Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная :: "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи.

Глава 2. Фригия. Могила святого апостола Филиппа

E-mail Печать PDF

Воспоминания о посещении святых мест в Турции:

В просторном холле отеля турецкий гид увлечённо рассказывает только что приехавшим из России туристам о достопримечательностях Турции. К толпе присоединяюсь и я.

«Это настоящий земной рай, — заливается гид, — восемьдесят сортов инжира выращивается здесь с мая по ноябрь. Триста дней в году держится солнечная погода. За то время сельские жители успевают снять два урожая. А термальные источники — это, поверьте мне, настоящее восьмое чудо света. Нигде в мире вы больше не увидите такого уникального произведения природы. Да что там говорить, сама египетская царица Клеопатра приезжала во Фригию, чтобы искупаться в этих целебных водах, и её бассейн сохраняется до сих пор. У всех вас будет уникальная возможность искупаться в этих оздоровительных водах, а значит и омолодиться. Покупайте билеты, не смотрите на цену, вы приехали отдыхать, так и отдыхайте, а не считайте ваши деньги. Вы не пожалеете. Это единственное на земле место, где термальные источники, выходя из земли, создали удивительную белоснежную панораму, напоминающую хлопковые поля. Это Паммукале, спешите...»

«А как же Исландия и Камчатка, — подумал я, — там ведь тоже много термальных источников?»

Но к гиду уже не пробиться. Особенно спешат женщины. Всем хочется молодости и здоровья за один день.

Покупаю билет на поездку и я. Но не из-за термальных источников, а из-за возможности увидеть место распятия святых апостолов Варфоломея и Филиппа. Да, именно там, во Фригии, в I веке нашей эры совершилась казнь двух учеников Иисуса Христа. Произошло это в городе Иераполисе, во времена римского императора Домициана — второго гонителя Церкви Божией после Нерона.

Открываю жития святых Димитрия Ростовского за ноябрь и нахожу нужную мне информацию. Оказывается, «в Иераполе идолопоклонники и жрецы языческого храма рептилий восстали на апостолов из-за погибшей ехидны — гигантской змеи, которой приносились жертвы». Апостолы просто умертвили её. Тогда правитель города осудил их на распятие. Причём Филиппа распяли вниз головой на вершине холма, просверлив ему руки и ноги, а Варфоломея привязали ко кресту верёвками прямо у стен языческого храма так, чтобы он видел мучения своего товарища. Однако во время казни началось землетрясение, и жители Иераполиса поспешно бросились снимать с крестов распятых мучеников. Но Филипп уже умер, а Варфоломея удалось спасти. «В этот же вечер святая Мариамна, сестра Филиппа, похоронила тело апостола на склоне холма, а Варфоломей крестил в городе многих его жителей и, уходя, поставил в нём епископа Стахия. Было же Филиппу во время смерти 87 лет, и произошло это в Иераполе Фригийском, что в средней части Малой Азии, между реками Ликусом и Меандром. Ныне город этот носит турецкое название Памбук-калеси, или Паммукале, что значит «город хлопка», или «хлопковый замок», по сходству с горами хлопчатой бумаги белых на вид скал, бугров, утёсов и каналов от осадка воды со спускающихся с высоты термальных источников и ручьёв».

Всё понятно. Я на верном пути и благодарю Бога за уникальную возможность поклониться святому месту и помолиться на могиле апостола. Для верности беру в руки ещё один источник — Церковную историю Евсевия Кесарийского, жившего в IV веке нашей эры и, конечно же, обладавшего большей информацией о святых апостолах, чем нынешние писатели. Открываю том и на странице 108 читаю следующее: «В Иераполисе Фригийском правитель города Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними Варфоломея и распять апостолов. Но как только палачи исполнили приказание, началось страшное землетрясение. Видя происходящее, иерапольцы уверовали во Христа и потребовали отмены казни. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был ещё жив. Но Филипп уже скончался, молясь о спасении язычников. Тогда Мариамна погребла тело святого и вместе с Варфоломеем отправилась через некоторое время с проповедью в Армению, где святой Варфоломей и принял мученическую кончину». Так сообщает об этом «отец церковной истории» Евсевий Кесарийский (Памфил).

