и уж совсем ненужное посещение магазина кожаных изделий и винного погреба.

Эфес - Нажать для увеличения«А как же запрет на вино? Ведь по вашей религии не положено. Кажется, «пророк» запретил своим последователям вкушать от плода лозного, дабы не омрачать рассудок?» Я вопросительно смотрю на гида. Он лениво отмахивается: «Сейчас не те времена, к тому же Турция живёт не по религиозным, а по гражданским законам. Это в Саудовской Аравии да в соседней Сирии фанатизм, а у нас со времён Ататюрка свобода».

А, ну раз так, тогда всё в порядке.

Через два часа возбуждённая обильной дегустацией толпа радостно заполняет автобус. Едем обратно в Мармарис, и бодрствует один водитель, все погружаются в нирвану. Мне всё понятно, и через день я снова устремляюсь в Эфес. Но на этот раз погоду буду делать уже я.

Захватив с собой рясу, епитрахиль, поручи, Евангелие и требник, сразу пытаюсь договориться с гидом. После того, как я дал, а он взял, приходим к взаимному согласию. Однако гид кивает в сторону шофёра — надо немного дать и ему. Зато по прибытии в Эфес маршрут изменяется (и это ради меня). Автобус останавливается у подножия холма Айясулук, и я быстро выхожу из него. Вдогонку слышу: «А куда он? А мы почему туда не идём?» Но дверцы уже закрываются, и я в гордом одиночестве начинаю восхождение к первой святыне на моём паломническом пути — могиле апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Любимый ученик Иисуса Христа, он был единственным апостолом, который не убоялся фарисейской злобы и сопровождал измученного Спасителя до Голгофы и до Креста. Ему распятый Господь завещал Свою Пречистую Матерь. Он оставил потомкам три Соборных послания и самую таинственную книгу Священного Писания — Апокалипсис, где рассказал о грядущих судьбах мира и Церкви. Он прожил долгую жизнь и здесь, в Эфесе, написал своё знаменитое Евангелие. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть...» (Ин. 1, 1-3). Так начинается его Божественное благовестив, которое Святые Отцы называют орлиным. Благостный старец, переживший за свою долгую жизнь столько невзгод и гонений, он здесь, в Эфесе, превратился в кроткого отца, преисполненного любви к своим детям. Чувствуя приближение кончины, он оставил христианам твёрдое основание веры — своё Евангелие. К этому времени уже были написаны три Евангелия — от Матфея, Марка и Луки. Дополняя этих евангелистов, говоривших в основном об исторической личности Спасителя, Иоанн выдвигает на первое место Божество Иисуса Христа. Вот почему он начинает своё Благовестив прологом о Слове, которое было «в начале у Бога». Далее Иоанн пишет, что через Слово Божие всё получило своё начало и что «в Нём была жизнь и эта жизнь была светом» для всех людей. Вот почему отцы Церкви сходятся в едином мнении, что характер четвёртого Евангелия носит отпечаток «небесного» или «орлиного», ибо высотою своего Благовестия Иоанн так возвысился над остальными евангелистами, как орёл над прочими птицами. Поэтому в христианской иконографии он часто изображается с орлом. Эта гордая и грозная птица есть символ высокого парения богословской мысли. Поэтому она и является иконографическим знаком святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Уже незадолго до смерти он так ослабел, что не мог ходить. Ученики на руках приносили его в храм. А когда настало время отшествия к Богу, он удалился за пределы города с семью своими учениками и, взойдя на небольшой холм, повелел выкопать крестообразную могилу. С плачем целовали ученики тело усопшего наставника и «накрыв его лицо платком, присыпали землей». Но тайной окружена была и смерть его, ибо на другой день, придя к могиле, верующие ничего в ней не нашли. Долгие столетия в годовщину погребения апостола на его могиле выступал тонкий розовый прах, который люди собирали и исцелялись им от болезней. И только с пришествием сюда ислама эти чудеса прекратились.

