Николо-Иоасафовский собор города Белгорода
По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского
 
 
Николо-Иоасафовский собор города Белгорода
По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского
 

Николо-Иоасафовскому собору 225 лет!


Николо-Иоасафовскому собору 225 лет!


Святитель Николай,
архиепископ Мир Ликийских, чудотворец


Житие | Молитва | Акафист

Святитель Иоасаф,
епископ Белгородский, чудотворец


Житие | Молитва | Акафист

Храм

Архитектурное описание

Собор Николо-Иоасафский, 1799г., 1837г., ул. Попова, 56

Николо-Иоасафовский собор. Апрель 2018 г.

Николо-Иоасафовский собор расположен на городском кладбище, в западной его части. В XVIII веке кладбище находилось за городской чертой. Сегодня это центр города. Небольшая территория собора с востока и юга ограничена захоронениями, севера и запада домами причтами. На продольной оси собора в 10 метрах от него расположена колокольня, западным фасадом выходящая на ул. Попова.

Стены собора и колокольни кирпичные, оштукатурены и окрашены в два цвета.

В настоящее время храм двухпрестольный. Главный престол во имя святителя Николая, второй во имя святителя Иоасафа Белгородского.

Первоначальный объем, возведенный в 1799 году, был построен «кораблем» и разделен на зимнюю церковь с храмовой частью, апсидой, вероятно одночастной, и короткой трапезной. И летнюю церковь, которая включала в себя объем современной трапезной. Об этом свидетельствует и толщина стен – в летней трапезной стены меньшей толщины.

В 1837 году к зимней церкви были пристроены северный и южный приделы и расширена апсида. О том, что апсида была перестроена в это же время свидетельствует композиционно-архитектурное решение ее фасада, идентичное архитектуре приделов. После возведения приделов в церкви разместились четыре престола: главный во имя святителя Николая, второй – во имя сщмч. Харлампия, третий – преподобного Иоанна Многострадального и четвертый – Иоанна Предтечи.

До 1962 года это была Николаевская кладбищенская церковь. После закрытия в 1962 году Преображенского собора церковь была переименована и получила статус собора. Стилистика первоначального объема собора характерна для раннего классицизма. Композиционные приемы этого периода хорошо сохранены в экстерьере трапезной. В более поздних пристройках прослеживаются также классические приемы, но здесь элементы оконных обрамлений носят отдаленный намек на барочные наличники с ушами. И, наконец, оригинальная, отдельно стоящая колокольня, время постройки которой пришлось на переходный период, отразила черты как позднего барокко, так и приемы классицизма.

Объемная композиция крестообразного в плане собора состоит из одночастной полукруглой апсиды, узкой и длинной трапезной с четырехколонным тосканским портиком. Боковыми одноэтажными рукавами креста и массивным световым восьмериком, поставленным над средокрестием храма.

Восьмерик завершен восьмигранной крышей со световым барабаном, несущим купол в форме маковицы с яблоком и крестом над ним.

Над западным входом и приделами поставлены пять небольших барабанчиков, завершенных шатрами с яблоками и крестами над ними. Невысокий цоколь выделен большой толщиной стены, фасады приделов и апсиды завершены фризом, декорированным лежащими нишками и ступенчатым карнизом; трапезной – раскрепованным фризом с частыми зубчиками и плоским карнизом. Простенки трапезной закреплены пилястрами, приделов и апсиды – лопатками. Лучковые окна в апсиде и приделах обрамлены ленточными наличниками (двойными в верхней части), над лучковыми окнами трапезной размещены круглые нишки с ликами святых.

Внутри храм перекрыт восьмилотковым сводом на тромпах, апсида – конхой, боковые ячейки приделов перекрыты парусными сводами, средние ячейки – крестовыми, с распалубками над всеми окнами в приделах. Трапезная перекрыта цилиндрическим сводом. Помещения сообщаются через арочные проемы.

Деревянный резной позолоченный иконостас с выдвинутой вперед центральной частью имеет по два яруса икон в боковых частях и четыре яруса в центральной части. Верхний ярус представлен одной иконой. В пышном декоративном решении иконостаса использованы древнерусские и барочные формы. Нижние ярусы разделены раскрепованным антаблементом. Иконы первого яруса, вставленные в рельефные рамы с полукруглым завершением, фланкированы фигурными полуколоннами.

Резные царские врата имеют килевидные завершения, над ними в уровне второго яруса размещена арочная дуга. Трехчастная центральная часть иконостаса фланкирована резными башенками и завершена ажурной резьбой растительного характера. Главная вертикальная ось увенчана крестом. Все стены и плафоны расписаны ковровым рисунком из растительного орнамента с обилием цветочных мотивов, среди которых изображены пророки, праотцы и вновь причисленные к лику святых.

Отдельно стоящая надвратная колокольня во время военных действий была частично разрушена. В 1990 году первоначальный облик колокольни восстановили по сохранившимся старинным фотографиям.

Ее объемная композиция состоит из четверика со скругленными углами и арочным проходом ориентированным по оси запад-восток, и верхнего яруса в форме барабана, немного расширяющегося к верху. Завершена колокольня куполом и высоким шпилем с яблоком и крестом. Арочные проемы звона ориентированы по сторонам света. В уровне импостов на обоих ярусах пропущена профилированная горизонтальная тяга. Фасады завершены гладким фризом, ограниченным полочкой и профилированным карнизом. Уровень пола верхнего яруса выделен таким же профилем, что и импосты.

Автор: Колесникова Л.И.

Источник: «Православное церковное зодчество Белгородской области» Белгород 1997г.


История Николо-Иоасафовского собора

В 1799 году, чуть ниже центрального въезда с  западной стороны,  была построена каменная кладбищенская Николаевская церковь для отпевания усопших (ныне Николо-Иоасафовский собор)», которая не имела своего собственного...