И на следующий день, «ещё сущей тьме» я отправляюсь в путь. Автобус подходит к отелю в четвертом часу утра и по пути ещё собирает туристов из разных гостиниц, желающих омолодиться. Ехать предстоит 5 часов, поэтому до первой остановки, где будет так называемый «континентальный завтрак», все погружаются в сон. Рассвет застаёт нас уже в горах. За окном мелькает однообразный ландшафт — бесконечные серые скалы, заросшие турецкой сосной, перемежаются с плодоносными долинами, где видны редкие поселения с мечетями и минаретами, напоминающими издали космические ракеты. Кое-где встречаются небольшие стада чёрных овец и одинокие пастухи с длинными деревянными посохами. «Так, наверное, было здесь и две тысячи лет назад, когда по этой земле ходили ноги апостолов», — думаю я про себя. Наконец, приближается первая остановка. Видна автозаправка и рядом с ней небольшой ресторанчик (забегаловка для проезжающих). Плата за континентальный завтрак входит в стоимость билета, и сразу убеждаешься, что располнеть от такой пищи просто невозможно. Это варёное яйцо, брынза, кусок лепешки (лаваш) и чашка мутного кофейного напитка. Настоящий «завтрак туриста». Вы на перекладных, жаловаться некому и это, конечно, учитывается. Я выбираю крайний столик под открытым небом и принимаюсь за скудную трапезу. Впрочем, кто хочет основательно подкрепиться, это можно сделать за дополнительную плату. Жареная баранина со специями, куры на гриле, фрукты и прохладительные напитки к вашим услугам, но только за турецкие лиры. И есть много желающих. Однако паломнику заниматься чревоугодием не пристало, и я молча поглощаю, что Бог послал.

Дружелюбно виляя хвостом, к моему столику подходит бродячая собака. Она молча смотрит на меня просящими глазами, и я кладу перед ней кусок хлеба. Но она, едва понюхав его, равнодушно отворачивается. «Тогда пошла прочь, бессовестная морда», — тихо говорю я ей и на этом наше знакомство прерывается.

Гид приглашает всю группу в автобус. Сделать это, однако, не просто. Он имеет дело с русскими, и несколько раз пересчитав «поголовье», нервно выскакивает из автобуса, разыскивая недостающих. Наконец, все в сборе, и мы отправляемся в дальнейший путь.

«Доброе утро!» — начинает свою беседу гид. Но микрофон в его руках почему-то ещё спит и минут 5-7 уходит на устранение поломки. Наконец, всё готово, и начинается привычная турецкая лекция: «Ну что, все проснулись?.. Как вам в Турции, как проходит ваш отдых? Кто здесь в первый раз? Вам понравилось?., и т.д. Меня зовут Джалиль, нашего водителя — Мустафа, поприветствуем его». Все хлопают. «Я буду сопровождать вас во время этой поездки и приложу все усилия, чтобы ваше путешествие было приятным, — продолжает гид. — Сейчас, как вы видите, мы проезжаем скалистые обрывы над пропастью, поэтому те, кому страшно, поступайте, как наш водитель — закрывайте глаза». Но шутка, кажется, не удалась, кто-то взвизгнул. «До места нашего назначения ещё три часа, — продолжает гид, — и я расскажу вам о Турции, её климате, народе и религии. Обратите внимание на карту. Как вы видите, современная республика Турция располагается на полуострове Малая Азия. 97 процентов её территории находится на азиатском континенте и только 3 процента — в Европе. Турция омывается водами четырёх морей. С севера — это Чёрное море, кстати, ваше, да? Купались в Чёрном море? С запада её омывают воды Эгейского и Мраморного морей, а с юга — Средиземное. На сегодняшний день в Турции 72 миллиона жителей. Основная религия — ислам. 98 процентов турок являются мусульманами. Но, как завещал великий основатель турецкой республики Ататюрк, каждый турок имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой».

Я отворачиваюсь к окну и молча наблюдаю за однообразным дорожным пейзажем, «...или не исповедовать никакой...» — где-то я уже слышал это. «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй...» — тихо, про себя начинаю молиться, и голос гида растворяется уже далеко. Какое удивительное место мне сегодня предстоит посетить! Древний Иераполис соседствует рядом с Колоссами и Лаодикией. Здесь был и проповедовал апостол Павел. «И проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников» (Деян. 18, 23). Так Священное Писание упоминает о пребывании здесь великого апостола языков.

«Святая земля, — думаю я, — отданная за грехи наши другому народу».

Когда-то, в древние времена, в Лаодикии собирался Поместный церковный Собор, а в Колоссах божественный Павел основал церковь и оставил его жителям своё письменное назидание — «Послание к Колоссянам».

«Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе...» (Кол. 2, 1).

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, а не по Христу; ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 8, 9).