Я поднимаюсь на вершину холма по небольшой мощёной улице, обсаженной пальмами. Это здесь, под этим синим безоблачным небом впервые прозвучала фраза «в начале было Слово». Между тем из турецких домов доносится запах жареной пищи. Пожилые турки равнодушно покуривают за столиками кальяны. Черноволосые мальчишки шумно играют в какие-то свои игры. Заметив меня, один из них подбегает, предлагая купить открытки с видом Эфеса. Я подхожу к небольшой крепостной стене из белого камня. Там, за ней, уже могила Апостола Любви. Но перед воротами вижу окошко кассы, и за вход внутрь нужно заплатить 5 турецких лир. Пройдя последнее мытарство, переступаю заветный порог и попадаю на роскошное плато — огромную площадку, украшенную многочисленными колоннами. Это остатки великолепного христианского храма, воздвигнутого в VI веке над могилой апостола византийским императором Юстинианом. Солнце палит нещадно, и в каждом камне — седая древность. Сворачиваю направо и вижу уже знакомую по фотографиям каменную плиту с надписью «Святой Иоанн». Всё. Я достиг желаемого.

Осмотревшись, пока ещё не обращаю на себя никакого внимания. Прямо у моих ног — старая металлическая решётка, прикрывающая небольшое углубление. Приподнять её невозможно, на ней замок. Стараюсь просунуть туда правую руку, чтобы потрогать могилу апостола изнутри. Затем, достав Евангелие, требник и акафист Иоанну Богослову, начинаю облачаться в священнические одежды. И вот здесь-то сразу же появляется турецкий полицейский. Он не подходит ко мне, но, глядя на меня, всё время звонит кому-то по мобильному телефону и что-то говорит на своём языке. Я стараюсь не обращать на него внимания и продолжаю облачаться. Сейчас начнётся служба — молебен с акафистом великому апостолу и чтением первой и последней глав из его Евангелия. От палящего зноя и присутствия полицейского я даже не вполне осознаю окружающую действительность. Кажется, что всё это во сне и не со мной. «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков!» — звучат первые вступительные слова молитвы.

«Избранный Господом от мрежей рыбарских на проповедь Евангелия, и от ловли рыб на уловление человеков во свет истинного богопознания, великий апостоле, учениче, друже и наперсниче Христов, моли единаго истиннаго Человеколюбца...

Радуйся, Иоанне апостоле, наперсниче Христов и Богослове!»

Полицейский исчезает. Мысленно благодарю апостола и чувствую, что я не один. Он рядом. «Проповедник богоноснаго слова Божия в Эфесе был еси, и усердствуя о распространении благодати евангельския, утверждал еси твоё учение знаменьми великими и чудными, капище Артемидино единою молитвою ниспровергл еси», — звучат слова акафиста, как бы не моим голосом произносимые. И в это время получаю ещё одно видимое знамение помощи апостола — прямо надо мной, в безоблачном синем небе, в плавном полёте начинает кружить стая аистов. Их много, пятнадцать или двадцать. Какое доброе послание! Ведь птица — это иконографический знак Иоанна Богослова, и я воодушевлённо и радостно продолжаю: «Возсия во Эфесе, якоже солнце, свет веры Христовой, тобою проповеданной, радуйся, сатанинские духи от человек изгоняяй; радуйся, болезни единым словом исце-ляяй. Радуйся, неизреченныя Божия откровения узревый; радуйся, орле, обновивый юность твою приближением к Солнцу Славы Божия...»

«Скончаявая земное житие твое, повелел еси учеником твоим землею покрыти до верха тело твое; слышавшие же о сем, сущие во граде братия, приидоша ко гробу твоему и откопавше, ничтоже в нём обретоша».

«Благодать дана бысть от Бога месту сему, идеже тело твоё земли предано, да испускает в день погребения твоего тонкий прах на исцеление болящим, показуя сим чудом, како прославляет Бог любящия Его».

В это время слёзы выступают у меня на глазах. Про себя думаю: «Господи, кто я такой, что Ты привёл меня, грешного, молитвами любимого ученика Твоего на это святое место?.. Благодарю Тебя безмерно!»

