«Ровесник Пушкина, созданный
Под сенью преблагословенных дней
Наш храм – святыня Белогорья
Сегодня отмечает юбилей»
19 декабря, в день памяти святителя Николая Мирликийского Чудотворца, нашему любимому собору исполнилось 225 лет.
В 1799 году, чуть ниже центрального въезда с западной стороны, была построена каменная кладбищенская Николаевская церковь для отпевания усопших (ныне Николо-Иоасафовский собор), которая не имела своего собственного прихода, а также усадебных, пахотных и сенокосных угодий. Храм выдержан в классическом стиле, расцвет которого в архитектуре пришелся на середину XIX века. Строился храм несколько лет на народные деньги и постепенно расширялся.
После Октябрьской революции и Гражданской войны Никольская кладбищенская церковь разделила участь большинства религиозных сооружений в новой стране Советов.
В 1922 году на официальном правительственном уровне началось изъятие церковных ценностей под предлогом борьбы с голодом в Поволжье. У приходских общин забирали не только предметы не употребляемые в богослужебной деятельности, но и евхаристические сосуды, которых не должна была касаться рука мирянина.
Так по данным Курского губисполкома от 31 мая 1922 года «изъяты...[у] Кладбищенской-Николаевской церкви 75 предметов весом 2 п[уда] 30 ф[унтов]» (~ 45 кг. Прим.). Из них 8 серебрянных риз с икон, 7 ковчегов, 10 риз с богослужебных Евангелий.
После окончания военных действий на Белгородчине, с декабря 1943 года община православных верующих возобновила богослужения в трапезной части храма. 26 ноября 1945 года Исполком Белгородского совета депутатов трудящихся уже официально передал используемое помещение, а также каменное здание церковной сторожки для нужд верующих. Летняя трехпрестольная часть Никольского храма в том же 1945 году была отдана властями под склад газеты «Белгородская правда». Верующие неоднократно ходатайствовали перед Облисполкомом о передаче им в пользование оставшейся части здания в 1949, 1951 и 1958 годах, но всякий раз получали отказ. Ситуация изменилась лишь в 1962 году. Власти полностью вернули храм верующим и разрешили его капитально отремонтировать, на средства собранные прихожанами.
После закрытия Преображенского собора, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I храм получил статус кафедрального собора и стал именоваться Иоасафовским.
22 декабря епископом Курским и Белгородским Серафимом (Никитиным) был совершен чин Великого освящения храма. Главный придел назван во имя святителя Иоасафа Белгородского, а боковой, с южной стороны - в честь святителя Николая Мирликийского.
Иконостас собора, изготовленный в XIX веке, был перенесен к открытию из Преображенского собора Белгорода. Деревянный, резной работы, он замечателен своей архитектурой и исполнением. Это один из немногих сохранившихся иконостасов XIX века на Белгородчине.
С началом «перестройки» произошли положительные изменения государственной политики в отношении Русской Православной Церкви. В Белгородской области власти разрешили провести капитальный ремонт более чем в десяти храмах. В кафедральном Иоасафовском соборе в 1987 году была выполнена настенная роспись стен в честь 1000-летия Крещения Руси. Колокольня, расположенная отдельно от здания храма, разобранная еще в 1947 году до нижнего яруса, восстановлена в 1989 году.
В 1990 году архиерейская кафедра перешла во вновь открытый для богомольцев Преображенский собор, а с 1996 года, по благословению епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (ныне митрополита. Прим.) собор стал именоваться Николо-Иоасафовским.
Сегодня приходская жизнь собора активно развивается, многие белгородцы посещают наш собор, ощущая более двух вековую историю храма. А храм — это не только стены и купола, но еще и люди. Поэтому сегодня мы сугубо молимся о строителях, благоукрасителях, священнослужителях и прихожанах Николо-Иоасафовского собора, как почивших, так и здравствующих. Дай Бог, чтоб эти святые стены всегда были наполнены христианами, стремящимися жить по Евангелию и идти путем спасения.