«Жёны, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жён, и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всём, ибо это благоугодно Господу. Отцы, на раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 18-21).

Какие назидательные слова. Как они нужны нашему народу сегодня, сейчас. И кажется, что они прозвучали только вчера. Но это было написано здесь, на этой земле, две тысячи лет назад. Причём из послания видно, что апостол находился в это время в тюрьме.

Фригия - Нажать для увеличенияЛаодикия и Колоссы. Приведёт ли меня Господь ещё когда-нибудь в эту землю? Сегодня в Лаодикии, кроме разрушенного античного театра и стадиона, других достопримечательностей нет. Но следует знать, что именно здесь находилась одна из семи древних Церквей христианского мира, упоминаемая в Апокалипсисе: «И Ангелу Лаодикийской Церкви напиши; Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3, 14-19).

Страшны слова этого сбывшегося пророчества. Ибо ничего сегодня не осталось в Лаодикии, кроме пустыни и развалин. Везде пыль, песок и камни. И только античный стадион Лаодикии ещё является какой-то достопримечательностью. Его размеры впечатляют: длина 365 метров, а ширина 65. Он вмещал свыше тридцати тысяч человек. Это один из самых знаменитых архитектурных памятников античного периода.

Недалеко отсюда случилось и другое замечательное событие, навсегда отмеченное Церковью. Это чудо Архистратига Михаила, происшедшее в IV веке. Собственно, это произошло в местности, называемой Хиротопа — между Лаодикией и Иераполем. Рядом с целебным источником, сохранившимся до сих пор, усердием одного из жителей Лаодикии, был построен храм в честь Архистратига Михаила. В храме, в течение 60-и лет исполнял служение благочестивый человек по имени Архипп. Постоянной проповедью о Христе он раздражал язычников. В отместку они соединили в одно русло два горных потока из водопадов и направили течение воды на церковь. Но Архипп, увидев, как вода устремляется на храм, начал усердно молиться Архистратигу Михаилу и, по его призыву, вдруг возле храма удар молнии открыл в горе широкую расселину, в которую устремилась вода. Церковь осталась невредима. А место это с тех пор получило название «Хоны», что значит «расселина».

В это время, прервав мои размышления, откуда-то издалека снова доносится голос гида. Он предупреждает, что после осмотра Иераполиса и купания в бассейне Клеопатры необходимо ещё заехать в текстильный магазин и на фабрику оникса. Поэтому нужно поторопиться и нигде не задерживаться: «Вы знаете, что такое оникс? Это полудрагоценный камень, единственный из всех камней, пропускающий свет. Он упоминается в Библии как один из двенадцати камней на груди у первосвященника. Его добывают на огромной глубине. Если вы купите бокалы из оникса, то вино в них будет долго сохраняться свежим и ароматным. Этот камень принесёт вам счастье. Спешите купить его...»

«Почему же ты не хочешь быть счастливым? — думаю я, глядя на гида. — Конечно, он безусловно что-то имеет от того, что водит группы туристов по этим магазинам, способствуя национальному бизнесу и отнимая у людей драгоценное время».

А ведь мне ещё предстоит договориться с ним о посещении мною христианской святыни. «Святый апостоле Божий Филиппе, помоги мне!» Между тем цель нашей поездки всё ближе. Неожиданно из-за ближайшего поворота открывается широкая долина с большим турецким городом. Это Денизли. В нём около трёхсот тысяч жителей и великое множество мечетей. Их сверкающие металлические купола блестят на солнце. Здесь сейсмическая зона. Но несмотря на это, дома строятся высокие, по 10-15 этажей.

Скоро, однако, конец нашего путешествия, и вдали, за городом, у подножия скалистой гряды, уже просматривается белая полоса, похожая на меловые откосы. Это и есть Паммукале. Но прежде чем туда добраться, нужно проехать через весь город. И когда мы приближаемся к центру, Джалиль обращает наше внимание на гранитный памятник... петуху.

Дело в том, что фригийские петухи — это очень редкостное явление. В отличие от обычного, который кричит 5-10 секунд, фригийский петух кричит целую минуту. Каждый год в сентябре здесь, в Денизли, проходит специальный фестиваль — смотр фригийских петухов. И недавно был поставлен своеобразный рекорд — птица кричала 1 минуту и 15 секунд. После этого петух упал в обморок и его отливали водой. Конечно, это большая редкость и заполучить такого петуха стоит очень дорого — несколько тысяч долларов.

Высоко здесь ценятся и ангорские кошки. Это настоящая порода. У такой кошки рождается только один котёнок, и он всегда белый. Могут сказать: «Ну что особенного, и у нас так бывает». Но всё дело в том, что у настоящей ангорской кошки всегда разные глаза — один синего цвета, другой — карий.

Кроме того, Фригия с древних времён славится и своими знаменитыми фруктами, особенно яблоками. Один такой плод достигает килограмма и даже больше. Он не пропадает при любой температуре в течение года. Возможно, это действительно из-за целебной воды, которой насыщены недра этой земли. По этому поводу вспоминается драматическая история, происшедшая в V веке в доме византийского императора Феодосия Второго. Однажды фригийские купцы подарили ему плод необыкновенных размеров, ставший «яблоком раздора» в его семье. Дело в том, что молодой император, вволю налюбовавшись подарком, преподнёс его своей жене — императрице Евдокии. А та имела неосторожность отдать его начальнику дворцовой стражи. Ничего не зная и желая сделать императору приятное, прямодушный воин вручил его Феодосию. Сестра императора, Пульхерия, враждовавшая с Евдокией из-за влияния на государя, сразу же воспользовалась этим и обвинила невестку в неверности. Император вызвал к себе жену и спросил: «Где яблоко?» «Я его съела», — ответила испуганная Евдокия. Тогда Феодосий заставил её поклясться на кресте и Евангелии. И она поклялась. После этого государь показал ей плод, и потрясённая Евдокия была навсегда сослана в Иерусалим замаливать преступление, хотя известно, что перед смертью она сказала духовнику, что невиновна в возведённом на неё оговоре.

Но это было в незапамятные времена. А вот сегодня, глядя на громадные фригийские персики или кисть белого винограда, которая не помещается в ведро, невольно думаешь: «Да, далеко до творения Божия нашему дедушке Мичурину».

В это время автобус проезжает реку Меандр (турецкое название Мендерес) и начинает медленно забираться наверх. Мы в древнем Иераполисе. Арка Домициана и каменная дорога, по которой ходили апостолы, сохранились до сих пор. На склоне холма виден полукруглый внушительных размеров театр. Ему две тысячи лет. Он не такой вместительный, как в Эфесе — всего 24 тысячи зрителей, но вблизи кажется огромной каменной громадиной. А за ним, на вершине холма, я уже вижу величественные стены древней византийской церкви. Это и есть могила апостола Филиппа. Цель близка, и я всё равно теперь туда попаду. Вокруг бесконечные надгробия и саркофаги. Мы в мёртвом городе. От былого величия не осталось ничего, кроме одной колонны и развалин, где по ночам находят пристанище совы и летучие мыши.

Между тем автобус останавливается. Предупредительный Джалиль говорит, что холодную водичку можно приобрести по сходной цене у водителя, в автобусном холодильнике. Это будет стоить гораздо дешевле, чем в городе. А пить здесь необходимо постоянно. При такой адской температуре обезвоживание наступает незаметно, и солнечный удар может постигнуть в любую минуту. Охотно соглашаюсь с гидом и запасаюсь водой. После выхода из автобуса он всем раздаёт билеты, за которые потом нужно ещё расплатиться. Это пропуск в бассейн Клеопатры.

«Полчаса на посещение античного театра, полчаса на хождение по травертинам, затем в бассейн. От меня не отставать. Желающие могут фотографироваться, после этого обед, прохладительные напитки в ресторане за дополнительную плату. Надеюсь, всем всё понятно...»

Вдруг я неожиданно наклоняюсь у него над самым ухом и тоном заговорщика прошу отпустить меня на час-полтора к вершине холма, туда, где видны камни давно разрушенной церкви.

«А на травертины не хотите, а в театр не пойдёте?» — говорит удивлённый Джалиль и неожиданно быстро соглашается. «Только тихо, и в условленное время подходите к бассейну», — говорит он, очевидно, принимая во внимание мой возраст. Мы сверяем часы. Дело сделано. И, не теряя больше ни минуты, я начинаю восхождение.

Поблёкшая от солнцепёка колючая трава, остатки городской стены, ящерицы, постоянно скользящие между ног, и бесконечная трескотня неумолимых цикад. До цели ещё около километра, и всё время вверх. Выхожу на древнюю каменистую тропинку, разрытую недавно археологами, и делаю первую остановку. Надо попить и отдышаться. Иераполис, долина Меандра и белые, как снег, травертины уже позади, внизу. Молча обозреваю античные руины, колонны, гробницы, разбросанные у подножия холмов, и делаю несколько фотоснимков. Это действительно уникальное по своей красоте место. Скалистые террасы, напоминающие огромное снежное поле, образовались здесь с незапамятных времён. Это чудо природы, на каждой ступени которого веками вырастали сталактитовые минералы. Температура воды, в которой образуются травертины, доходит до сорока градусов по Цельсию. В турецком справочнике читаю: «В этом живописном месте действие горячих источников, содержащих окись кальция, привело к образованию известковых отложений на скалистых травертиновых террасах. Это дало потрясающий эффект: воды, богатые минеральными солями, создали за столетия причудливые, окаменевшие и ослепительно белые каскады, переливающиеся в лучах солнца. Издалека эта белоснежная масса вызывает в воображении огромные хлопковые плантации».

Ну что ж, всё правильно, панорама действительно впечатляющая.

«Конечно же, всё это видели и святые апостолы», — невольно подумал я. Снова открываю турецкий справочник и читаю: «Христианство довольно рано распространилось в Лаодикии, Колоссах и Иераполисе. Апостол Филипп вместе со своей дочерью (?!) провёл последние годы своей жизни в этих местах. Здесь же находится и его могила».

Честно говоря, со стороны турок это звучит, как откровение, за исключением, пожалуй, ближайшей родственницы. Она упоминается как дочь, а не как сестра, согласно христианским источникам. Но и за это спасибо.

Фригия - Нажать для увеличенияКогда-то в Иераполисе побывали древнеримские императоры Адриан, Септимий Север и Каракалла. Все трое были гонителями христиан. Далее читаю: «Церковь имени святого Филиппа, построенная в Иераполисе, принесла городу славу в византийский период. Но начиная с XII века, после крестовых походов, монгольских нашествий и неоднократных землетрясений жизнь в городе постепенно приходит в упадок».

Я продолжаю дальнейшее восхождение. До цели теперь уже не так далеко. Но на пути глубокая впадина. Когда-то через неё был проложен каменный мост. Его остатки по краям пропасти сохранились до сих пор. Но сейчас только куски мраморных колонн и надгробий выступают из обожжённой солнцем земли. Жара становится невыносимой, и перед главным рывком наверх делаю ещё одну краткую остановку и пью воду. Интересно, какие императоры Византии и Европы поднимались по этой дороге, чтобы поклониться месту последнего упокоения апостола Христова? Кто и в какие времена построил эту церковь? Турки говорят, что Феодосий Второй. Но я думаю, что это сделал Юстиниан, прославленный Церковью в лике святых. Великий труженик и законодатель, он почтил строительством храмов все места, связанные с мученической кончиной апостолов. Даже у нас, на Кавказе, сохранился фундамент построенной им церкви на месте гибели Симона Зилота, одного из двенадцати учеников Христа.

В это время испуганная моим появлением огромная толстая ящерица перебегает мне дорогу. Настоящий монстр, почти как варан. Кажется, мы немного испугались друг друга. Ну надо же, сколько рептилий сохранилось в этих местах до сих пор. Но это теперь не важно. Потому что сейчас ещё одно усилие, шагов пятьдесят наверх, и я на месте. Поднимаюсь с молитвой, и передо мной открывается огромная каменная площадка в виде кратера и в ней древняя церковь, вернее, её развалины. Слава Богу! Я добрался.

Перед входом вижу табличку с надписью «Святой Филипп» и краткой информацией о церкви. Оказывается, в 1967 году здесь работали итальянские археологи, но могилы апостола не нашли. Следы их пребывания сохранились в помеченных красными номерами каменных блоках и колоннах.

Я осеняю себя крестным знамением и, сняв головной убор, вхожу в церковь. В душе тишина, в небе и на земле тоже. Я один. И передо мной печальная картина — немые, но всё ещё величественные развалины серых стен с выбитыми на них христианскими символами — святыми крестами и монограммами Иисуса Христа.

Становлюсь на колени и целую подножие древней колонны. «Святой апостоле Божий Филиппе, моли Бога о нас!»

Рядом со мной крошечная мраморная гробничка. Когда-то здесь был похоронен христианский младенец. Церковь круглая, в виде шатра из восьмиугольника. В самом центре ещё просматриваются остатки алтарной части. Мысленно благодарю апостола и начинаю облачаться в священнические одежды для совершения службы. Во время богослужения читаю Евангелие, где рассказывается о диалоге Спасителя с Филиппом: «Рече Господь; Я есть Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп же сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел и Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14, 6-10). Здесь слёзы благодарности застилают мне глаза, и я славлю Бога за великое счастье быть в этот день с апостолом Филиппом. Именно его дерзновенный вопрос открыл человечеству великую тайну богословия — видевший и молящийся Иисусу видит и молится Отцу Небесному.

Да, уже много сотен лет эта церковь поругана и в развалинах. Но каждый христианский храм, тем более такой, — это святое место на земле. До скончания века он незримо будет охраняться ангелом и в нём будет совершаться ангельское богослужение. И сегодня в этом богослужении принимаю участие и я. Слава Тебе, Господи! Паки и паки благодарю Тебя!

После молитвы читаю отрывок из Жития святого апостола Филиппа о последних минутах его земной жизни. Затем начинаю осмотр храма. Он был построен как восьмиугольник в квадрате. В одном месте сложено множество мраморных колонн. Кто их здесь сложил, для какой цели, и в какие времена? Это остаётся тайной. А прямо напротив от этих колонн вижу большую каменную крышку от гробницы. «Может быть, это и была в древности гробница апостола?» — думаю я. Но надписи на ней не сохранилось никакой. «Где мощи апостола Филиппа? Может, они сокрыты в недрах этой горы? Но скорее всего христиане при наступлении на эти места мусульманских полчищ увезли их в Рим или в Константинополь, где когда-то была построена церковь Двенадцати апостолов».

Эти вопросы не дают покоя. Довершаю осмотр и вижу, что боковые приделы построены в более поздний период. Мрамор только в центре, по краям кирпичная кладка. Я забираю с собой на память о посещении церкви маленький кусочек камня-известняка. Он будет храниться в моей комнате как святыня.

Однако время не ждёт, а нужно ещё сделать несколько фотоснимков для специального альбома. Я разоблачаюсь, пью ставшую уже тёплой водичку и омываю ею лицо.

Вдруг из расщелины в стене вылетает перепуганная сова и тут же молниеносно исчезает. Она явно не ожидала, что её сон кто-то сегодня потревожит.

Я выхожу из храма и с высоты святого холма смотрю на долину Меандра. О том, что там протекает река, говорит зелёная полоса вдоль всей долины. Где вода, там и жизнь. Далее седые вершины далёких гор. В небе ни облачка. Смотрю вниз, на белоснежные травертины. Там уже видно множество автобусов, и сотни людей чёрной полоской, как муравьи, ходящих по термальным террасам. И так каждый день. Там все, здесь никого. Там земной мир. Здесь небо. Там настоящее царство плоти, а здесь тишина, одиночество и покой.

С молитвенной благодарностью и невыразимой радостью в душе начинаю спуск. Это гораздо легче. Когда подхожу к бассейну Клеопатры, запасы моей водички истощаются и я покупаю её за баснословную цену в турецком магазине. В бассейне народу, как сельди в бочке. Там творится что-то невообразимое — шум, визг и радостный хохот.

Не торгуясь, покупаю у пожилого турка в киоске красочный журнал с названием «Паммукале» и доверительно спрашиваю: «Когда был открыт этот бассейн?» Он также дружелюбно отвечает: «В 1956 году. Тогда в это подходящее углубление при помощи бульдозера побросали несколько мраморных колонн, даром что их здесь полно. Затем провели две трубы с термальной водой. Вот и всё. Впрочем, сегодня, в целях экономии, термальную воду подают в бассейн только по одной трубе, а по другой поступает простая».

«А как же Клеопатра?» — спрашиваю я. «Она здесь никогда не была, — смеётся турок, — ведь для этого ей нужно было бы прожить ещё две тысячи лет».

 

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135


Страница 96 из 101

Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор
308000 г. Белгород
ул. Попова 56

тел.: +7(4722)26-19-70

Обложка книги "Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи. Автор - протоиерей Леонид Константинов

Книги настоятеля

Благотворительный взнос
на издание 2-го тома
книги «Живое Слово»


На Яндекс счет:
410012032496332

Благотворительный взнос

на издание 2-го тома книги «Живое Слово»

Епархиальные интернет-ресурсы

Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии
Белгородская Православная Духовная Семинария (с миссионерской направленностью)


I Белгородское благочиние

Преображенский Кафедральный собор в г. Белгороде
Смоленский собор г. Белгорода
Николо-Иоасафовский собор города Белгорода
Храм Архангела Гавриила г. Белгород (БелГУ)
Храм преподобного Сергия Радонежского г. Белгород
Вставить



Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама