Николо-Иоасафовский собор города Белгорода
По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского
 
 
Николо-Иоасафовский собор города Белгорода
По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского
 

Святитель Николай,
архиепископ Мир Ликийских, чудотворец


Житие | Молитва | Акафист

Адрес собора: 308000, г. Белгород, ул. Попова 56

Святитель Иоасаф,
епископ Белгородский, чудотворец


Житие | Молитва | Акафист

Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим

26 и 27 сентября, в день праздника Воздвижения Креста Господня, в нашем соборе прошли торжественные Богослужения. Накануне праздника было совершено Всенощное бдение с выносом Честнаго Креста Господня и совершен “Чин воздвижения”. В сам день праздника было совершено две Божественных литургии, позднюю возглавил почетный настоятель собора протоиерей Леонид Константинов.

Из истории праздника: После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.

Обретение Честного и Животворящего Креста состоялось в царствование равноапостольного императора Константина Великого.

По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником. В литературе изложены три различные версии предания об обретении Креста Господня.

Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V века – Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Креста Господня, который и был поднят святителем для всеобщего обозрения.

Вторая гипотеза, датированная первой половиной V века, относит это событие к I столетию: Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия I (41–54), а затем спрятан и вновь обретен в IV веке.

Третий вариант предания, возникший, как и второй, в Сирии в V веке, сообщает: святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей, по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и делать раскопки. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Кресту мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Нужно сказать, что наибольшей популярностью в средне- и поздневизантийскую эпохи пользовалась последняя версия. Именно на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Смотреть фотоальбом >>>

Пресс-служба Николо-Иоасафовского собора