После чтения евангельских слов «что ученик тот не умрёт... если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду», начинаю возглашать ектению. Вспоминаю Святейшего Патриарха Алексия Второго и нашего владыку Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, а также родных и знакомых. Затем читаю на коленях молитву Иоанну Богослову. Служба заканчивается, и стая аистов в небе исчезает. Только один из них продолжает летать по кругу — символу вечности. Ведь круг не имеет ни начала, ни конца. На всё уходит около часа, и какая-то американка с мужем застыла и изумлённо смотрит на меня. Для неё ортодокс в византийском платье — это экзотика. Когда же я заканчиваю, она радостно улыбается и предлагает сфотографироваться. Я разоблачаюсь и осматриваю храм. От былого великолепия не осталось почти ничего. У подножия первой от меня колонны вижу древнюю надпись — «Юстиниан», у подножия второй — «Феодора». Рядом с храмом, чуть выше, хорошо сохранились стены древней византийской крепости. На прощание положив земной поклон, целую могилу апостола, делаю несколько фотоснимков на память и начинаю спускаться вниз, к стоянке такси.

Прямо у ворот вижу одиноко сидящего турецкого юношу-инвалида. Он без ног и жалобным взглядом просит подаяние. С любовью и сочувствием подаю ему и спешу к жёлтой машине. Указав на карте нужное мне место, слышу в ответ быстрое «о'кей» и через минуту мы уже мчимся к «восточным воротам» Эфеса. Ехать километров 10-12 и по дороге у меня есть несколько минут для осмотра местности. Повсюду табачные плантации. Здешний табак самый лучший в мире. Раньше его после сбора и сушки отправляли за океан. Сейчас американские и английские табачные фабрики работают прямо здесь, на территории Турции. Сегодня это место называется Сельчук и в нём проживает 30 тысяч жителей, занятых, в основном, в сельском хозяйстве.

Эфес - Нажать для увеличенияПодъехав к «восточным воротам» и расплатившись с водителем, прохожу через турникет. Прямо как в метро. Но билет стоит гораздо дороже. Повсюду целые толпы туристов. Пыль стоит столбом. За день люди хотят выхватить все достопримечательности Эфеса. При этом прямо на ходу все едят, пьют, обмениваются впечатлениями и фотографируют. Я снова ухожу в сторону и козьими тропками, через колючки и кустарник достигаю второй святыни Эфеса — церкви Девы Марии. Она огромная — 250 метров в длину, и турки называют её «двойная церковь». Естественно, сейчас здесь всё в запустении и открыто всем дождям и ветрам. Кто и когда, в какие незапамятные времена построил её, остаётся тайной. Но, конечно же, она была возведена на месте ещё более древней церкви, без всякого сомнения, связанной с пребыванием здесь Пресвятой Девы Марии. Недаром святой Кирилл Александрийский назначил заседания Третьего Вселенского Собора против несториан именно здесь, в Эфесе, как месте крайне неудобном для еретиков, порочащих Матерь Божию. Ибо Эфес с первых времён христианства был городом, где особенно почиталось имя Девы Марии.

Я вхожу в алтарную часть храма и вижу потемневший от времени мраморный престол, за которым 16 веков назад причащались Ювеналий Иерусалимский, Кирилл Александрийский, Мемнон Эфесский. «Боже мой, — думаю про себя, — какая древность, это было здесь за 550 лет до Крещения Руси».

Здесь, в этой церкви, 200 Святых Отцов Третьего Вселенского Собора на вечные времена утвердили догмат о почитании Девы Марии как Пресвятой Богородицы.

Помолиться в тени, очевидно, не удастся. Уже полдень, и жара достигла своего апогея. С благодарностью становлюсь перед святым престолом на колени и начинаю готовиться к богослужению. Евангелие кладу прямо на престол. Сколько же лет здесь не совершалась служба?.. Может быть, семьсот, а может, и больше. Ведь вся Малая Азия была покорена мусульманами задолго до взятия Константинополя.

Богослужение совершаю по тому же чину, что и на могиле Иоанна Богослова. Только акафист теперь посвящён Деве Марии, а евангельское чтение звучит от Луки: «В те дни, встав, Мария с поспешностью пошла в нагорную страну и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда же Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и исполнилась Елисавета Духа Святаго и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (Лк, 39-43).

Так впервые, во времени и в пространстве, Дева Мария была названа Матерью Божией — «Матерь Господа моего пришла ко мне».

Какое посрамление еретику Несторию, пытавшемуся назвать Деву Марию «Христородицей» и даже «Человекородицей»! Какой укор и всем современным сектантам, не почитающим Заступницу Усердную рода христианского!

Несмотря на убийственную жару, служба совершается чинно и благодатно. Я благодарю Царицу Небесную за помощь в посещении святого храма сего. Как преподавателю церковной истории, мне особенно важно побывать в этом давно желанном месте. Слава Богу за всё! После службы начинаю осмотр церкви и в самом центре вижу громадную мраморную чашу. Прохожу дальше и прямо у входа нахожу баптистерий — древнюю крес-тильню с двумя спускающимися в неё ступенями. Она вся заросла ежевикой и я съедаю несколько кислых ягод. Сколько же тысяч людей приняли здесь Святое Крещение! Повсюду на огромных каменных блоках вижу высеченные изображения древних крестов. Они все четырёхконечные. Я охотно фотографируюсь на их фоне и на каменном полу нахожу какую-то таинственную и стёртую временем надпись. С трудом разбираю только одно слово «CLAVDIA». Но мозаики нет уже нигде, только остатки мраморных колонн и монументальные гробницы. Сколько им лет, кто и когда здесь был похоронен, кто эти люди? Одна за другой проносятся в сознании эти мысли. Но время торопит, а впереди ещё одно посещение. Поэтому, поклонившись престолу и поблагодарив Пресвятую Богородицу за оказанную милость, пускаюсь в обратный путь, на котором мне предстоит посетить ещё одну христианскую святыню Эфеса — пещеру Семи спящих отроков. Для этого нужно подняться на вершину каменной горы Охлон. С её высоты открывается величественный вид на город — весь Эфес перед вами, как на ладони. В недрах седой горы видны две древних расщелины. Возле одной из них надпись по-английски «сэвен чилдрен». Это и есть пещера Семи спящих эфесских отроков. В середине III века, когда римский император Деций воздвиг гонение на христиан, семь эфесских мальчиков, убегая от преследователей, скрылись в расщелине восточной горы Охлон. По одной версии, они были замурованы гонителями. По другой, — сам Архангел Михаил скрыл это место от язычников. Отроки заснули в пещере. А спустя двести лет, во времена византийского императора Феодосия Младшего, в этом месте произошло небольшое землетрясение, и вход в пещеру открылся. Дети проснулись и, думая, что проспали несколько часов, послали в город одного из своих товарищей узнать обстановку и купить хлеба. Продавец хлебной лавки удивился поданной ему старинной монете, и когда истина раскрылась и стала известна народу, то сам император прибыл в Эфес, долго беседовал с отроками и лично удостоверился в истинности этой поразительной истории. Это было великое доказательство всему миру о грядущем и всеобщем воскресении мёртвых. После этого дети снова заснули, на этот раз уже навечно, до Второго Пришествия и Страшного Суда. Этот случай был известен и Магомету. И он упомянул о нём в Коране. А Церковь отмечает память семи спящих отроков каждый год 17 августа (4 августа по старому стилю).

Я поднимаюсь по каменному оврагу вверх и с благоговением захожу в пещеру. Когда-то здесь была христианская церковь, но сейчас только семь пустых гробниц, как пустые глазницы, напоминают о давно прошедшем чудесном событии. Наверху ещё сохранилась часть замечательной мозаичной росписи в виде виноградной лозы, увитой плодами. В алтаре, на стенке, прикреплена небольшая восковая свечка. Здесь кто-то недавно молился. Тешу себя надеждой, что это был русский человек. Помолился и я.

Сколько святых впечатлений я пережил за один, Богом данный мне день! Слава Тебе, Господи! На прощание фотографирую обвалившиеся гробницы и, переполненный неописуемыми чувствами, выхожу из полумрака пещеры на свет и иду на встречу с гидом. Он уже ждёт меня в условленном месте у автобуса и немного волнуется. Однако всё к лучшему, сверх всяких ожиданий.

 

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135


Страница 95 из 101

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Обложка книги "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи. Автор - протоиерей Леонид Константинов

Книги настоятеля

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Епархиальные интернет-ресурсы

Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии
Белгородская Православная Духовная Семинария (с миссионерской направленностью)


I Белгородское благочиние

Преображенский Кафедральный собор в г. Белгороде
Смоленский собор г. Белгорода
Николо-Иоасафовский собор города Белгорода
Храм Архангела Гавриила г. Белгород (БелГУ)
Храм преподобного Сергия Радонежского г. Белгород
Вставить



Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама